Блок. Снова ближе вечерние тени... Прочтение
Снова ближе вечерние тени,
Ясный день догорает вдали.
Снова сонмы нездешних видении
Всколыхнулись — плывут — подошли.
Что же ты на великую встречу
Не вскрываешь свои глубины?
Или чуешь иного предтечу
Несомненной и близкой весны?
Чуть во мраке светильник завижу
Поднимусь и, не глядя, лечу.
Ты же в сумраке, милая, ближе
К неподвижному жизни ключу.
14 октября 1901
Все ближе и ближе «явное мое колдовство».
(Ал. Блок. Из дневника 18-ого года о весне-лете 901-ого:
«К ноябрю началось явное мое колдовство, ибо я вызвал двойников».)
Здесь он еще на грани:
Снова ближе вечерние тени,
Ясный день догорает вдали.
Снова сонмы нездешних видении
Всколыхнулись — плывут — подошли…
…Чуть во мраке светильник завижу
Поднимусь и, не глядя, лечу..
Декорум всё тот же: в прошлом стихотворении был “неизбежный сумрак”, и в этом “ты в сумраке” . В прошлом он уговаривал ее: “Страшных снов не жди” и в этом, она, как может, сопротивляется ему - он удивляется:
Что же ты на великую встречу
Не вскрываешь свои глубины…
Но в прошлом он пытался спровадить ее из “мирозданья”:
"Ты уходишь от земной юдоли…"
А в этом вздыхает: не получилось: “я” “поднимусь и… лечу ”, а вот ты…
Ты же в сумраке, милая, ближе
К неподвижному жизни ключу.
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
«
Посвящение Посвящается
»
Имя адресата не указано. Может, потому, что и сам поэт сомневался в том. Ср.: «Имя почти угадано» ( Ал. Блок. «О современном состоянии русского символизма»). К кому это? К Лучезарной? К девочке с напудренным лицом? К той, которая «…продолжает медленно принимать неземные черты»? (Дневник 1918-ого года) Которая «…земное воплощение пресловутой Пречистой Девы или Вечной Женственности, если Вам угодно знать)...»?( Блок. Из неотправленного письма.)
Назвать имя – значит, объяснить. А стихи должны объяснять себя сами.
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Публикации: I2 . С. 75; I3. С. 111 и I4. С. 89 - в цикле СПД, в разд. "III. Колдовство.(Осень и зима 1901 года)"; I5. С. 92.
В Т2 под текстом помета: "Ante lucem" ("Перед светом"- лат.).
[
Они встретятся через три дня – 17 октября.
I1 – [Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904] (тит. л. 1905).]
l2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме
(1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
Т2 [Тетради беловых автографов. Вторая тетрадь: "Посвящения. Стихи о Прекрасной Даме. Стихотворения (363) Ал. Блока. ]
]
– «Иль чуешь иного предтечу ...» и след. – Ср. в дневнике от 30(17) августа 1918 г.: "Я испытывал сильную ревность (без причины видимой)". Образ "иного предтечи" вариант "двойника") отсылает к Евангелию: Иоанн Предтеча- "человек, посланный от Бога (... ), чтобы свидетельствовать о Свете"- грядущем в мир Христе (Ин. 1, 6-7); зд. – "свидетель" идущей в мир Вечной Женственности.
– «... К неподвижному жизни ключу» – О символике неподвижного см. коммент. к стих. "Я всё гадаю над тобою ... ".
[Из Примечаний к упомянутому стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
– «... Но, в постоянстве недвижим ...» – Ср. название первого отдела в I1 – "Неподвижность", отсылающее к стихотворению Вл. Соловьева "Бедный друг, истомил тебя путь ... "(1887): "Все, кружась, исчезает во мгле,// Неподвижно лишь солнце любви".
]
»
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится ко ВТОРОЙ сцене ТРЕТЬЕГО раздела. Всего сцен в нем – девять:
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года ( http://www.proza.ru/2018/01/18/742 )
1.Неверящая «ты».
"ты" не веришь мне, не видишь себя
2.Грань богопознания:
попытка – успешная! – увидеть в «тебе» богиню. Увидеть, как «Белый, белый ангел бога / Сеет розы на пути». Но… нет, «ты» из-за своей «нарастающей страсти», «ты» осталась – «в сумраке».
3.Вставка чужим почерком:
«Ты» сомневается по поводу поэта: «Горят слова “Не друг, а враг”».
4.Явное колдовство.
Первое явное явление двойников – сущностей-проводников по другим реальностям: ему показывают Елену, со стен Трои наблюдающей за высадкой ахейцев.
5.Возвращение.
Рефлексии по этому поводу. Вставка чужим почерком: предостережение, попытка удержать «от… ярких дорог».
6. Поле вечной битвы.
ему показывают поле вечной битвы, ему показывают, что «ты» – «другая, немая, безликая, / Притаилась, колдуешь в тиши». То есть, «ты» – из безликих.
7. Случайные встречи.
Наша реальность – он ждет любимую, но встреч с нею сразу становится мало – он тоскует по иномирью.
8.Злая дева.
На фоне встреч с любимой – путаница реальностей. «Неотвязный» искушает тайнами, «ты» ведешь туда, где за «тобой» – «огневые струи», а двойники проводят экскурсию в «лиловые миры».
9.Тропа
И рефлексии по поводу двойников, и блуждание с ними по Тропе миров.
К сцене данного стихотворения относятся пять произведений:
3.«Встану я в утро туманное…» ( http://proza.ru/2017/12/01/1114 )
«я» заставлю тебя богиней – быть!
4. «Ранний час. В пути незрима…» ( http://proza.ru/2017/12/02/1012 )
Принуждение к божественности – получается.
5. «Ты уходишь от земной юдоли…» ( http://proza.ru/2017/12/02/1036 )
Грань богопознания.
6. «Снова ближе вечерние тени…» ( http://proza.ru/2017/12/02/1045 )
«ты» удержалась здесь.
7. «Я бремя похитил, как тать…» ( http://proza.ru/2017/12/03/1048 )
Удержалась из-за «нарастающей страсти».
*
Свидетельство о публикации №217120201045