Блок. Снова ближе вечерние тени... Прочтение

6. «Снова ближе вечерние тени…»






                Снова ближе вечерние тени,
                Ясный день догорает вдали.
                Снова сонмы нездешних видении
                Всколыхнулись — плывут — подошли.

                Что же ты на великую встречу
                Не вскрываешь свои глубины?
                Или чуешь иного предтечу
                Несомненной и близкой весны?

                Чуть во мраке светильник завижу
                Поднимусь и, не глядя, лечу.
                Ты же  в сумраке, милая, ближе
                К неподвижному жизни ключу.
                14 октября 1901





     Все ближе и ближе «явное мое колдовство».
(Ал. Блок. Из дневника 18-ого года о весне-лете 901-ого:
      «К ноябрю началось явное мое колдовство,  ибо я вызвал двойников».)


Здесь он еще на грани:

                Снова ближе вечерние тени,
                Ясный день догорает вдали.
                Снова сонмы нездешних видении
                Всколыхнулись — плывут — подошли…

                …Чуть во мраке светильник завижу
                Поднимусь и, не глядя, лечу..

     Декорум всё тот же: в прошлом стихотворении был “неизбежный сумрак”, и в этом “ты в сумраке” . В прошлом он уговаривал ее: “Страшных снов не жди” и в этом, она, как может, сопротивляется ему - он удивляется:

                Что же ты на великую встречу
                Не вскрываешь свои глубины…

     Но в прошлом он пытался спровадить ее из “мирозданья”:
 
                "Ты уходишь от земной юдоли…"

     А в этом вздыхает: не получилось: “я” “поднимусь и… лечу ”,  а вот ты…

                Ты же  в сумраке, милая, ближе
                К неподвижному жизни ключу.



 

А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
     «
     Посвящение                Посвящается
     »

     Имя адресата не указано. Может, потому, что и сам поэт сомневался в том. Ср.: «Имя почти угадано» ( Ал. Блок. «О современном состоянии русского символизма»). К кому это? К Лучезарной? К девочке с напудренным лицом? К той, которая «…продолжает медленно принимать неземные черты»? (Дневник 1918-ого года) Которая «…земное воплощение пресловутой Пречистой Девы или Вечной Женственности, если Вам угодно знать)...»?( Блок. Из неотправленного письма.)
Назвать имя – значит, объяснить. А стихи должны объяснять себя сами.

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     Публикации: I2 . С. 75; I3. С. 111 и I4. С. 89 - в цикле СПД, в разд. "III. Колдовство.(Осень и зима 1901 года)"; I5. С. 92.
     В  Т2 под текстом помета: "Ante lucem" ("Перед светом"- лат.).
     [
     Они встретятся через три дня – 17 октября.

I1 – [Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904]  (тит. л. 1905).]
l2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме
(1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922

Т2 [Тетради беловых автографов. Вторая тетрадь: "Посвящения. Стихи о Прекрасной Даме. Стихотворения (363) Ал. Блока. ]
     ]
     – «Иль чуешь иного предтечу ...» и след. –  Ср. в дневнике от 30(17) августа 1918 г.: "Я испытывал сильную ревность (без причины видимой)". Образ "иного предтечи" вариант "двойника") отсылает к Евангелию: Иоанн Предтеча- "человек, посланный от Бога (... ), чтобы свидетельствовать о Свете"- грядущем в мир Христе (Ин. 1, 6-7); зд. – "свидетель" идущей в мир Вечной Женственности.
– «... К неподвижному жизни ключу» – О символике неподвижного см. коммент. к стих. "Я всё гадаю над тобою ... ".
     [Из Примечаний к упомянутому стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
      – «... Но, в постоянстве недвижим ...» – Ср. название первого отдела в I1 – "Неподвижность", отсылающее к стихотворению Вл. Соловьева "Бедный друг, истомил тебя путь ... "(1887):  "Все, кружась, исчезает во мгле,// Неподвижно лишь солнце любви".
     ]
 
     »


*
*


 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
                III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко ВТОРОЙ сцене ТРЕТЬЕГО раздела. Всего сцен в нем – девять:

III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года                ( http://www.proza.ru/2018/01/18/742 )

1.Неверящая «ты».
"ты" не веришь мне, не видишь себя
                2.Грань богопознания:
                попытка – успешная! – увидеть в «тебе» богиню. Увидеть, как «Белый, белый ангел бога / Сеет розы на пути».  Но… нет, «ты» из-за своей «нарастающей страсти», «ты»  осталась – «в сумраке».
3.Вставка чужим почерком:
«Ты» сомневается по поводу поэта: «Горят слова “Не друг, а враг”».
4.Явное колдовство.
Первое явное явление двойников – сущностей-проводников по другим реальностям: ему показывают Елену, со стен Трои наблюдающей за высадкой ахейцев.
5.Возвращение.
Рефлексии по этому поводу. Вставка чужим почерком: предостережение, попытка удержать «от…  ярких дорог».
6. Поле вечной битвы.
ему показывают поле вечной битвы, ему показывают,  что «ты» – «другая, немая, безликая, / Притаилась, колдуешь в тиши». То есть, «ты» – из безликих.
7. Случайные встречи.
Наша реальность – он ждет любимую, но встреч с нею сразу становится мало – он тоскует по иномирью.
8.Злая дева.
На фоне встреч с любимой – путаница реальностей. «Неотвязный» искушает тайнами, «ты» ведешь туда, где за «тобой» – «огневые струи», а двойники проводят экскурсию в «лиловые миры».
9.Тропа
И рефлексии по поводу двойников, и блуждание с ними по Тропе миров.


К  сцене данного стихотворения относятся пять произведений:

3.«Встану я в утро туманное…»                ( http://proza.ru/2017/12/01/1114 )
«я» заставлю тебя богиней – быть!
4.  «Ранний час. В пути незрима…»                ( http://proza.ru/2017/12/02/1012 )
Принуждение к божественности – получается.
5. «Ты уходишь от земной юдоли…»                ( http://proza.ru/2017/12/02/1036 )
Грань богопознания.
                6. «Снова ближе вечерние тени…»                (                http://proza.ru/2017/12/02/1045 )
                «ты» удержалась здесь.

7. «Я бремя похитил, как тать…»                ( http://proza.ru/2017/12/03/1048  )
Удержалась из-за «нарастающей страсти».
*


Рецензии