Расшифровка двух сказок Пушкина

(Не сказочное содержание сказок о Салтане и о петушке).


На фото: коллаж "Объять необъятное!"

                От автора.

Недавно я опубликовал «Сказ о счастливой Руси и несчастной России» с подзаголовком «Подлинное содержание двух сказок Пушкина». До этого, написав сказ вчерне, искал – не создал ли кто такие же, как и я, или близкие трактовки смыслов и содержаний сказок о Салтане и о петушке? Оказалось, не создал. Несомненно, мы должны знать что имел в виду поэт, когда конструировал сказки, кто или что кроется за его поэтическими образами и, наконец, какие уроки мы, наследники его творчества, должны усвоить из его посланий – сказок этих. Не зря же мы сотрясаем воздух, возглашая, что Пушкин - наше всё. если читатель возьмёт на себя труд по сопоставлению текста моего «Сказа...» с двумя текстами сказок поэта, он увидит, что их смысловая нагрузка (у Пушкина – укрытая, у меня – выставляемая напоказ) совпадают. Это ведёт нас к существенно большему пониманию и Пушкина, и нашего прошлого. Поэтому я вижу необходимость поговорить с читателями на эту тему ещё раз.

Читатели нынче не любят длинные тексты, какими бы они по качеству ни были, и читают, да и то по диагонали, быстро – короткие. Да и мой опыт тусовки на нашем литературном портале показывает, что наибольшие рейтинги на портале имеют авторы, чья сестра – краткость; просто огромное количество читательских отзывов имеют только короткие тексты. Понять причины нетрудно, продолжать нет смысла. Вернусь, лучше, к своим барашкам.

Я предлагаю читателям новый текст по этой теме. В нём дано предельно краткое изложение того, что, кого или какие события имел в виду Пушкин, когда рассказывал нам приключения своих героев: Салтана, Гвидона, Дадона, мудреца ... Краткость должна способствовать росту количества читателей - для того, чтобы донести, наконец, до всех нас мысли гения и пророка российской цивилизации, незнание которых в течение уже более 180 лет способствовало цивилизационной нашей неграмотности, которая и приводит Россию к задорновским «танцам на граблях», то есть – к повторам ошибок, с кровавым устранением их последствий.

                *****

Засим перехожу к расшифрованному мной тексту сказок – такому, который читателю надо видеть, если он хочет не насладиться чтением стихов гения, а узнать, что он нам в них сообщал. Расшифровки предлагаю в виде короткой пьесы.


***«Россия вчера, сегодня, завтра». Пьеса в двух очень разных действиях.***
                *****
Действие первое: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

                Пролог.

Нелепо было бы считать, что бОльшую часть из 1000 строк стихотворной детской сказки о Салтане и 10 лет работы над ней поэт действительно посвятил приключениям ткачихи, поварихи и бабы Бабарихи! Да будь они хоть трижды героинями труда или, того пуще, родственницами его кормилицы Арины Родионовны! Если бы было так, то – как из Пушки(на) по воробьихам. Кстати, эти свои ровно 1000 строк, как я полагаю, поэт посвятил  приближавшемуся тогда 1000-летию страны.

На самом деле А. С. Пушкин изложил в этой сказке своё личное видение прошлого юной и зрелой Руси в связи с прошлым её коки, путеводной звезды, матрицы её культуры Византии. 

Действующие лица и исполнители.

Салтан – обобщённый образ императоров Византии, в том числе и образ первого, православного императора Константина 1 Великого.
Девицы – богини судьбы из пантеона Зевса. Причём три из них, мойры, его дочери – олицетворения той части судьбы человека, в которой он должен участвовать, которая неизменима, неисповедима и независима от его воли. Первая девица из светлицы – ткачиха, мойра  Клото. Вторая, её сестрица – повариха, мойра  Лахесис.  Баба Бабариха – третья мойра, Атропос. Она является старшей сестрой по отношению к ткачихе и поварихе и сватьей на свадьбе третьей девицы из светлицы. Кроме того, Бабариха – Атропос является матерью Салтана и бабушкой Гвидона. И это не удивительно, ведь Салтан – Константин в довизантийской своей жизни был императором Рима. А императоры Рима считали себя, как считают и все «приличные» императоры, земным воплощением бога, в данном случае – Юпитера (Зевса), и родственниками бога по прямой линии. Следовательно, и родственниками его родственников, например мойр (у римлян они назывались парками). Третья девица из светлицы – Айса, богиня судьбы и олицетворение той части судьбы человека, которую выбирает он сам, и которая подвластна его воле. В данном случае – воле первого императора Византии Константина.  Айса изменяется по его желанию: становится его женой, царицей и многовековой судьбой империи, её государственной религией – христианством.
Гвидон – православие во власти, тот богатырь, которого обещала явить на свет, и явила бывшая третья девица из светлицы – христианство. Который и впрямь: «не мышонок, не лягушка, а неведома зверюшка». То есть совершенно новое, неизвестное в мире явление духовной  жизни.
Царевна Лебедь – мусульманство суннитского направления, живущее с Гвидоном – православием, после свадьбы, одной семьёй.
Коршун – политеизм на Руси и в окружающих её этносах– поклонение пантеону Перуна, ведизм, язычество как таковое.
Белка – банковская система; 33 богатыря – профессиональная армия Руси – орда.
Комар, муха, шмель – удары православных князей Руси по язычеству.
Подмётное письмо мойр на войну царю – удар язычества по христиансву с целью его ликвидации на территории Византии.
Корабельщики – гости, торговавшие на пути из варягов в греки, между Русью и Византией.
Княжество Гвидона – Русь. Массовка на сцене – славянские, тюркские, скифские, угро-финские племена, хазары и другие этносы.
Остров Буян – Крым, он был островом долго после катаклизмов 4-6 веков – «всемирного» потопа.

Действие происходит на территории Руси, Византии, в акваториях Чёрного моря и пролива Босфор. Время действия – с 4 по 14 век.

Картина первая. Константинополь. Вечер – закат эры Зевса, близится рассвет эры христианства. Император Рима Константин Великий решает вопрос: какую религию принять в качестве государственной во вновь образованной им Восточной Римской империи. Император любит, чтит и верит в привычный населению эллинского мира и римской империи пантеон Зевса – Юпитера. Одни мифы чего стоят! Спросить у мойр?  Они, конечно, знают судьбу новой империи. Однако, что толку знать? Западная Римская империя вот-вот развалится, и многобожие ей не помогло. Многобожие ведёт к многообразию взглядов и стремлений людей. Может ли это способствовать прочности империи? Н-да ... Восточную хотелось бы сделать крепче западной. Послушаю пифий: что говорят сейчас наши судьбоведки – богини судьбы?... Мойры говорят то же, что и всегда. Айса, как всегда, молчит – ждёт, когда ей явят волю. «Иди и гибни безупрёчно, умрёшь недаром – дело вечно, когда под ним струится кровь». Откуда это? Айса из будущего транслирует. Намёк? Под какой верой сейчас струится кровь? Под христианством ... Монотеизм? Бог один, един, император – его земное воплощение ... Так, что ещё говорит Айса? Говорит, что породит у меня в империи новую религию, прекраснее которой нет. Надо идти к ней!

Картина вторая. Крещение империи. Приверженцы старой религии – архаического политеизма – затаили ненависть к христианству, овладевающему умами и душами жителей империи – греков. А в недрах христианства уже зреет прекрасный плод. Император на войне. Царица – христианство порождает новую догматику, литургию и писание – православие. Этой религии в империи предстоит пройти нелёгкий путь, прежде чем она окрепнет в ней, и распространится в соседние страны. Мойры настаивают на своём видении судьбы Византии как языческого государства – чтобы сохранить мир Рима. Их главное стремление – очернить христианство и удалить его за пределы империи. И это им отчасти удаётся: христиане – греки удаляются на Русь, на остров Крым и в северное причерноморье. Здесь начинается их новая судьба. Которая к мойрам уже не имеет отношения.

Картина третья. Православие распространяется на новые для себя территории и этносы. В частности, ему выпало избавить от язычества местное мусульманство. Вскоре православие становится государственной религией княжества Русь. Что мы видим дальше на сцене истории нашей цивилизации? Видим борьбу между русским православием у власти и византийским язычеством за возвращение христианства на Босфор. С византийской стороны это происки клерикалов языческого Рима – учредителя Византии, пытавшихся не допустить сближения с ней Руси. В частности, это рассказы мойр об отсталости Руси: отсутствии в ней банковской системы, профессиональной армии и «приличной» религии. С русской стороны это удары православных князей по влияию языческого Рима на Византию, и по самому язычеству в Византии (вспомните русские щиты на вратах Цареграда). Видим развитие морской торговли между нашими странами. Видим свадьбу православия и мусульманства суннитского толка, приведшую к объединению ресурсов славянских и тюркских этносов и резкому росту мощи и благосостояния в образовавшейся таким образом империи. Видим возвращение христианства в Византию. Видим, наконец, что политеизм, даже и виновный в злодеяниях против христианства, императором не наказан, а возвращён в империю – в лице трёх мойр. Теперь уже не как религия, а как источник вдохновения людей искусства.
                Занавес.

                Эпилог.
Александр Сергеевич показал здесь историю Руси, альтернативную официальной её трактовке. Обращает на себя внимание, что атмосфера сказки как в пушкинском тексте, так и, естественно, в моём «переводе» – светлое, радостное, романтическое бытие Руси изначальной. А что представляет собой официальная, "Романовская" версия истории Руси, писаная Карамзиным под присмотром царя? Мрак и беспросветность! И это не происки сказанных соавторов, а вполне осознанная, общая политика в империи. В особенности это – раздувание до безумных размеров сказки о татаро-монгольском иге. Смысл такой политики немцев "Романовых"(на самом деле с 1762 года Гольштинских-Готторптских) – унизить династию Рюрика, привить чувство вины нашим, современным царю мусульманам, привить идею необходимости мести им православным. А всё вместе это – политика «разделяй и властвуй» родственничков "Романовых" с западных престолов. И опять поражает величие цивилизационного чутья поэта, семья которого жила рядом с Карамзиными и поддерживала с ними дружеские отношения. Действительно, молодой Пушкин мог заразиться от них вирусом грандиозной исторической лжи во имя полноты кошелька, но не заразился. Ещё "Романовы", очерняя чужой им русский мир, отвлекали внимание от реальных проблем – немецко-романовского ига, рабского положения крестьян в их империи, грязной истории ограбления Гольштинскими-Готторптскими Великой Тартарии – нынешних Сибири и Дальнего Востока, искажения истории жизни князей и царей Рюриковичей, и т.д., и т.п. В этих условиях сверхзадача сказки о Салтане звучит как протест поэта против исторической лжи, и как очистка, для нас, прошлого от истории.



********** Действие второе: «Сказка о золотом петушке».**********
 
                Пролог.

Если сказка о Салтане – исправление лжи элит о содержании прошлого страны, то сказка о петушке – прямое обвинение поэтом в деятельности династии Романовых против устоев нашей цивилизации. И в бездеятельности по сохранению этих устоев. Чтобы донести до нас правду об этом, пронеся её мимо своих цензоров во главе с Николаем 1, А. С. Пушкин воспользовался языком Эзопа. Более того, он дал «ложные показания» – с целью сбить цензоров с пути истинного. В частности, это приёмы из арсенала топонимики: главная «героиня» («герой?») на слух обладает именем восточного происхождения, а фактически – как раз наоборот, она - с запада. И – много чего ещё. Например, простенький приём поэта из детской игры в казаки – разбойники: он указывает нам, «казакам» двигаться в рассуждениях на восток (петушок туда оборачивается при опасности), в то время как «разбойник» - на западе. Недаром в дебрях этой сказки заплутала масса интернетовских «казачков» последних дней, пытающихся расшифровать сказку. Давайте разбираться.


********** Действующие лица и исполнители.**********

Дадон – Русское централизованное государство от возникновения при Иване 3 до завершения существования при возникновении империи - с момента воцарения Петра 1 , т.е. с 1462 по 1689 г. 
Мудрец, звездочёт и скопец – старая вера.
Золотой петушок – патриотизм как нематериальная сила, противодействующая элите в шамаханизации страны.
Воинствующие соседи – воинствующие соседи.
Воевода – воевода.
Восток – запад.
«Восемь дней» – 8  дней существования мира: 6 дней его творения + 1 день отдыха Создателя + 1 день от времени, когда Он оставил созданный им  мир нам, до второго своего пришествия. В устах Пушкина это – отражение эмоций Дадона по поводу очень долгого, изнурительного ожидания вестей о сыновьях или очень долгой, утомительной дороги.
Шамаханская царица – новая, никонианская вера.
Старший сын Дадона - староверы.
Младший сын Дадона - никонианцы.


Картина первая - "Москва, Кремль". На сцене – все цари 15-17 веков. На заднике развешаны картины их былых сражений.  Цари, вплоть до Ивана 4 и его сына Фёдора, оживлённо обсуждают их. Входят Мстиславский, Юрьев, Шуйский, Бельский и Годунов. Грозный объясняет что то сыну, указывая на вошедших бояр, затем уходит. Фёдор и бояре уходят. Годунов возвращается в большом обществе  в сопровождении избранных бояр, дворян, дьяков, мещан и стрельцов. Он им разъясняет что то, показывая на картах. Входят люди в масках, с нашивками в виде золотого петушка на рукавах. Последние идут к Годунову, о чём-то с ним шепчутся. Годунов уходит. Думный дьяк рассказывает о событиях 1605-1612 г и поясняет назначение новых государевых людей с нашивками на рукавах. Слушатели о чём-то расспрашивают людей в масках. Последние сообщают им что-то важное; об этом можно судить по реакции слушающих. Слышен шёпот: это – разведчики ... , это соглядатаи царя ..., что будет?

Картина вторая - «Первые  петухи». Москва, 1605-1612 годы. Год – другой прошёл мирно. О воинственных планах соседей – ни слуху, ни духу. Люди в масках являются с докладом: с запада опасность! Поляки и полонизированная украинская шляхта под знамёнами короля, с использованием обоих Лжедмитриев и пятой колонны предателей вторгается в Россию и временно захватывает Москву. Их целью является насадить католицизм и присоединить Россию к Польше. Планы короля разрушены своевременным подходом из Нижнего Новгорода ополчения Минина и Пожарского, которое выдворило интервентов из страны. Таким образом, первый приход Шамаханской царицы - первая попытка насаждения новой веры – была  неудачна. Однако польско-украинская эта публика не оставила своих планов внедрить в России свою веру вместо русской. Только в дальнейшем  ставка была сделана не на короля, а на боярина Михаила Романова. При этом учитывалось, что в те годы его отец был, с именем Филарет, патриархом, а возможно и криптокатоликом, поскольку с 1605 г пребывал в польском плену.

Картина третья – «Вторые петухи». 1654-1667 годы.Петушок снова кричит. Царь шлёт младшего сына со вторым войском. Польско-украинская публика уже понаехала в Россию, не оставляя своих планов внедрить здесь свою веру вместо русской. Они готовят религиозную реформу, получив в своё распоряжение русскую церковь на разбраковку и переформатирование. В 1653 г патриархом поставлен Никон, собором 1654 г его планы одобрены. Это вторая попытка насаждения украинской веры вместо русской. Одновременно началась очередная война с Польшей 1654–1667 гг. Практическая церковная реформа,  завершилась собором 1666-1667 гг. На соборе РПЦ была предана анафеме, а старые книги и правила заменены  новыми.

Картина четвёртая - "Третьи петухи". 1667-1669 гг, ещё один крик петушка. Царь сам ведёт третью рать. Результаты реформы в формате новой веры пошли в массы верующих и священнослужителей. Однако они не видят в ней свою веру. Начинаются массовые протесты с требованием возврата к старой вере. Церковь и народ раскалываются на староверов и никонианцев. Начинаются массовые гонения церкви и государства на староверов.

Картина пятая - "Гражданская война". 1669-1682 гг - гражданской войной за старую веру против новой охвачена вся страна, основные её восстания: соловецких монахов, Разина, городов Волги, Урала и Сибири, стрельцов в Москве. В войне погибла масса староверов (старший сын Дадона и его рать) и никонианцев (младший сын и его войско).

Картина шестая - "Конец реформы". 1682 год. Государство Романовых торжествует: оно победило в гражданской войне свой народ и приобрело новую, лучшую веру. Староверы требует расчесться – отдать им новую веру с единственной целью – ликвидировать её в России. Царь отказывает. Староверы настаивают – устроили последний акт  протеста в гражданской войне 1669-1682 годов – стрелецкий бунт в Москве 1682 г. Царь убивает старую веру в народе. Делает это не мирно, а войсками и тюрьмами (жезлом – символом власти). Новая вера торжествует. Народ скорбит.

Картина седьмая - "Конец Дадона". 1689 год. Пётр 1 восходит на престол и, в короткое время, ликвидирует Русское централизованное государство, вместе с ним и его государственную религию. Он организует совершенно новое государство с новой столицей – Русскую империю.


                Эпилог.

Зададимся вопросом: с какой целью поэт засекретил содержание сказки, написал её языком Эзопа, иносказательно, языком басни? Понятно: её подлинное содержание  таково, что цензура к печати сказку не допустила бы. На самом деле, могла ли она пропустить к читателю подлинную историю незаконного укоренения на престоле сначала Михаила, а затем и всего рода Романовых через сотрудничество с интервентами, с московской пятой колонной? Пропустить историю воцарения рода через использование его члена-патриарха для реформы веры, такой, которая привела к расколу народа и гражданской войне? Пушкин элегантно справился с задачей: создал сказку с прекрасным, романтическим, рыцарским содержанием и одновременно донёс до нас правду 17 века.


Рецензии
Сказки пишутся для детей. Этим всё сказано. Человека необходимо ВОСПИТЫВАТЬ с детства. Взрослого уже не перевоспитать - так и умрет не ВОСпитанным. Красота сказок Пушкина волшебна. Она понятна и нужна детям. Как вода. Живая вода. Навороченные добавки в неё сыпят взрослые дядьки - авторы - согласно уровню своей деятельной активности (замечу:абсолютно ненужной прямым читателям чудесных сказок - детям). Пушкин об этом помнил всегда. Он писал исключительно для русских семей. Для детей и женщин в основном. Семья - это святое. Там (как в теплицах) подрастает БУДУЩЕЕ России и воспитывать его нужно пока не поздно. И не "дядькам" это делать, а милым Мамам и детским писателям-сказочникам. Умным сказочникам. Мудрым.
Вот типа того неутомимый вы наш АВТОР

Галина Кадетова 2   19.01.2023 06:49     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.