Блок. Я бремя похитил, как тать... Прочтение
Я бремя похитил, как тать,
Несчастье разбил я на части,
Но, боже! как тяжко внимать
Чужой нарастающей страсти!
Волна, забегая вперед,
У ног разобьется нещадно
И жадно меня обдает,
Бессильного, пеною хладной.
Не знаю — за дальней чертой
Живет ли лазурное счастье…
Теперь я внимаю чужой
И всё нарастающей страсти.
14 октября 1901
– «Я бремя похитил, как тать // Несчастье разбил я на части» – ТАТЬ, -я, м. Устар. Вор, грабитель. [Марфуша] страшилась татей и разбойников. Шишков, Емельян Пугачев»(из словарей)
Герой чужое бремя (чье понятно – его героини) перехватил по-тихому на себя, сделал так, чтобы чужое несчастье разбилось на части, но…
– «Волна, забегая вперед, // У ног разобьется нещадно…» – образ “нещадного” будущего…
…но ничего не поможет.
– «Волна…// … меня обдает,//Бессильного, пеною хладной» – пена прибоя – всем известный атрибут Афродиты.
Ну что ж, он всё разглядел еще весною: “И мнилась мне Российская Венера”...
В прошлом стихотворении он констатировал сопротивление “небесному”:
"Что же ты на великую встречу
Не вскрываешь свои глубины..."
В этом понял причину:
Не знаю — за дальней чертой
Живет ли лазурное счастье…
Теперь я внимаю чужой
И всё нарастающей страсти…
(И всё это ещё аукнется ему в другой жизни – в жизни 3-его тома – и дальняя черта, и лазурное, то есть синее, – счастье, и холодная, мокрая пена:
"Не знаю, где приют твоей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла...
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла.")
Ал. Блок. Из дневника 18-ого года о весне-лете 901-ого:
«В октябре… Я испытывал сильную ревность (без причины видимой)»
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
– «Я бремя похитил, как тать ...» – Библеизмы "тяжелое бремя" (Пел. XXXVII, 5), "бремена тяжелые" (Мф. XXIII, 4) и др., с одной стороны, и "бремя Мое легко" (Мф. XI, 30 – слова, принадлежащие Христу), – с другой, устанавливают "кощунственную" поэтическую параллель между лирическим "я" и Христом.
[
Во-первых, по-моему, связь слабая. Автор просто использует торжественную, архаичную лексику, как в недавнем «Ты уходишь от земной юдоли» – “юдоль” тоже можно назвать библеизмом. («во юдоль плачевную, в место еже положи…» Пс. 83:7.)
А во-вторых и главное, для Блока сравнение с Христом не являлось бы “кощунственным”, оно было бы – рабочим. Во втором-третьем томах оно будет активно использоваться. Напр.
Том II:
«Христос! Родной простор печален!
Изнемогаю на кресте!
И челн твой – будет ли причален
К моей распятой высоте?
1907»
Том III:
«Да. Ты – родная Галилея
Мне – невоскресшему Христу…
1907»
Но в томе I, герой предпочитает сравнивать себя не с потерпевшим поражение сыном Божьим, а с победителем, простым пастухом - Моисеем, которому было явлено видение, знак, призыв – не сгорающая купина, и он исполнил. Для Блока подобным знаком были и то, что «В конце января и начале февраля (еще – синие снега около полковой церкви, – тоже к вечеру) явно является Она. Живая же оказывается Душой Мира (как определилось впоследствии), разлученной, плененной и тоскующей», и просто мистика светящейся красоты его любимой:
«Белая Ты, в глубинах несмутима,
В жизни — строга и гневна.
Тайно тревожна и тайно любима,
Дева, Заря, Купина.
4 апреля 1902»
]
«В Т2 [Тетради беловых автографов. Вторая тетрадь: "Посвящения. Стихи о Прекрасной Даме. Стихотворения (363) Ал. Блока].
Над текстом помета: "P(ost) 1(ucem)" ("После света"-лат.). [то есть непосредственно после встречи с Л.Д. Впрочем не обязательно “встречи”. Он – видел её, она же – необязательно.]
– ...как тяжко внимать // Чужой нарастающей страсти! -- Ср. в дневнике Блока от 30(17) августа 1918 г.: "Чаще, чем со мной, она встречалась с кем-то, кого не видела и о котором я знал". Настроения биографически не мотивированной ревности порождают тему "двойничества".
»
Причем, двойного двойничества:
1. Он-его двойники
2. Она, как двоящийся образ Лучезарная-Незнакомка.
Ал. Блок. «О современном состоянии русского символизма»:
«
… самый сложный момент перехода от тезы к антитезе, который определяется уже a posteriori и который я умею рассказать, лишь введя фикцию чьего-то постороннего вмешательства (лицо мне неизвестно). Вся картина переживаний изменяется существенно, начинается "антитеза", "изменение облика", которое предчувствовалось уже в самом начале "тезы".
… Для этого момента характерна необыкновенная острота, яркость и разнообразие переживаний.
… Переживающий все это – уже не один; он полон многих демонов (иначе называемых "двойниками")…
»
“Теза” – он действует под влиянием “лазури Чьего-то лучезарного взора”
“Антитеза” – “некто внезапно пересекает золотую нить” и юный теург “умеет сделать своим орудием каждого из демонов, связать контрактом каждого из двойников; все они рыщут в лиловых мирах и, покорные его воле, добывают ему лучшие драгоценности – все, чего он ни пожелает: один принесет тучку, другой – вздох моря, третий – аметист, четвертый – священного скарабея, крылатый глаз. Все это бросает господин их в горнило своего художественного творчества и, наконец, при помощи заклинаний, добывает искомое – себе самому на диво и на потеху; искомое – красавица кукла.”
"Антитеза" – он действует сам. И в мир приходит не пробужденная им Лучезарная, а голем, симулякр – Незнакомка.
«…Незнакомка. Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона; но всякий делает то, что ему назначено.
Созданное таким способом – заклинательной волей художника и помощью многих мелких демонов, которые у всякого художника находятся в услужении, – не имеет ни начала, ни конца; оно не живое, не мертвое…»
В исходном стихотворении – она проглянула едва ли не впервые. Через год он опишет её встречи с тем, “кого не видела” более подробно:
«Она стройна и высока,
Всегда надменна и сурова.
Я каждый день издалека
Следил за ней, на всё готовый.
Я знал часы, когда сойдет
Она – и с нею отблеск шаткий.
И, как злодей, за поворот
Бежал за ней, играя в прятки.
Мелькали желтые огни
И электрические свечи.
И он встречал ее в тени,
А я следил и пел их встречи.
Когда, внезапно смущены,
Они предчувствовали что-то,
Меня скрывали в глубины
Слепые темные ворота.
И я, невидимый для всех,
Следил мужчины профиль грубый,
Ее сребристо-черный мех
И что-то шепчущие губы.
27 сентября 1902»
«Сребристо-черный мех» – это привычное одеяние Незнакомки. Почти как её шлейф или траурные перья её шляпки. А вот как она «не глянет на меня» (на одного из его двойников) через шесть лет в обманах его всемирного града:
«Я миновал закат багряный,
Ряды строений миновал,
Вступил в обманы и туманы, –
Огнями мне сверкнул вокзал...
Я сдавлен давкой человечьей,
Едва не оттеснен назад...
И вот – ее глаза и плечи,
И черных перьев водопад...
Проходит в час определенный,
За нею – карлик, шлейф влача...
И я смотрю вослед, влюбленный,
Как пленный раб – на палача...
Она проходит – и не взглянет,
Пренебрежением казня...
И только карлик не устанет
Глядеть с усмешкой на меня.
Февраль 1908»
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится ко ВТОРОЙ сцене ТРЕТЬЕГО раздела. Всего сцен в нем – девять:
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года ( http://www.proza.ru/2018/01/18/742 )
1.Неверящая «ты».
"ты" не веришь мне, не видишь себя
2.Грань богопознания:
попытка – успешная! – увидеть в «тебе» богиню. Увидеть, как «Белый, белый ангел бога / Сеет розы на пути». Но… нет, «ты» из-за своей «нарастающей страсти», «ты» осталась – «в сумраке».
3.Вставка чужим почерком:
«Ты» сомневается по поводу поэта: «Горят слова “Не друг, а враг”».
4.Явное колдовство.
Первое явное явление двойников – сущностей-проводников по другим реальностям: ему показывают Елену, со стен Трои наблюдающей за высадкой ахейцев.
5.Возвращение.
Рефлексии по этому поводу. Вставка чужим почерком: предостережение, попытка удержать «от… ярких дорог».
6. Поле вечной битвы.
ему показывают поле вечной битвы, ему показывают, что «ты» – «другая, немая, безликая, / Притаилась, колдуешь в тиши». То есть, «ты» – из безликих.
7. Случайные встречи.
Наша реальность – он ждет любимую, но встреч с нею сразу становится мало – он тоскует по иномирью.
8.Злая дева.
На фоне встреч с любимой – путаница реальностей. «Неотвязный» искушает тайнами, «ты» ведешь туда, где за «тобой» – «огневые струи», а двойники проводят экскурсию в «лиловые миры».
9.Тропа
И рефлексии по поводу двойников, и блуждание с ними по Тропе миров.
К сцене данного стихотворения относятся пять произведений:
3.«Встану я в утро туманное…» ( http://proza.ru/2017/12/01/1114 )
«я» заставлю тебя богиней – быть!
4. «Ранний час. В пути незрима…» ( http://proza.ru/2017/12/02/1012 )
Принуждение к божественности – получается.
5. «Ты уходишь от земной юдоли…» ( http://proza.ru/2017/12/02/1036 )
Грань богопознания.
6. «Снова ближе вечерние тени…» ( http://proza.ru/2017/12/02/1045 )
«ты» удержалась здесь.
7. «Я бремя похитил, как тать…» ( http://proza.ru/2017/12/03/1048 )
Удержалась из-за «нарастающей страсти».
*
Свидетельство о публикации №217120301048