Блок. Хранила я среди младых созвучий... Прочтение
Хранила я среди младых созвучий
Задумчивый и нежный образ дня.
Вот дунул вихрь, поднялся прах летучий,
И солнца нет, и сумрак вкруг меня.
Но в келье — май, и я живу, незрима,
Одна, в цветах, и жду другой весны.
Идите прочь — я чую серафима,
Мне чужды здесь земные ваши сны.
Идите прочь, скитальцы, дети, боги!
Я расцвету еще в последний день,
Мои мечты — священные чертоги,
Моя любовь — немеющая тень.
17 октября 1901
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«В Т2 [Тетради беловых автографов. Вторая тетрадь: "Посвящения. Стихи о Прекрасной Даме. Стихотворения (363) Ал. Блока] стихотворение соединено с последующим ("Медленно в двери церковные ... ") нумерацией (''1''); здесь же помета "A(nte) l(ucem)" [до света].
…Помета "A(nte) l(ucem)" указывает, что стихотворение было написано до "знаменательной", как отметил Блок в дневнике 30(17) августа 1918 г., встречи его с Л.Д. Менделеевой, происшедшей в тот же день – 17 октября 1901 г.»
Из воспоминаний Л.Д.:
«В сумерки октябрьского дня (17 октября) я шла по Невскому к Собору и встретила Блока. Мы пошли рядом. Я рассказала, куда иду и как все это вышло. Позволила идти с собой. Мы сидели в стемневшем уже соборе на каменной скамье под окном, близ моей Казанской. То, что мы тут вместе, это было больше всякого объяснения. Мне казалось, что я явно отдаю свою душу, открываю доступ к себе.»
В рамках романа Любы с Сашой…
Представьте измученного «беспричинной ревностью», приступами отчаяния 20-тилетнего Блока, увидьте их встречу – на Невском, в сумерках… Совершенно случайную… Как на зимой на Сенной площади, как в театре на соседних местах, как мистическим летом в Богом забытой деревеньке или посреди Церковного леса… Случайно – раз, два, три – в двухмиллионном городе, случайно в миллионногектарном подмосковье…
Теперь вслушайтесь в слова Любови Дмитриевной: «Позволила идти с собой». Всей «привычной суровостью» насладились? Всю «привычную суровость» впитали? А теперь услышьте: «Я рассказала, куда иду и как все это вышло».
Если Вы всё правильно представили, увидели, услышали – у Вас должна закружиться голова.
В рамках сюжета СПД – это вставка чужим почерком - ответ Твой на обвинения: какие «страсти»? Страсти у той, у русской твоей Венеры, а у меня–
Мои мечты — священные чертоги,
Моя любовь — немеющая тень.
И вот сразу после его выхода на “грань богопознания” – реальная встреча.
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Публикации: I2. С. 75-76, "17 октября 1901. С.-Петербург"; I3. С. 112, "17 октября. С.-Петербург" и I4. С. 90 – в цикле СПД, в разд. "III. Колдовство. (Осень и зима 1901 года"); I5 . С. 93.
[
I1 – [Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904] (тит. л. 1905).]
l2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме
(1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
]
»
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится ко ВТОРОЙ сцене ТРЕТЬЕГО раздела. Всего сцен в нем – девять:
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года ( http://www.proza.ru/2018/01/18/742 )
1.Неверящая «ты».
"ты" не веришь мне, не видишь себя
2.Грань богопознания:
попытка – успешная! – увидеть в «тебе» богиню. Увидеть, как «Белый, белый ангел бога / Сеет розы на пути». Но… нет, «ты» из-за своей «нарастающей страсти», «ты» осталась – «в сумраке».
3.Вставка чужим почерком:
«Ты» сомневается по поводу поэта: «Горят слова “Не друг, а враг”».
4.Явное колдовство.
Первое явное явление двойников – сущностей-проводников по другим реальностям: ему показывают Елену, со стен Трои наблюдающей за высадкой ахейцев.
5.Возвращение.
Рефлексии по этому поводу. Вставка чужим почерком: предостережение, попытка удержать «от… ярких дорог».
6. Поле вечной битвы.
ему показывают поле вечной битвы, ему показывают, что «ты» – «другая, немая, безликая, / Притаилась, колдуешь в тиши». То есть, «ты» – из безликих.
7. Случайные встречи.
Наша реальность – он ждет любимую, но встреч с нею сразу становится мало – он тоскует по иномирью.
8.Злая дева.
На фоне встреч с любимой – путаница реальностей. «Неотвязный» искушает тайнами, «ты» ведешь туда, где за «тобой» – «огневые струи», а двойники проводят экскурсию в «лиловые миры».
9.Тропа
И рефлексии по поводу двойников, и блуждание с ними по Тропе миров.
Вставка чужим почерком.
8. «Хранила я среди младых созвучий…» ( http://proza.ru/2017/12/03/1056 )
Вставка другим почерком: «Какие страсти?! - Мои мечты — священные чертоги, моя любовь — немеющая тень.»
9. «Медленно в двери церковные…» ( http://proza.ru/2017/12/03/1073 )
Вставка другим почерком: «в церковные двери я вхожу без сомнения.»
10. «Ловлю я тонкий прах надежды…» ( http://proza.ru/2017/12/04/973 )
Вставка другим почерком: «тоска по брачному венцу».
11. «Скрипнула дверь. Задрожала рука…» ( http://proza.ru/2017/12/04/976 )
Вставка другим почерком: «Нынче ли сердце пробудится?».
*
Свидетельство о публикации №217120301056