География наука о разнообразии...

Борис Родоман

ГЕОГРАФИЯ – НАУКА О РАЗНООБРАЗИИ
И МЕСТНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ

Написано в 1992 г.

Материал для «Радио России»,
лекция первая

        География – наука о разнообразии и местных особенностях на поверхности планеты. Тот факт, что все люди дышат воздухом и пьют воду, весьма важен, но географию он не волнует. Если же вы обнаружили, что качество воды и воздуха в разных местах неодинаково, то география поможет выявить причины различий.
        Современная география не сводится к описанию природных условий и ресурсов и размещению хозяйства. Главными ресурсами цивилизации являются сами различия от места к месту, в чём бы они не заключались; они стимулируют человеческую деятельность. Без разности потенциалов не будет электрического тока, а без разных высот рельефа местности не потекут реки и суша (в зонах избыточного увлажнения) станет сплошным болотом. Так же не может быть сохранения жизни на Земле и развития общества без стимулирующего неравенства и различий от места к месту, без взаимосвязи и распределения ролей между разными, но дополняющими друг друга людьми и местами.
        География в Советском Союзе не случайно стала второстепенным школьным предметом и забытой не престижной наукой: она идейно несовместима с тоталитарным режимом и командно-административной системой. География поднимает на щит разнообразие и местные особенности, а государство с ними борется; центральная власть в Москве долго старалась подстричь всех своих подданных под одну гребёнку.
        Сегодня география призывает обновлять социальную и хозяйственную жизнь, опираясь на местные особенности и традиции; терпеливо приспосабливаться к унаследованной ситуации; не переносить бездумно программы и проекты из страны в страну, из столицы на окраины; не копировать даже удачные  экономические мероприятия, а осторожно пробовать их в каждом новом месте.
        Население и самые ценные природные ресурсы в России размещены очень неравномерно и сосредоточены в противоположных концах страны. Территориальные и сезонные различия природных условий значительны, как нигде в мире. Рядом с большими городскими агломерациями лежат обширные безлюдные пространства. Большинство людей проживает не далее 2 км от асфальта и железных дорог. В ячейках редкой дорожной сети лежит экономическая пустыня. Сельское хозяйство и добывающая промышленность требуют больших миграций рабочей силы. Подавляющая часть площади страны неблагоприятна для постоянного проживания выходцев из Европы. Но эти роковые особенности России лучше не искоренять в изнурительной и безнадёжной борьбе, а использовать на благо людей для развития хозяйства в гармонии с природой, для сохранения и возрождения природного ландшафта, самобытной культуры и здоровья населяющих Россию народов.
        Судьба страны во многом связана с географическими представлениями тех, кто ею правит. Представления зависят от жизненного опыта, в том числе и от маршрутов поездок. Издавая законы и предпринимая реформы, государственные деятели думают, что держат перед глазами образ страны, но на самом деле они видели только её ничтожную часть, Образы России у всех очень разные; они основаны на собственных довольно случайных «географических открытиях».
        Со времён Петра Первого повелось, что законы в России издаются и реформы затеваются по образцу тех стран, где побывали (или даже родились) наши государи, и тех регионов, где подвизались государевы советники. Вот в наши дни некто, наделённый неограниченной властью, увидел в Швеции дешёвые пятиэтажные дома, а потом в американском штате Айова убедился в эффективности кукурузы. «Королеву полей» стали внедрять в Заполярье, а в пятиэтажных Черёмушках мы живём до сих пор.
        Партийный деятель, сделавший карьеру в тучно-чернозёмном Предкавказье, пересел в московское кресло и выдал лозунг: «Превратим Нечерноземье во вторую Кубань!». Тысячу лет сельское Подмосковье кормилось лесами, дичью, рыбой, ремеслом, торговлей, отхожими промыслами, а теперь «все сейте пшеницу, кукурузу, клевер»… Называть среднюю полосу России Нечерноземьем – всё равно, что называть всю Российскую Федерацию Небанановой Республикой.
        Один писатель каждое лето проводит в вологодской деревне и поэтому думает, что лучше всех знает российский народ. Другой, театральный деятель, обожает Форос в Крыму и свою дачу на Истре и по ним судит о природе. Третий, учёный, проторил дорожку в США и Канаду и уверен, что после полной либерализации и приватизации Россия быстро догонит эти страны по качеству жизни.
        Когда такие деятели собираются вместе и рассуждают о судьбе страны, они напоминают слепых из индийской притчи, которые ощупывают одного слона и спорят, на кого он похож: одни говорят, что на змею, другие – что на колонну. Увидеть целое мешает отсутствие надлежащего географического образования.
        География разномасштабна, она помогает человеку ощущать себя частицей Вселенной, гражданином мира, сыном отечества, горожанином, жителем своего микрорайона и совмещать все эти представления. Чтобы овладеть географией, привить себе географическое мышление, надо путешествовать с детства, с удовольствием читать и чертить географические карты. Этому должна учить школа.
        Ботаника и зоология немыслимы без классификации растений и животных. Географическая классификация – это районирование. Оно отражает разнообразие Земли, местные особенности и различия. Пока весь советский народ шёл к коммунизму, некоторые из наших соотечественников, а именно географы, разделили страну на несколько десятков тысяч природных и хозяйственных районов, не совпадающих с административным делением, дали им названия, написали характеристики, нанесли на многокрасочные карты, по красоте не уступающие орнаментам и абстрактным картинам. Но всё это богатство лежит в библиотеках и архивах почти без употребления.
        Географические и экологические проблемы всплыли на Шестом съезде народных депутатов при обсуждении проблемы Крайнего Севера. Впервые после шестидесятилетнего перерыва в высшем органе власти прозвучало слово «районирование». Кажется, что кто-то стал понимать: не может быть единого эффективного свода законов, норм и правил для такой огромной страны, как Россия. Они должны быть дифференцированы по районам. Только не ломитесь в открытую дверь, не изобретайте заново старый велосипед!
        Районы, выделенные учёными, надо сгруппировать по зонам в зависимости от поставленных целей. Для каждой зоны разработать свои варианты законов, норм, правил, налоги и тарифные сетки, разные программы и сроки той же приватизации, чтобы смягчить контрасты и конфликты, сгладить впечатление несправедливости по отношению к людям, живущим по соседству; удержать хозяйство от обвала, грузы – от встречных перевозок, поселения и транспортную сеть – от отмирания, людей – от излишних миграций; экономить сырьё, энергию, время, интеллектуальный потенциал.
        На съезде напрасно склонялись имена академиков. Научные работы пишут не академики, а аспиранты и научные сотрудники. О том же Крайнем Севере и его границах написаны сотни статей и десятки диссертаций. Институтов географии в России всего три, значит, найти необходимый материал нетрудно.
        Если парламент и правительство не учитывает местные особенности, то они начинают учитывать сами себя. Каким образом? В демократических странах – путём самоорганизации граждан и местного самоуправления. На развалинах тоталитарной империи – путём политического и хозяйственного сепаратизма. Угроза распада огромной России из-за чрезмерной централизации власти и неприятия ею местных особенностей – таков первый урок географии, который жизнь нам даёт сегодня.

      25 апреля 1992 г.

Программа лекций
для «Радио России»

1. География – наука о разнообразии и местных особенностях.
2. Географическое положение как предмет науки.
3. Человек и окружающая среда: ступени развития личности.
4. Человек и природа: территориальный симбиоз.
5. Пейзаж России: проблемы сохранения красоты ландшафта.

        6 апреля 1992 г.

Послесловие 2017

        Предполагалось по каждому пункту написать три-четыре машинописные страницы. Была написана только первая лекция. Кто мне их заказывал, как их намеревались  использовать и почему этого не произошло – я не помню. Сам я никогда не выступал по радио и телевидению.

        Подготовлено для  «Academia.edu» и "Проза.ру" 4 декабря 2017 г.


Рецензии
А вот как мелос сопрягается с климатом?

Зус Вайман   03.07.2023 22:57     Заявить о нарушении