Блок. Ловлю я тонкий прах надежды... Прочтение

10. *«Ловлю я тонкий прах надежды…»




                Ловлю я тонкий прах надежды,
                Ты замедляешь быстрый шаг,
                Но через сомкнутые вежды
                Горят слова «Не друг, а враг».

                Лишь отпылать — и правда ближе.
                Или — забвенные мечты
                Проходят медленно, — и ниже
                Пылаю я, и выше — ты.

                Тогда, в спасительном забвеньи,
                Улыбка бродит по лицу.
                На завтра — в новом угнетеньи
                Тоска по брачному венцу.
                2 ноября 1901



Из воспоминаний Л.Д.:
     «Так начались соборы, сначала Казанский, потом и Исаакиевский. Блок много и напряженно писал в эти месяцы. Встречи наши на улице продолжались. Мы все еще делали вид, что они случайны. Но часто после Читау мы шли вместе далекий путь и много говорили. Все о том же. Много о его стихах. Уже ясно было, что связаны они со мной. Говорил Блок мне и о Соловьеве, и о душе мира, и о Софье Петровне Хитрово, и о "Трех свиданиях" и обо мне, ставя меня на непонятную мне высоту. Много – о стихотворной сущности стиха, о двойственности ритма, в стихе живущего:

                "  ...И к Мидианке/ на колени
                Склоняю/ праздную/ главу..."

или

                "И к Мидианке на колени
                Склоняю/ праздную главу..."
»

Блок. Из дневника 18-ого года:
     «МАЙ 1901:
     …Сквозь эту броню пробиваются, однако, жаркие струи, в которых есть как бы оттенки соблазна (“женственная нежность”  образа, легкое пение, “призрачный красный месяц, отражающийся в Неве,  образ отроковицы-мидианки”  (Вл. Соловьев), пред которым я медлю, вместо того чтобы “нести свою духовную лепту в далекие святыни”).

     Полгода прошло, а образ “отроковицы-мидианки” всё не покидал его. Напомню начало  стихотворения «Неопалимая купина» Вл. Соловьева, оно о Моисее:

                "Я раб греха: во гневе яром
                Я египтянина убил,
                Но, устрашен своим ударом,
                За братьев я не отомстил.

                И, трепеща неправой брани,
                Бежал не ведая куда,
                И вот в пустынном Мидиане
                Коснею долгие года.

                В трудах бесславных, в сонной лени
                Как сын пустыни я живу
                И к Мидианке на колени
                Склоняю праздную главу."

     То есть «мидианка» – воплощение причины уклонения от долга, от долга всей жизни  – от кармического долга. И перед девочкой Блок мог рассуждать о тонкостях ритмики, но сам… «…"влюбленность" стала меньше призвания более высокого, но объектом того и другого было одно и то же лицо». И как бы он не запутался: вот эти его «встречи на улице» – это “призвание более высокое” или «образ отроковицы-мидианки”, пред которым "я медлю", вместо того чтобы “нести свою духовную лепту в далекие святыни”»

    Но, что они в противофазе,  он видел и тогда: «и ниже / Пылаю я, и выше — ты», и видел, чего нужно ей: «…тоска по брачному венцу».
 
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     Публикации: I3. С. 114 и I4. С. 91 ("Я полон пламенной надежды ... ") - в цикле СПД, в разд. "III. Колдовство. (Осень и зима 1901 года)"; I5. С. 94.
     В Т2 имеется карандашная правка (в ст. 1, 6, 9, 11), датированная 1914 годом (переработка текста к первой публикации); здесь же вписано заглавие: "Декадентское стихотворение", впоследствии зачеркнутое и не вошедшее в публикации, есть помета: "P(ost) l(ucem)" ("После света"- лат.). Текст в I3 и в I4 идентичен журнальному; в I5 Блок вернулся к первоначальному варианту ст. 1 и 6.

     – «... Горят слова: "Не друг, а враг".» – В письме (неотправленном) к Л.Д. Менделеевой от 29 августа 1902 г. Блок так описывал их встречи зимой 1901-1902 гг.: "Когда я догонял Вас, Вы оборачивались с необыкновенно знакомым движением в плечах и шее, смотрели всегда сначала недружелюбно, скрытно, умеренно" (ЛН. Т. 89. С. 49) .

     – «... Тоска по брачному венцу» – т.е. о "браке на небесах".

Другие редакции и варианты
     "Декадентское стихотворение" (Т2 ) – заглавие связано с темой любви-вражды.
[
I1 – [Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904]  (тит. л. 1905).]
l2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме
(1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
Т1 – Тетради беловых автографов. "Стихотворения Александра Блока. 1897 (после B(ad)N(augeim))-1900 (апрель). 220 стихотворений".
Т2 – Тетради беловых автографов. Вторая тетрадь: "Посвящения. Стихи о Прекрасной Даме. Стихотворения (363) Ал. Блока.
]
»

 
*
*

   вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко ВТОРОЙ сцене ТРЕТЬЕГО раздела. Всего сцен в нем – девять:

III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года                ( http://www.proza.ru/2018/01/18/742 )

1.Неверящая «ты».
"ты" не веришь мне, не видишь себя
2.Грань богопознания:
 попытка – успешная! – увидеть в «тебе» богиню. Увидеть, как «Белый, белый ангел бога / Сеет розы на пути».  Но… нет, «ты» из-за своей «нарастающей страсти», «ты»  осталась – «в сумраке».

3.Вставка чужим почерком:
 «Ты» сомневается по поводу поэта: «Горят слова “Не друг, а враг”».

4.Явное колдовство.
Первое явное явление двойников – сущностей-проводников по другим реальностям: ему показывают Елену, со стен Трои наблюдающей за высадкой ахейцев.
5.Возвращение.
Рефлексии по этому поводу. Вставка чужим почерком: предостережение, попытка удержать «от…  ярких дорог».
6. Поле вечной битвы.
ему показывают поле вечной битвы, ему показывают,  что «ты» – «другая, немая, безликая, / Притаилась, колдуешь в тиши». То есть, «ты» – из безликих.
7. Случайные встречи.
Наша реальность – он ждет любимую, но встреч с нею сразу становится мало – он тоскует по иномирью.
8.Злая дева.
На фоне встреч с любимой – путаница реальностей. «Неотвязный» искушает тайнами, «ты» ведешь туда, где за «тобой» – «огневые струи», а двойники проводят экскурсию в «лиловые миры».
9.Тропа
И рефлексии по поводу двойников, и блуждание с ними по Тропе миров.

         Вставка чужим почерком.

8. «Хранила я среди младых созвучий…»           ( http://proza.ru/2017/12/03/1056 )
Вставка другим почерком: «Какие страсти?! - Мои мечты — священные чертоги, моя любовь — немеющая тень.»
9. «Медленно в двери церковные…»                ( http://proza.ru/2017/12/03/1073 )
Вставка другим почерком:  «в церковные двери я  вхожу без сомнения.»

10. «Ловлю я тонкий прах надежды…»                ( http://proza.ru/2017/12/04/973 )
 Вставка другим почерком: «тоска по брачному венцу».

11. «Скрипнула дверь. Задрожала рука…»            ( http://proza.ru/2017/12/04/976 )   
Вставка другим почерком: «Нынче ли сердце пробудится?».
*
 


Рецензии