Блок. Скрипнула дверь... Прочтение

11. «Скрипнула дверь. Задрожала рука…»





                Скрипнула дверь. Задрожала рука.
                Вышла я в улицы сонные.
                Там, в поднебесьи, идут облака
                Через туман озаренные.

                С ними — знакомое, слышу, вослед…
                Нынче ли сердце пробудится?
                Новой ли, прошлой ли жизни ответ,
                Вместе ли оба почудятся?

                Если бы злое несли облака,
                Сердце мое не дрожало бы…
                Скрипнула дверь. Задрожала рука.
                Слезы. И песни. И жалобы.
                3 ноября 1901





     Еще одно (четвёртое в этом эпизоде) стихотворение, где он пишет от её имени, где он представляет, что это пишет она, где он себя представляет ею… Перечитаем еще раз:

Ал. Блок. Из дневника 18-ого года о весне-лете 901-ого:
     «В октябре начались новые приступы отчаянья (Она уходит, передо мной – "грань богопознанья"). Я испытывал сильную ревность (без причины видимой). Знаменательна была встреча 17 октября)… К ноябрю началось явное мое колдовство…»
     Про «не видимую» причину ревности – парой строк ниже: «…Чаще, чем со мной, она встречалась с кем-то,  кого не видела и о котором я знал.»

     Стихи о том, «о котором я знал» – Блок напишет почти через год, 27 сентября 1902 года: «Она стройна и высока»:

                "…Я каждый день издалека
                Следил за ней, на всё готовый.

                …И он встречал ее в тени,

                И я, невидимый для всех,
                Следил мужчины профиль грубый,
                Ее сребристо-черный мех
                И что-то шепчущие губы."

     А «знаменательная встреча»...

(Л.Д. Блок. "И быль и небылицы о Блоке и о себе...":
      "«В сумерки октябрьского дня (17 октября) я шла по Невскому к Собору и встретила Блока. Мы пошли рядом")

...судя по всему, не прекратила ни «приступы отчаяния», ни «ревность»… И все эти женские стихи как бы и не есть – попытки изнутри понять ее, грани богопознания.


Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     В Т2 помета "A(nte) l(ucem)" ("Перед светом"- лат.). Вместе со стих. "Медленно в двери церковные" и "Хранила я среди младых созвучий ... " объединено общим заглавием "Женственные стихи". 
     [
      Т2 [Тетради  беловых автографов. Вторая тетрадь: "Посвящения. Стихи о Прекрасной Даме. Стихотворения (363) Ал. Блока. ]
     ]
     »


*
*

 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко ВТОРОЙ сцене ТРЕТЬЕГО раздела. Всего сцен в нем – девять:

III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года                ( http://www.proza.ru/2018/01/18/742 )

1.Неверящая «ты».
"ты" не веришь мне, не видишь себя
2.Грань богопознания:
 попытка – успешная! – увидеть в «тебе» богиню. Увидеть, как «Белый, белый ангел бога / Сеет розы на пути».  Но… нет, «ты» из-за своей «нарастающей страсти», «ты»  осталась – «в сумраке».

3.Вставка чужим почерком:
 «Ты» сомневается по поводу поэта: «Горят слова “Не друг, а враг”».

4.Явное колдовство.
Первое явное явление двойников – сущностей-проводников по другим реальностям: ему показывают Елену, со стен Трои наблюдающей за высадкой ахейцев.
5.Возвращение.
Рефлексии по этому поводу. Вставка чужим почерком: предостережение, попытка удержать «от…  ярких дорог».
6. Поле вечной битвы.
ему показывают поле вечной битвы, ему показывают,  что «ты» – «другая, немая, безликая, / Притаилась, колдуешь в тиши». То есть, «ты» – из безликих.
7. Случайные встречи.
Наша реальность – он ждет любимую, но встреч с нею сразу становится мало – он тоскует по иномирью.
8.Злая дева.
На фоне встреч с любимой – путаница реальностей. «Неотвязный» искушает тайнами, «ты» ведешь туда, где за «тобой» – «огневые струи», а двойники проводят экскурсию в «лиловые миры».
9.Тропа
И рефлексии по поводу двойников, и блуждание с ними по Тропе миров.

         Вставка чужим почерком.

8. «Хранила я среди младых созвучий…»           ( http://proza.ru/2017/12/03/1056 )
Вставка другим почерком: «Какие страсти?! - Мои мечты — священные чертоги, моя любовь — немеющая тень.»
9. «Медленно в двери церковные…»                ( http://proza.ru/2017/12/03/1073 )
Вставка другим почерком:  «в церковные двери я  вхожу без сомнения.»
10. «Ловлю я тонкий прах надежды…»                ( http://proza.ru/2017/12/04/973 )
 Вставка другим почерком: «тоска по брачному венцу».

11. «Скрипнула дверь. Задрожала рука…»            ( http://proza.ru/2017/12/04/976 )   
Вставка другим почерком: «Нынче ли сердце пробудится?».
*


Рецензии