Блок. Зарево белое, желтое, красное... Прочтение

12. «Зарево белое, желтое, красное…» 




                Зарево белое, желтое, красное,
                Крики и звон вдалеке.
                Ты не обманешь, тревога напрасная,
                Вижу огни на реке.

                Заревом ярким и поздними криками
                Ты не разрушишь мечты.
                Смотрится призрак очами великими
                Из-за людской суеты.

                Смертью твоею натешу лишь взоры я,
                Жги же свои корабли!
                Вот они — тихие, светлые, скорые —
                Мчатся ко мне издали.
                6 ноября 1901





Блок. Из дневников 18-ого года:
     «…В том же мае я впервые попробовал "внутреннюю броню" — ограждать себя "тайным ведением" от Ее суровости. Это, по-видимому, было преддверием будущего “колдовства”…
     …К ноябрю началось явное мое колдовство,  ибо я вызвал двойников  ("Зарево белое…", "Ты — другая, немая…")».

Блок.Из статьи «О современном состоянии русского символизма»:
     «…Теперь, на фоне оглушительного вопля всего оркестра, громче всего раздается восторженное рыдание: "Мир прекрасен, мир волшебен, ты свободен".
     Переживающий все это – уже не один; он полон многих демонов (иначе называемых "двойниками"), из которых его злая творческая воля создает по произволу постоянно меняющиеся группы заговорщиков. В каждый момент он скрывает, при помощи таких заговоров, какую-нибудь часть души от себя самого. Благодаря этой сети обманов – тем более ловких, чем волшебнее окружающий лиловый сумрак, – он умеет сделать своим орудием каждого из демонов, связать контрактом каждого из двойников; все они рыщут в лиловых мирах и, покорные его воле, добывают ему лучшие драгоценности – все, чего он ни пожелает: один принесет тучку, другой – вздох моря, третий – аметист, четвертый – священного скарабея, крылатый глаз…». 


     Итак, сначала были  стихи от ее имени. Стихи, в которых он говорил вместо неё, в которых он жил вместо нее, в которых он был – ею. Которые казались – «гранью богопознания». А потом – вот сейчас, вот в этом стихотворении – Блок грань переступает. И впервые «двойник» принес  ему «драгоценность»… Зрелище, как корабли «тихие, светлые, скорые» «мчатся ко мне издали».
     На фоне, на инерции предыдущих стихов ясно, что «я» – женщина. Женщина, к которой, за которой мчатся множество кораблей, которая будет радоваться, когда они, быстробегущие, запылают:

                …Смертью твоею натешу лишь взоры я,
                Жги же свои корабли!


Из Примечаний к стихотворению «Ее прибытие» в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «Вл. Пяст свидетельствует, что Блок в первый день их знакомства (январь 1905 г., у Мережковских) в разговоре с похвалой отметил стихотворение "К Елене", напечатанное в книге Бальмонта "Только любовь" (1903): "Блок выискал в этом, действительно же, банальном стихотворении – выискал сейчас же нечто хорошее – прекрасную сторону:

                О, Елена, Елена, Елена ...
                Ты и жизнь, ты и смерть кораблей
»

      Елена появилась не случайно.
      «Наконец, мотивы Царевны в тереме восходят не только к известным русским сказкам, но и к гностическому варианту мифа о Софии-Премудрости, заключенной в тело земной женщины — Елены, спутницы Симона-Мага (Волхва). В изложении Ф.Ф. Зелинского этот сюжет является частью мифа о Елене Спартанской. Ср.: «Мудрость Бога снизошла с неба на землю; Мудрость воплотилась в образе смертной; Мудрость была взята в плен темными силами; Мудрость в образе Елены стала причиной Троянской войны; Мудрость, пленная, ждет своего освобождения, и богом станет тот, кто ее освободит». Известно, что Ф.Ф. Зелинский был одним из самых почитаемых Блоком профессоров историко-филологического факультета Петербургского университета… Деревянная башня (терем), в которой находилась Елена, излучает свет одновременно из всех окон, поскольку она Луна: подобное отождествление порождено созвучием слов Елена — Селена. Древние отождествляли Елену также с Астартой, называли ее колдуньей, почитали ее храм в Спарте как источник чудес (позднее эти мотивы отразились в драме Блока «Песня Судьбы»). Русский фольклорный вариант сюжета о царевне Елене Прекрасной в тереме сохраняет некоторые признаки связи с мифом о Луне: вспомним, что Елена, сидя в тереме, ударяет доскакавшего до нее жениха перстнем, отчего у него во лбу загорается звезда.»
     Д.М. Магомедова «Автобиографический миф в раннем творчестве А.А. Блока («Стихи о Прекрасной Даме»)»



Приведу второе стихотворение, упомянутое Блоком:

                "Будет день — и свершится великое,
                Чую в будущем подвиг души.

                Ты — другая, немая, безликая,
                Притаилась, колдуешь в тиши.

                Но во что обратишься — не ведаю,
                И не знаешь ты, буду ли твой,

                А уж Там веселятся победою
                Над единой и страшной душой.
                23 ноября 1901"


     На тех тропах, по которым он бродил с “двойниками” – бродил одним из двойников, небезопасно. И он сразу столкнулся вот с такой:  колдуньей, гадалкой... безликой.
     Нет, не чудо красоты было в исходном стихотворении, на самом деле: «ты – другая», вот такая – паучиха.

А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
«
                Зарево белое, жолтое, красное,
»
Написание «жолтое» у Блока – это признак инфернальности происходящего.

Из Примечаний к стихотворению «Ее прибытие» в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
      Публикации: I2. С. 77; I3. С. 115 и I4. С. 92 – в цикле СПД, в разд. "III. Колдовство.(Осень и зима 1901 года"); I5. С. 95.
[
I1 – [Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904]  (тит. л. 1905).]
l2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме
(1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
]
Стихотворение не подвергалось переработке.

     – «Зарево белое ...» и след. – Впервые в цикле "зарево" (мнимость, "призрак", порождение "суеты") противопоставляется "заре" (истинному свету "Ты"), оказывается "Ее" "двойником". Ср. в дневнике Блока от 30(17) августа 1918 г.:  «К ноябрю началось явное мое колдовство, ибо я вызвал двойников ("Зарево белое ... ", "Ты – другая, немая ... ")» .

     – «... Жги же свои корабли!»  и след. – Корабли- важный для Блока символ со значением спасения, надежды, поэтической мечты (хотя и введенный в составе языкового фразеологизма [фразеологизм – «сжечь корабли» как отказаться от спасительных вариантов]). Призрачным "кораблям" – знаку суеты противопоставлены "тихие, светлые, скорые" корабли из мира поэтических мечтаний лирического "я".

     [
     Здесь и далее Редакция последовательно переводит в разряд метафор случившееся. Хотя З.Г. Минц (член редколлегии) заметила, что «Всякое событие есть символ События, но, с другой стороны, Событие может реализовать себя только через событие».
      Более определённо об этом сказал Д.Андреев: «…стихи автобиографичнейшего из поэтов рассматриваются не как документы, зачастую совершенно буквально отображающие события и процессы его личной жизни, а как некие художественные величины, смысл которых – только в высоте их чисто поэтического качества да в заключённых в них отзывах на внешнюю действительность эпохи.»
     Конкретно в этом стихотворении имеем автобиографичнейший факт: Блок благодаря своему «явному колдовству» видел и это зарево, и эти корабли. Видел и описал, а не придумал их – «из мира поэтических мечтаний лирического "я".»
     ]
     »
 

*
*

 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок: «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма.
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
                III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко ЧЕТВЁРТОЙ сцене ТРЕТЬЕГО раздела. Всего сцен в нем – девять:

III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года                ( http://www.proza.ru/2018/01/18/742 )

1.Неверящая «ты».
"ты" не веришь мне, не видишь себя
2.Грань богопознания:
 попытка – успешная! – увидеть в «тебе» богиню. Увидеть, как «Белый, белый ангел бога / Сеет розы на пути».  Но… нет, «ты» из-за своей «нарастающей страсти», «ты»  осталась – «в сумраке».
3.Вставка чужим почерком:
«Ты» сомневается по поводу поэта: «Горят слова “Не друг, а враг”».
                4.Явное колдовство.
                Первое явное явление двойников – сущностей-проводников по другим реальностям: ему показывают Елену, со стен Трои наблюдающей за высадкой ахейцев.
5.Возвращение.
Рефлексии по этому поводу. Вставка чужим почерком: предостережение, попытка удержать «от…  ярких дорог».
6. Поле вечной битвы.
ему показывают поле вечной битвы, ему показывают,  что «ты» – «другая, немая, безликая, / Притаилась, колдуешь в тиши». То есть, «ты» – из безликих.
7. Случайные встречи.
Наша реальность – он ждет любимую, но встреч с нею сразу становится мало – он тоскует по иномирью.
8.Злая дева.
На фоне встреч с любимой – путаница реальностей. «Неотвязный» искушает тайнами, «ты» ведешь туда, где за «тобой» – «огневые струи», а двойники проводят экскурсию в «лиловые миры».
9.Тропа
И рефлексии по поводу двойников, и блуждание с ними по Тропе миров.


К  сцене данного стихотворения относятся два произведения:

         Явное колдовство:

                12. «Зарево белое, желтое, красное…»                ( http://proza.ru/2017/12/04/982 )
                Первое подношение двойников –  Елена.

13. «Восходя на первые ступени…»                ( http://proza.ru/2017/12/05/1066 )   
Вид  на Землю с высоты «первых ступеней».
*
*


 


Рецензии