Блок. Восходя на первые ступени... Прочтение
Восходя на первые ступени,
Я смотрел на линии земли.
Меркли дни — порывы исступлений
Гасли, гасли в розовой дали.
Но томим еще желаньем горя,
Плакал дух, — а в звездной глубине
Расступалось огненное море,
Чей-то сон шептался обо мне…
8 ноября 1901
Судя по "линиям земли" "первые ступени" - это стереобат... "Стереобат — (греч. stereobates) в античной архитектуре, цоколь храма или колоннады. В древнегреческом зодчестве С. обычно состоял из трёх ступеней" - это стереобат "утаенного" Среднего храма. Напомню, как поэт ранней весной следовал за влекущей его:
"Пять изгибов сокровенных
Добрых линий на земле.
...
Но ужасней — средний храм —
Меж десяткой и девяткой,
С черной, выспренней загадкой,
С воскуреньями богам."
Пять изгибов сокровенных 10 марта 1901 (http://proza.ru/2017/11/17/951 )
Первый шаг сделан и вот вид с высоты «первых ступеней». Впечатляюще, не правда ли? Вот только не «обитель серафимов» здесь… Здесь – «расступалось огненное море», «меркли дни», «плакал дух»…
Да и сбой размера в 5-ой строке добавляет, подчеркивает не божественность, а инфернальность картины.
Скорее всего, это добавочная “лучшая драгоценность” от двойников – вид на один из лиловых миров. В первоначальном варианте картинка раскрашена ещё подробнее:
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. Другие редакции и варианты»:
«8 – Чей-то призрак думал обо мне.<>
После 8: (9-12)
Отошел, молитвы слыша слово,
Черный дым – к покинутым мирам.
Но душа, пылать и петь готова,
Молит слез таких, как там.»
Тропа миров, куда заманили его – это в конце концов лишь еще одно отвлекалово от базовой миссии. Любочка по-своему, Тропа по-своему – лишь бы зря сгорела Купина.
*
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«… – Восходя на первые ступени ... и след.- поэтический отклик на строку К.Д. Бальмонта: "Я на башню всходил, и дрожали ступени ... " ("Я мечтою ловил уходящие тени ... ", 1894; этим программным для раннего символизма произведением открывался сб. Бальмонта "В безбрежности", 1895).»
Приведу это стихотворение.
Константин Бальмонт
«Я мечтою ловил уходящие тени…»
***
«Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.
И внизу подо мною уже ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.
Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.»
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится ко ЧЕТВЕРТОЙ сцене ТРЕТЬЕГО раздела. Всего сцен в нем – девять:
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года ( http://www.proza.ru/2018/01/18/742 )
1.Неверящая «ты».
"ты" не веришь мне, не видишь себя
2.Грань богопознания:
попытка – успешная! – увидеть в «тебе» богиню. Увидеть, как «Белый, белый ангел бога / Сеет розы на пути». Но… нет, «ты» из-за своей «нарастающей страсти», «ты» осталась – «в сумраке».
3.Вставка чужим почерком:
«Ты» сомневается по поводу поэта: «Горят слова “Не друг, а враг”».
4.Явное колдовство.
Первое явное явление двойников – сущностей-проводников по другим реальностям: ему показывают Елену, со стен Трои наблюдающей за высадкой ахейцев.
5.Возвращение.
Рефлексии по этому поводу. Вставка чужим почерком: предостережение, попытка удержать «от… ярких дорог».
6. Поле вечной битвы.
ему показывают поле вечной битвы, ему показывают, что «ты» – «другая, немая, безликая, / Притаилась, колдуешь в тиши». То есть, «ты» – из безликих.
7. Случайные встречи.
Наша реальность – он ждет любимую, но встреч с нею сразу становится мало – он тоскует по иномирью.
8.Злая дева.
На фоне встреч с любимой – путаница реальностей. «Неотвязный» искушает тайнами, «ты» ведешь туда, где за «тобой» – «огневые струи», а двойники проводят экскурсию в «лиловые миры».
9.Тропа
И рефлексии по поводу двойников, и блуждание с ними по Тропе миров.
К сцене данного стихотворения относятся два произведения:
Явное колдовство.
12. «Зарево белое, желтое, красное…» ( http://proza.ru/2017/12/04/982 )
Первое подношение двойников – Елена.
13. «Восходя на первые ступени…» ( http://proza.ru/2017/12/05/1066 )
Вид на лиловые миры с высоты «первых ступеней».
*
*
Свидетельство о публикации №217120501066