Блок. Восходя на первые ступени... Прочтение

13*. «Восходя на первые ступени…»





                Восходя на первые ступени,
                Я смотрел на линии земли.
                Меркли дни — порывы исступлений
                Гасли, гасли в розовой дали.
                Но томим еще желаньем горя,
                Плакал дух, — а в звездной глубине
                Расступалось огненное море,

                Чей-то сон шептался обо мне…
                8 ноября 1901





           Судя по "линиям земли" "первые ступени" - это стереобат... "Стереобат — (греч. stereobates) в античной архитектуре, цоколь храма или колоннады. В древнегреческом зодчестве С. обычно состоял из трёх ступеней" - это стереобат "утаенного" Среднего храма. Напомню, как поэт ранней весной следовал за влекущей его:

                "Пять изгибов сокровенных
                Добрых линий на земле.
                ...
                Но ужасней — средний храм —
                Меж десяткой и девяткой,
                С черной, выспренней загадкой,
                С воскуреньями богам."
                Пять изгибов сокровенных   10 марта 1901     (http://proza.ru/2017/11/17/951 )


           Первый шаг сделан и вот вид с высоты «первых ступеней». Впечатляюще, не правда ли? Вот только  не «обитель серафимов» здесь… Здесь – «расступалось огненное море»,  «меркли дни»,  «плакал дух»…
           Да и сбой размера в 5-ой строке добавляет, подчеркивает не божественность, а инфернальность картины.

          Скорее всего, это добавочная “лучшая драгоценность” от двойников – вид на  один из лиловых миров. В первоначальном варианте картинка раскрашена ещё подробнее:

А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. Другие редакции и варианты»:
     «8 – Чей-то призрак думал обо мне.<>

     После 8:  (9-12)

                Отошел, молитвы слыша слово,
                Черный дым – к покинутым мирам.
                Но душа, пылать и петь готова,
                Молит слез таких, как там.»

    Тропа миров, куда заманили его – это в конце концов лишь еще одно отвлекалово от базовой миссии. Любочка по-своему, Тропа по-своему – лишь бы зря сгорела Купина.

*

Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:

 

  «… – Восходя на первые ступени ...  и след.- поэтический отклик на строку К.Д. Бальмонта: "Я на башню всходил, и дрожали ступени ... "  ("Я мечтою ловил уходящие тени ... ",  1894; этим программным для раннего символизма произведением открывался сб.  Бальмонта "В безбрежности", 1895).»

Приведу это стихотворение.
Константин Бальмонт
«Я мечтою ловил уходящие тени…»

***

                «Я мечтою ловил уходящие тени,
                Уходящие тени погасавшего дня,
                Я на башню всходил, и дрожали ступени,
                И дрожали ступени под ногой у меня.
                И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
                Тем ясней рисовались очертанья вдали,
                И какие-то звуки вдали раздавались,
                Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
                Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
                Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
                И сияньем прощальным как будто ласкали,
                Словно нежно ласкали отуманенный взор.
                И внизу подо мною уже ночь наступила,
                Уже ночь наступила для уснувшей земли,
                Для меня же блистало дневное светило,
                Огневое светило догорало вдали.
                Я узнал, как ловить уходящие тени,
                Уходящие тени потускневшего дня,
                И все выше я шел, и дрожали ступени,
                И дрожали ступени под ногой у меня.»
 

 
*
*

 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
                III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко ЧЕТВЕРТОЙ сцене ТРЕТЬЕГО раздела. Всего сцен в нем – девять:

III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года                ( http://www.proza.ru/2018/01/18/742 )

1.Неверящая «ты».
"ты" не веришь мне, не видишь себя
2.Грань богопознания:
 попытка – успешная! – увидеть в «тебе» богиню. Увидеть, как «Белый, белый ангел бога / Сеет розы на пути».  Но… нет, «ты» из-за своей «нарастающей страсти», «ты»  осталась – «в сумраке».
3.Вставка чужим почерком:
«Ты» сомневается по поводу поэта: «Горят слова “Не друг, а враг”».
                4.Явное колдовство.
                Первое явное явление двойников – сущностей-проводников по другим реальностям: ему показывают Елену, со стен Трои наблюдающей за высадкой ахейцев.
5.Возвращение.
Рефлексии по этому поводу. Вставка чужим почерком: предостережение, попытка удержать «от…  ярких дорог».
6. Поле вечной битвы.
ему показывают поле вечной битвы, ему показывают,  что «ты» – «другая, немая, безликая, / Притаилась, колдуешь в тиши». То есть, «ты» – из безликих.
7. Случайные встречи.
Наша реальность – он ждет любимую, но встреч с нею сразу становится мало – он тоскует по иномирью.
8.Злая дева.
На фоне встреч с любимой – путаница реальностей. «Неотвязный» искушает тайнами, «ты» ведешь туда, где за «тобой» – «огневые струи», а двойники проводят экскурсию в «лиловые миры».
9.Тропа
И рефлексии по поводу двойников, и блуждание с ними по Тропе миров.


К  сцене данного стихотворения относятся два произведения:

         Явное колдовство.

12. «Зарево белое, желтое, красное…»                ( http://proza.ru/2017/12/04/982 )
Первое подношение двойников –  Елена.
                13. «Восходя на первые ступени…»                ( http://proza.ru/2017/12/05/1066 )   
                Вид  на лиловые миры с высоты «первых ступеней».
*
*
      


Рецензии