Блок. Ты страстно ждешь. Тебя зовут... Прочтение

17.* «Ты страстно ждешь. Тебя зовут…»




                Ты страстно ждешь. Тебя зовут, —
                Но голоса мне не знакомы,
                Очаг остыл, — тебе приют —
                Родная степь. Лишь в ней ты — дома.

                Там — вечереющая даль,
                Туманы, призраки, виденья,
                Мне — беспокойство и печаль,
                Тебе — покой и примиренье.

                О, жалок я перед тобой!
                Всё обнимаю, всем владею,
                Хочу владеть тобой одной,
                Но не могу и не умею!
                22 ноября 1901




     Как перекликается это стихотворение с первым из цикла «Куликово поле»! Словно то будет прямым продолжением этого. Сравните антураж:

                "О, Русь моя! Жена моя! До боли
                Нам ясен долгий путь!
                Наш путь – стрелой татарской древней воли
                Пронзил нам грудь.

                Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной -
                В твоей тоске, о, Русь!
                И даже мглы – ночной и зарубежной -
                Я не боюсь.

                Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
                Степную даль.
                В степном дыму блеснет святое знамя
                И ханской сабли сталь...

                И вечный бой! Покой нам только снится
                Сквозь кровь и пыль...
                Летит, летит степная кобылица
                И мнет ковыль."

     Про «На поле Куликовом» я уже писал (например, см. здесь http://proza.ru/avtor/VitalyLitvin&book=37#37 ).  Напомню: в каждой из тех пяти главок  – двое (без)действующих лиц: он и она. Двое и первом стихотворении: он – вышедший на поле вечной битвы воин, и она –  скачущая на кобылице рядом, последнее, что ему осталось от Руси – его русская жена.
     Так ему Куликово поле поблазнилось ещё тогда – 22 ноября 1901 года?

*
*
 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
                III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко ШЕСТОЙ сцене ТРЕТЬЕГО раздела. Всего сцен в нем – девять:

III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года                ( http://www.proza.ru/2018/01/18/742 )

1.Неверящая «ты».
"ты" не веришь мне, не видишь себя
2.Грань богопознания:
 попытка – успешная! – увидеть в «тебе» богиню. Увидеть, как «Белый, белый ангел бога / Сеет розы на пути».  Но… нет, «ты» из-за своей «нарастающей страсти», «ты»  осталась – «в сумраке».
3.Вставка чужим почерком:
«Ты» сомневается по поводу поэта: «Горят слова “Не друг, а враг”».
4.Явное колдовство.
Первое явное явление двойников – сущностей-проводников по другим реальностям: ему показывают Елену, со стен Трои наблюдающей за высадкой ахейцев.
5.Возвращение.
Рефлексии по этому поводу. Вставка чужим почерком: предостережение, попытка удержать «от…  ярких дорог».
                6. Поле вечной битвы.
                ему показывают поле вечной битвы, ему показывают,  что «ты» – «другая, немая, безликая, / Притаилась, колдуешь в тиши». То есть, «ты» – из безликих.
7. Случайные встречи.
Наша реальность – он ждет любимую, но встреч с нею сразу становится мало – он тоскует по иномирью.
8.Злая дева.
На фоне встреч с любимой – путаница реальностей. «Неотвязный» искушает тайнами, «ты» ведешь туда, где за «тобой» – «огневые струи», а двойники проводят экскурсию в «лиловые миры».
9.Тропа
И рефлексии по поводу двойников, и блуждание с ними по Тропе миров.


К  сцене данного стихотворения относятся ДВА произведения:

              Поле вечной битвы:

                17. «Ты страстно ждешь. Тебя зовут…»                ( http://proza.ru/2017/12/06/1160 )         
                Двойники. Вид на поле вечной битвы, где он и «ты».
18. «Будет день — и свершится великое…»              ( http://proza.ru/2017/12/06/1167 )
«ты» – кто?! «Ты — другая, немая, безликая,/ Притаилась, колдуешь в тиши»?!
*


Рецензии