Контрасты

                (Из дорожных впечатлений)


Поезд на Москву. Рига. Самый «заселенный» вагон - общий. Потому, что самый дешевый (как в бывшем СССР). Но - единственный. Хочешь лучше - плати вдвойне, дадут постель в плацкарте. Евросоюз! Мерило - деньги.

Утро. Придорожная московская зона. Поваленные деревья. С корнем. Смерч.

Вокзал. Рижский. Билеты на Уфу. Проданы.

Мини-отель. Привокзальный. «Султан». Очень удобный. Даже молоко к завтраку. А натоплено - жуть!

Утро. Транспортная остановка. Расписание – интервальное. Не замерзнуть бы!

Троллейбус на Казанский вокзал. Билет – 55 рублей: что в киоске, что у водителя, в Риге дороже на четверть. Компостер. А следом вертушка: хлоп по заду! Как погонщик...

Проспект Мира. Банки, банки, банки... Машины, машины, машины... Анонс: посадить деревья на Садовом кольце! Ностальгия. 

Комсомольская площадь. Три вокзала. Шпили. Рекламу убрали, и это здорово! Как молоды мы были!

Зазывалы. С обзорными экскурсиями. В микроавтобус. Стрижка наличных!

«МЦК» - Московское центральное кольцо. Вот это да! Метро-надземка. Как в самолете. Летим!

Вид на Москву. Жёрла строительных кранов. Везде и всюду. Грандиозно!

Завод имени Лихачева. Распотрошен.

Жилые дома - новостройки. Как ульи с сотами.

Деловой центр – Манхэттен. А я маленький такой!

Размышления. Высказываются предложения строить многоэтажные анклавы по всей России. Зачем? Страна необъятных просторов, необжитых земель. Города поглощают свободу. А землю кому? В Латвии, например, уже осознали: отдали угодья иностранцам, и теперь свои крестьяне арендуют наделы, чтобы прокормиться. Чистый же продукт можно получить только на собственном участке. Австрийский вариант – коттеджи, коттеджи, коттеджи… Везде и всюду. И густые нити сообщений. В Беларуси – агрогородки, одноэтажные. Дать бы туда еще комфортность!

Поесть. Кафе в 95-этажной махине. Кухня заграничная, цены - парижские. Буфетик в подземном переходе. То, что надо: свежие салаты, отбивная, пирожки... А где туалет? Помыть руки негде.

Центр города. Маковки церквей - словно сердечные вздохи... А вот и мечеть, устремленная ввысь... Слава Богу! А у Кремля - плакаты, пропагандистские. Довлеют. Заслонили церквушку. Минин и Пожарский.

Поезд на Уфу. Локомотивы – звери. Мощные, надежные. Тянут уверенно. Путь – ровный, без болтанки. Вагоны прежние, но «облагороженные»: современные окна, дополнительные розетки для интернета и электроприборов, информтабло, биотуалеты. Регулярные протирки пола. И начальник поезда – сама светлость: есть ли претензии?

Поезд скорый, а идет целые сутки. Занятие – окно. Мелькают полустанки. Цистерны, цистерны, цистерны... Шепоток за спиной: «Распродается Россия…»

Или наращивает капитал?

Путин ассоциируется с нефтью и газом. И сетью трубопроводов, протянутых за границу. А за окном - русские деревни, отрешенно смотрящие на происходящее, всё еще не оправившиеся после коллективизации. Развалины придорожных строений, и горький вывод о жизни: "В провинции работы нет". Куда потянет трубопроводы Путин в период своего нового правления? Неужели снова мимо деревень?

Ульяновск. Стоянка – 50 минут. Платформа. Свежий воздух. Новый вокзал. Крупная надпись внутри: «Ленинский зал». Барельефы Разина и Пугачева, Карамзина, семьи Ульяновых. Сердце России.

Размышления. Смешными выглядят попытки средств массовой информации преподнести Ильича как шпиона и иностранного агента. Ленин – прозорливый политик, стратег и философ, проникшийся чаяниями людей. Взял власть легко, на одной пропаганде. Отомстил за повешенного брата. Остановил всемирную бойню, дал самостоятельность окраинам. Начал прогрессивные реформы, и в первую очередь на селе. В панских поместьях уже в начале 1918 года создавались хозяйства под общим управлением. Но капитал – за ножи. Воспротивился. Стреляли и в Ленина (Каплан), и в новую Россию. Подобное при Ельцине, в 90-х. Бил по Верховному Совету, из танков. Страшно представить, чем закончилось бы противостояние, если бы защитники Белого дома оказали сопротивление. А расчет был на то. Как и пожар в Украине. Смели Януковича и надеялись, что перекинется на Россию…

Мордовия. Рузаевка. Большой разъезд. Поезд стоит долго, заправляется свежей водой. Пассажиры зреют части «колоссов» – стальных локомотивов. Думай о движении! Российская империя оставила разветвленную и надежную сеть железных дорог, по которым потекли ресурсы… И в Латвии скоро будет сто лет, как функционирует железнодорожная ветка Рига – Тукумс, проложенная при царе. Империя была невеяроятной мощности: задумывался даже морской канал из Балтийского в Черное море. Сталин воспользовался гражданской войной, совершил переворот и повел Россию по "индустриальному" пути, ориентируясь на Запад. Добыча ресурсов сопровождалась гонкой вооружений, которая способствовала наращиванию капитала за границей и переделу мира.

Башкирия. Туймазы. Паровоз на постаменте. Город нефтяников. За 47 лет население почти удвоилось. Улица Ленина. В самом начале – Вечный огонь и обелиск павшим солдатам. Реклама. На крупных перекрестках плакаты с четырьмя большими буквами: «ЛДПР». Жириновский уже здесь. Ближе к центру - железные ворота с пятиконечными звездами и двухэтажные старые дома - как напоминание о прошлом. Пойдут под снос. В Октябрьском – городе-спутнике уже убирают. Строятся новые кварталы. Современный ледовый дворец, гимназия.

Сторона нагорья. Частный сектор. Склоны заселяются. Настолько плотная застройка, что люди наращивают дома – видны надстроечные швы. Участки небольшие, но в каждом  - тепличка, гараж, садик. А какой теплый прием! Но что будет, когда нефть кончится?

Городской автобус. Вокзал – базар – баня. Тащится с трудом. На перекрестке напрягается, чтобы вырулить на прямую.

Такси прилетает мгновенно. И стоит по городу около 70 рублей – один евро.

Аптека. Девушка-башкирка предлагает масло шиповника за 300 рублей.
- А дешевле нет?
- Есть. За 200…
- Почему?
- Производители разные…

Девушка охотно комментирует, разговаривая на русском, без акцента. Здесь нет понятия «другой язык». В одинаковых условиях как русский, так и местный. Правильно. Зачем убивать стремление людей жить на равных и общаться с соседями?

Городской рынок. Одеждой торгуют вьетнамцы. Радушно снижают цены.

Дорога в Октябрьский – город-спутник. По обе стороны – качалки, нефтяные насосы. Интересно, а что внизу – там, откуда выбраны ресурсы? Чем заполняются высосанные подземные «хранилища»? Может, туда утекла вода из Беларуси – где речки пересохли?

Октябрьский отстраивался пленными немцами в 40-х годах. Заводы не порушены, работают. Спрашиваю об оборудовании. Отвечают: старое.
- А зарплаты?
- Доходили до тысячи евро в месяц, сейчас снизились.

Международные санкции. Почему народ должен страдать из-за недальновидных политиков? Чтобы копить гнев и ненависть? К таким же людям? 

Центр Октябрьского, торговые ряды. Улицы, напоминающие калифорнийские. Много рекламы и машин.

Местная продукция. Изумительной красоты поделки фарфорового завода. А в Риге, на месте старинного керамического производства, гигантский супермаркет возводится...
   

Обратный путь. Снова Москва. Вокзал. Металлоискатели и наряды полиции. Прямо в помещении - ряды воинской команды перед отправкой к месту назначения. Командир обходит строй. Наглядно. Пахнет силой.

Снова билет в Евросоюз - в единственный общий вагон. Туда уже очередь…

Граница. Девушка с пшеничной косой. Эксклюзив. Проверяет документы. А в это время латвийские таможенники изучают багаж. У бабушки лет 80 отнимают кусок российского сыра – ввозить молочные и мясные продукты запрещено…

Рига. Теплая ноябрьская погода. Но туманно. Сообщается о новом росте цен: вода в кранах подорожает на треть, а стоимость одной 200-грамовой пачки хорошего сливочного масла уже - более двух евро. 

Приехали…

На фото: Памятник Мономаху. Необъятные российские просторы. Паровоз на постаменте. Звезды на решетках. Срубленные деревья. Поникшая русская деревня. Стальные колеса. Придорожные развалины. Вечный огонь. Нефтяные качалки. Ландшафт нефтедобывающего региона. Дизель и цистерны. Октябрьский, улица в калифорнийском стиле. Московский Манхэттен.

06.12/17


Рецензии
Я сам житель Октябрьского. Где там производство? Одни торговые центры. Когда пишешь какое-либо произведение, нужно немного думать: а нет ли здесь людей кто знаком с тем или иным городом не на бумаге а реально живущий? Вся страна сплошоно блошиный рынок, купи-продай
С уважением

Аскольд Де Герсо 2   04.11.2018 20:22     Заявить о нарушении
Спасибо, господин Аскольд!
Только было бы неплохо представиться истинным лицом, а не вымышленно-"графским". Не люблю, когда авторы сайта скрывают свою настоящую фамилию.
Мне очень импонирует, что Вы из Октябрьского. Я писал о нем не понаслышке, а был там, а мои родственники живут и работают там.
Продукцию местного фарфорового завода купил в подарок рижским коллекционерам. Плохо, что их службы слабо продвигают свою продукцию. А у нас и продвигать нечего - ни ВЭФа, ни РАФа... Недавно купил тапки турецкие, так на другой день выбросил - пахнут нехорошо.
Россия может позволить себе расслабиться - у нее сырьевые богатства. А мы зачем разорили собственные производства?
Приглашаю к дальнейшему разговору. Очень интересно. Вы как постоянный житель Октябрьского, наверное, дали бы много полезной информации. Спасибо.

Василий Азоронок   04.11.2018 21:33   Заявить о нарушении
Александр, я представился истинным лицом, под которым меня знают в городе, знают в Татарстане. Да, есть фарфоровый завод, но он тоже наполовину итальянский:италбашкерамика. И как и всюду, а не только в Латвии, люди живут надеждой. Что до нефти и газа, так это не бесконечный продукт и нормальные страны предпочитают продавать конечный товар, а не сырьё и уж тем паче не по бросовым ценам. Почему Беларусь продаёт в розницу на заправках бензин российский дешевле, нежели сами русские покупают за 45? И подобных примеров не единицы. Тот же элеватор в Туймазах принадлежит москвичам ии местным остаются крохи. Я предпочитаю заглядывать вглубь, как говорил Версаче: у качественной одежды и изнанка качественная, Вы же увидели внешний лоск и остались в восхищении. Потёмкинские деревни процветают...
С теплом

Аскольд Де Герсо 2   04.11.2018 21:57   Заявить о нарушении
Александр, потемкинские деревни создаем мы сами - своим восхищением внешней действительностью. Одна большая потемкинская деревня - западный мир. Наши туристы едут туда, отдыхают, развлекаются и привозят кучу впечатлений: как здорово они там живут! Совсем другое дело - жизнь в тисках капитала: когда каждый день начинается с прозаической мысли - "Где взять деньги?"; "А что будет, если завтра меня уволят?"
Вы правильно говорите, что устройство жизни пошло по единому плану: что в Калифорнии, что на юге Прибалтики, что в солнечной Башкирии - хозяева капиталисты. И нет никакой разницы - булат он или чуваш, американец или еврей. Мерилом жизни стал капитал. Тогда зачем мы рвем на груди рубашки и душим соседей только за то, что они хотят жить лучше?

Василий Азоронок   05.11.2018 19:17   Заявить о нарушении