Блок. Я долго ждал ты вышла поздно... Прочтение

19. «Я долго ждал — ты вышла поздно…»






                Я долго ждал — ты вышла поздно,
                Но в ожиданьи ожил дух,
                Ложился сумрак, но бесслезно
                Я напрягал и взор и слух.

                Когда же первый вспыхнул пламень
                И слово к небу понеслось, —
                Разбился лед, последний камень
                Упал, — и сердце занялось.

                Ты в белой вьюге, в снежном стоне
                Опять волшебницей всплыла,
                И в вечном свете, в вечном звоне
                Церквей смешались купола.
                27 ноября 1901






Блок. Из дневников 18-ого года:
     «Любовь Дмитриевна ходила на уроки к М. М. Читау, я же ждал ее выхода…».

[
     Мария Михайловна Читау (Огарёва; 1860—1935) — актриса русского театра, литератор.
     В 1876(78)—1900 годах служила в Александринском театре.
Первая исполнительница роли Маши в пьесе Чехова «Чайка», поставленной в Александрийском театре впервые 17 октября 1896 года: «Роли в „Чайке“ распределял сам А. С. Суворин. М. Г. Савина должна была играть Нину Заречную, Дюжикова 1-я — Аркадину, Абаринова — Полину Андреевну, Машу — я.»
     С 1900 года занималась педагогической деятельностью.]
]

     На этот раз ждал – «долго»… Ожидание… Не горестное: придет – не придет,  а когда знаешь точно – выйдет! И ты сможешь, имитируя случайную встречу, подойти к ней…
     Ожидание как обряд, как ритуал, как подготовка к чуду – как создание чуда! 


                Разбился лед, последний камень
                Упал, — и сердце занялось.

                Ты в белой вьюге, в снежном стоне
                Опять волшебницей всплыла…

     Вот только… «снежный стон» – это термин 2-ого тома, тома  предательства…

*
*
 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок: «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
                III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.


                III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года                ( http://www.proza.ru/2018/01/18/742 )

1.Неверящая «ты».
"ты" не веришь мне, не видишь себя
2.Грань богопознания:
попытка – успешная! – увидеть в «тебе» богиню. Увидеть, как «Белый, белый ангел бога / Сеет розы на пути».  Но… нет, «ты» из-за своей «нарастающей страсти», «ты»  осталась – «в сумраке».
3.Вставка чужим почерком:
«Ты» сомневается по поводу поэта: «Горят слова “Не друг, а враг”».
4.Явное колдовство.
Первое явное явление двойников – сущностей-проводников по другим реальностям: ему показывают Елену, со стен Трои наблюдающей за высадкой ахейцев.
5.Возвращение.
Рефлексии по этому поводу. Вставка чужим почерком: предостережение, попытка удержать «от…  ярких дорог».
6. Поле вечной битвы.
ему показывают поле вечной битвы, ему показывают,  что «ты» – «другая, немая, безликая, / Притаилась, колдуешь в тиши». То есть, «ты» – из безликих.
                7. Случайные встречи.
                Наша реальность – он ждет любимую, но встреч с нею сразу становится мало – он тоскует по иномирью.
8.Злая дева.
На фоне встреч с любимой – путаница реальностей. «Неотвязный» искушает тайнами, «ты» ведешь туда, где за «тобой» – «огневые струи», а двойники проводят экскурсию в «лиловые миры».
9.Тропа
И рефлексии по поводу двойников, и блуждание с ними по Тропе миров.


                7.Случайные встречи.
 
                19. «Я долго ждал — ты вышла поздно…»                ( http://proza.ru/2017/12/07/1034 )
                Наша реальность. Курсы г-жи Читау. Он ждет любимую.
20. «Ночью вьюга снежная…»                ( http://proza.ru/2017/12/07/1041 )
Наша реальность. Предвкушение новой встречи после курсов г-жи Читау.
21. «Тёмно в комнатах и душно…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/07/1044 )
Наша реальность. Тоска по иномирью.


Рецензии