Блок. Ночью вьюга снежная... Прочтение

20. «Ночью вьюга снежная…»





                Ночью вьюга снежная
                Заметала след.
                Розовое, нежное
                Утро будит свет.

                Встали зори красные,
                Озаряя снег.
                Яркое и страстное
                Всколыхнуло брег.

                Вслед за льдиной синею
                В полдень я всплыву.
                Деву в снежном инее
                Встречу наяву.
                5 декабря 1901




    Ночью – “вьюга снежная”, днем – “снежный  иней”, ночью – сон про неё, днем – “встреча наяву”.

     Биографически – это звонкое эхо недолгого периода – на пару месяцев  всего-то, когда Л.Д. забыла про свою «привычную суровость», когда она радовалась «случайным» встречам с Блоком:

Блок. Из дневника 18-ого года:
     «Любовь Дмитриевна ходила на уроки  [актерского  мастерства]  к М. М. Читау, я же ждал ее выхода…».

Л. Д. Блок. «И быль и небылицы о Блоке и о себе»:
     «…Встречи наши на улице продолжались. Мы все еще делали вид, что они случайны…
     …много говорили. Много о его стихах».

     А в рамках его трехтомника, и это стихотворение – предтеча всех этих «Снежная маска», «Земля в снегу» – всего его 2-ого  тома. Но героиня Второго тома – это изнанка, чёрное эхо Прекрасной Дамы, хоть она и белая…

                Встали зори красные,
                Озаряя снег.
                Яркое и страстное
                Всколыхнуло брег.

     То есть эта та, которая “страстная”, которая – в “красных зорях”, это – другая. Колдунья, русская Венера.  То есть всё это – искус. Всё это – отвлечение от миссии, от готовности к мистическому подвигу – от Мистического лета, наконец.

Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «В Т2 [Тетради  беловых автографов. Вторая тетрадь: "Посвящения. Стихи о Прекрасной Даме. Стихотворения  Ал. Блока. ] имеются пометы: "a(nte) I(ucem)"  ("перед светом" – лат.)»
     То есть написано "до встречи".
;

*
*

 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
                III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.


                III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года                ( http://www.proza.ru/2018/01/18/742 )

1.Неверящая «ты».
"ты" не веришь мне, не видишь себя
2.Грань богопознания:
попытка – успешная! – увидеть в «тебе» богиню. Увидеть, как «Белый, белый ангел бога / Сеет розы на пути».  Но… нет, «ты» из-за своей «нарастающей страсти», «ты»  осталась – «в сумраке».
3.Вставка чужим почерком:
«Ты» сомневается по поводу поэта: «Горят слова “Не друг, а враг”».
4.Явное колдовство.
Первое явное явление двойников – сущностей-проводников по другим реальностям: ему показывают Елену, со стен Трои наблюдающей за высадкой ахейцев.
5.Возвращение.
Рефлексии по этому поводу. Вставка чужим почерком: предостережение, попытка удержать «от…  ярких дорог».
6. Поле вечной битвы.
ему показывают поле вечной битвы, ему показывают,  что «ты» – «другая, немая, безликая, / Притаилась, колдуешь в тиши». То есть, «ты» – из безликих.
                7. Случайные встречи.
Наша реальность – он ждет любимую, но встреч с нею сразу становится мало – он тоскует по иномирью.
8.Злая дева.
На фоне встреч с любимой – путаница реальностей. «Неотвязный» искушает тайнами, «ты» ведешь туда, где за «тобой» – «огневые струи», а двойники проводят экскурсию в «лиловые миры».
9.Тропа
И рефлексии по поводу двойников, и блуждание с ними по Тропе миров.



                7.Случайные встречи.
 
19. «Я долго ждал — ты вышла поздно…»                ( http://proza.ru/2017/12/07/1034 )
Наша реальность. Курсы г-жи Читау. Он ждет любимую.
                20. «Ночью вьюга снежная…»                ( http://proza.ru/2017/12/07/1041 )
                Наша реальность. Предвкушение новой встречи после курсов г-жи Читау.
21. «Тёмно в комнатах и душно…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/07/1044 )
Наша реальность. Тоска по иномирью.
 


Рецензии