Блок. Мне битва сердце веселит... Прочтение
Все двери заперты, и отданы ключи
Тюремщиком твоей безжалостной царице.
Петрарка
Мне битва сердце веселит,
Я чую свежесть ратной неги,
Но жаром вражеских ланит
Повержен в запоздалом беге.
А всё милее новый плен.
Смотрю я в сумрак непробудный,
Но в долгий холод здешних стен
Порою страж нисходит чудный.
Он окрылит и унесет,
И озарит, и отуманит,
И сладко речь его течет,
Но каждым звуком — сердце ранит.
В нем — тайна юности лежит,
И медленным и сладким ядом
Он тихо узника поит,
Заворожив бездонным взглядом.
15 декабря 1901
Опять же стоит прочитать не только строки эпиграфа, а все стихотворение. Эпиграф у Блока – это не концентрат смысла, а ссылка на ту самую печку, от которой начинает плясать поэт.
Имеем перевод сонета Петрарки Дмитрия Мережковского:
"
Лукавый бог любви, я вновь в твоей темнице...
О пленник, покорись и воли не ищи:
Все двери заперты, и отданы ключи
Тюремщиком твоей безжалостной царице.
Уже я был рабом, когда заметил плен.
(Клянусь, — хотя никто не верит мне, я знаю)
С усильем вырвавшись из-за тюремных стен,
О них со вздохами, жалея, вспоминаю.
К темнице так привык, что воли не хочу,
И порванную цепь повсюду я влачу...
Таким огнем любви горит мой взор унылый,
Что, если бы теперь ты видела певца,
Сказала бы: «Судя по бледности лица,
Друзья, мне кажется, он на краю могилы».
"
Наиболее ярко в сем сонете не изображение бедного заключенного, а такая знакомая – «привычная суровость» в концовке, равнодушная наблюдательность, равнодушное непонимание: и чего это он сидит в той темнице? – пожмет плечами она, и присоединит еще один ключик к длинной их связке.
И ведь не назвать ее жестокой:
…Порою страж нисходит чудный.
Он окрылит и унесет,
И озарит, и отуманит,
И сладко речь его течет,
Но каждым звуком — сердце ранит.
В нем — тайна юности лежит,
И медленным и сладким ядом
Он тихо узника поит,
Заворожив бездонным взглядом…
Но в рамка сюжета СПД ярче другая строка:
Но жаром вражеских ланит…
«…жар ланит» – это разрумянившиеся щёчки. Это оружие, «вражеское». Оружие врага… врагини. Которой вечно приходилось припудривать их… (У Л.Д. был очень яркий естественный румянец, которого она, кажется, стеснялась.
Л. Д. Блок. «И быль и небылицы о Блоке и о себе»:
«…Входит Муся, моя насмешница младшая сестра, любимым занятием которой было в то время потешаться над моими заботами о наружности : "Mademoiselle велит тебе итти в Colonie, она туда пошла с Шахматовским Сашей. Нос напудри!"
…накупили много всяких столь отличных от всего не парижского мелочей и сшили у хорошей портнихи по "визитному платью"… Лучше подобрать и нельзя было к моим волосам и цвету лица, которые так выигрывали, что раз в театре одна чопорная дама, в негодовании глядя на меня, нарочно громко сказала: "Боже, как намазана! А такая еще молоденькая!" А я была едва-едва напудрена».
)
"А всё милее новый плен".
Искус всё это, искус от "русской Венеры".
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
- «Мне битва сердце веселит...» - Восходящий к Овидию и широко распространенный в средневековой европейской литературе образ любви как поединка имеется в сонете Петрарки "Нм битва, ни покой. Страз душу леденит..." (пер. Д.С. Мережковского), который Блок цитировал (ст. 1-4) в письме А.В.Гиппиусу от 5 декабря 1901 г. и переписал в тетрадь "Моя декламация..."
»
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя”.
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей».
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма.
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится ко ВОСЬМОЙ сцене ТРЕТЬЕГО раздела. Всего сцен в нем – девять:
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года ( http://www.proza.ru/2018/01/18/742 )
1.Неверящая «ты».
"ты" не веришь мне, не видишь себя
2.Грань богопознания:
попытка – успешная! – увидеть в «тебе» богиню. Увидеть, как «Белый, белый ангел бога / Сеет розы на пути». Но… нет, «ты» из-за своей «нарастающей страсти», «ты» осталась – «в сумраке».
3.Вставка чужим почерком:
«Ты» сомневается по поводу поэта: «Горят слова “Не друг, а враг”».
4.Явное колдовство.
Первое явное явление двойников – сущностей-проводников по другим реальностям: ему показывают Елену, со стен Трои наблюдающей за высадкой ахейцев.
5.Возвращение.
Рефлексии по этому поводу. Вставка чужим почерком: предостережение, попытка удержать «от… ярких дорог».
6. Поле вечной битвы.
ему показывают поле вечной битвы, ему показывают, что «ты» – «другая, немая, безликая, / Притаилась, колдуешь в тиши». То есть, «ты» – из безликих.
7. Случайные встречи.
Наша реальность – он ждет любимую, но встреч с нею сразу становится мало – он тоскует по иномирью.
8.Злая дева.
На фоне встреч с любимой – путаница реальностей. «Неотвязный» искушает тайнами, «ты» ведешь туда, где за «тобой» – «огневые струи», а двойники проводят экскурсию в «лиловые миры».
9.Тропа
Рефлексии по поводу двойников, и блуждание с ними по Тропе миров.
К сцене данного стихотворения относятся ШЕСТЬ произведений:
Злая дева.
22. «Мне битва сердце веселит…» ( http://www.proza.ru/2017/12/08/1104 )
Осознанье любовной битвы как битвы с врагом.
23. «Неотвязный стоит на дороге…» ( http://www.proza.ru/2017/12/08/1108 )
Появляется Неотвязный.
24. «Молчи, как встарь, скрывая свет…» ( http://www.proza.ru/2017/12/08/1116 )
Искушение тайнами.
25. «Вечереющий сумрак, поверь…» ( http://www.proza.ru/2017/12/09/1199 )
«ты» – как проводник из «прежних миров».
26. «Сумрак дня несет печаль…» ( http://www.proza.ru/2017/12/09/1210 )
Экскурсия в лиловый мир.
27. «Старый год уносит сны…» ( http://www.proza.ru/2017/12/09/1217 )
«ты» – «Злая дева».
*
Свидетельство о публикации №217120801104