Блок. Неотвязный стоит на дороге... Прочтение

23.*  «Неотвязный стоит на дороге…»





                Неотвязный стоит на дороге,
                Белый — смотрит в морозную ночь.
                Я — навстречу в глубокой тревоге,
                Он, шатаясь, торопится прочь.

                Не осилить морозного чуда…
                Рядом с ним вырастает вдали,
                Там, где камней вздымается груда,
                Голубая царица земли.

                И царица — в мольбе и тревоге,
                Обрученная с холодом зим…
                Он — без жизни стоит на дороге,
                Я — навстречу, бессмертьем томим.

                Но напрасны бессмертные силы —
                И царице свободы не жаль…
                Торжествуя победу могилы,
                Белый — смотрит в морозную даль.
                16 декабря 1901





    Описание сна, конечно… Особенно ярко бессмысленная настоятельность сновидения прорисована в первой строфе:

                Неотвязный стоит на дороге,
                Белый — смотрит в морозную ночь.
                Я — навстречу в глубокой тревоге,
                Он, шатаясь, торопится прочь.

     Но и дальше алогичность, разрывы причин и следствий,  многовекторность времени только усиливается: неотвязный  – спешит прочь? Тогда, как во время всей этой беготни  – у груды камней, когда рядом с ним  куча камней – «вздымается»,  царица – явно в контраст, явно неспешно  – «вырастает»?  Так он «торопиться прочь» или «без жизни стоит»? и как это «я» – навстречу? Он же бежал прочь, как «я» оказался ему «навстречу»? и «я навстречу»  как? что?– бегу, иду, ползу? Но почему меж «нами» не уменьшается расстояние – ни когда «неотвязный» «бежал прочь», ни когда «без жизни стоял»?
Описание сна, конечно…
     Вот только «груда камней» –  это из двадцать шестого стихотворения Мистического лета:

                Признак истинного чуда
                В час полночной темноты —
                Мглистый мрак и камней груда,
                В них горишь алмазом ты.

…из стихотворения, помимо даты помеченного местом: 29 июля 1901. Фабрика, что он делал в особых случаях.
     За него борются, ему напоминают…


Блок. Из дневников 18-ого года:
     «Появился мороз, “мятель”, “неотвязный” и “царица”… Так кончился 1901 год.»


*
*
 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.

     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.

     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко ВОСЬМОЙ сцене ТРЕТЬЕГО раздела. Всего сцен в нем – девять:

III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года                ( http://www.proza.ru/2018/01/18/742 )

1.Неверящая «ты».
"ты" не веришь мне, не видишь себя
2.Грань богопознания:
попытка – успешная! – увидеть в «тебе» богиню. Увидеть, как «Белый, белый ангел бога / Сеет розы на пути».  Но… нет, «ты» из-за своей «нарастающей страсти», «ты»  осталась – «в сумраке».
3.Вставка чужим почерком:
«Ты» сомневается по поводу поэта: «Горят слова “Не друг, а враг”».
4.Явное колдовство.
Первое явное явление двойников – сущностей-проводников по другим реальностям: ему показывают Елену, со стен Трои наблюдающей за высадкой ахейцев.
5.Возвращение.
Рефлексии по этому поводу. Вставка чужим почерком: предостережение, попытка удержать «от…  ярких дорог».
6. Поле вечной битвы.
ему показывают поле вечной битвы, ему показывают,  что «ты» – «другая, немая, безликая, / Притаилась, колдуешь в тиши». То есть, «ты» – из безликих.
7. Случайные встречи.
Наша реальность – он ждет любимую, но встреч с нею сразу становится мало – он тоскует по иномирью.

8.Злая дева.
На фоне встреч с любимой – путаница реальностей. «Неотвязный» искушает тайнами, «ты» ведешь туда, где за «тобой» – «огневые струи», а двойники проводят экскурсию в «лиловые миры».

9.Тропа
Рефлексии по поводу двойников, и блуждание с ними по Тропе миров.


К  сцене данного стихотворения относятся ШЕСТЬ произведений:

    Злая дева.

22. «Мне битва сердце веселит…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/08/1104 )
Осознанье  любовной битвы как битвы с врагом.

23.  «Неотвязный стоит на дороге…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/08/1108 )
Появляется Неотвязный.

24. «Молчи, как встарь, скрывая свет…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/08/1116 )
Искушение тайнами.
25. «Вечереющий сумрак, поверь…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/09/1199 )
«ты» – как проводник из «прежних миров».
26. «Сумрак дня несет печаль…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/09/1210 )
Экскурсия в лиловый мир.
27. «Старый год уносит сны…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/09/1217 )
«ты» – «Злая дева».
*
 


Рецензии