Еврейская самопомощь

  Почти две тысячи лет еврейский народ жил в изгнании» и в силу многих обстоятельств мог рассчитывать лишь на собственные силы. Именно поэтому в еврейских общинах всего мира сформировались понятия, которые переводятся на русский с приставкой "само": самооборона, самоуправление, самоидентификация, самоопределение, самосознание. «Автоэмансипация» (переводится как «самоосвобождение») - так называлась брошюра им немецком языке одесского врача и писателя Лео Пинскера, опубликованная в 1882 году, за четырнадцать лет до выхода в свет небольшой книги Герцля «Еврейское государство».

  Среди этих понятий особое место занимала «самопомощь» - по словарному определению, «взаимная поддержка внутри какой-нибудь группы без обращения к постороннему содействию» (ныне чаше используется слово «взаимопомощь», хотя по отношению к еврейским общинам больше подходит употребляемое раньше). Еврейская самопомощь в полной мере проявлялась в годины тяжких испытаний.
На протяжении всей истории пребывания в диаспоре евреи благодаря самопомощи, которая играла большую роль в консолидации иудеев мира, меньше ощущали себя брошенными на произвол судьбы в самые критические моменты. В Талмуде благотворительность (на иврите - цдака) подразумевает оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
  Среди документов Каирской генизы имеется письмо, подписанное Маймонидом, выдающимся еврейским философом и богословом-талмудистом, раввином, врачом и разносторонним учёным своей эпохи. В нем содержится просьба выделить средства для выкупа евреев, захваченных в плен крестоносцами в ноябре 1168 года. В 1170-м он предпринял интенсивную кампанию по сбору средств, разослав письма с призывом о помощи еврейским общинам Египта.
  Многие евреи были пленены и проданы в рабство крымским татарам при бесчинствах банд Богдана Хмельницкого на Украине. В конце 1648 года число пленных было столь велико, что на них неслыханно упали цены. Их выкупали из плена, собирая деньги по всей еврейской Европе и Турции. Любопытно, что большей частью помощь исходила от сефардских евреев Турции, хотя выкупали в основном плененных ашкеназов. И это спустя более 1500 лет после их раздельного существования как двух субэтносов одного народа!
  В средневековых гетто с XVI столетия возникают еврейские организации, оказывающие помощь нуждающимся иудеям. Средства цдаки шли на создание бесплатных столовых для бедных, помощи продуктами, обеспечения нуждающихся одеждой и приданым бедных невест, оказания помощи в организации похорон. Эти финансы на цели благотворительности поступали из различных источников, в том числе из налогов, которыми общины облагали своих членов. Помощь оказывалась беженцам и пострадавшим от войн, а также еврейскому ишуву в Эрец-Исраэль.
  Позже было создано множество международных еврейских благотворительных организации: «Джойнт» (Американский объединенный еврейский комитет по распределению фондов); Еврейское колонизационное общество; «Керен а-йесод» (основная организация, собирающая пожертвования для Израиля, главный финансовый орган Всемирной сионистской организации и один из учредителей Еврейского агентства); «Вицо» (Международная женская сионистская организация); Объединённый еврейский призыв (американская общественная благотворительная организация по сбору пожертвований, которая была основана еврейской общиной в 1939 году как прямая реакция на «Хрустальную ночь» в Германии для мобилизации средств на оказание помощи пострадавшим евреям), ОЗЕ-Общество здравоохранения евреев (с середины 1920-х эта организация ставила целью заботу о детях, здравоохранении и гигиене еврейского населения),  ОРТ - Общество ремесленного труда и т.д.
Нельзя не упомянуть и о значительной помоши еврейских меценатов -Монтефиори, Гирша, Ротшильдов, Полякова и других. Еврейская самооборона в годы погромов в России получала поддержку со стороны еврейских банкиров и международных организаций.
  Особые заслуги - у «Джойнта», который был основан в годы Первой мировой войны. Тогда Американский объединенный еврейский комитет по распределению фондов оказывал помощь сотням тысяч евреев России и Австро-Венгрии, оставшимся без крова в районах военных действий. В 1919-1920 годах «Джойнт» израсходовал 22,7 млн. долларов на организацию помощи евреям, пострадавшим от погромов на Украине. В период с 1921 по 1924 годы «Джойнт» выделил 24,5 млн. долларов преимущественно на помощь российским евреям. По соглашению с советскими властями (1922 год) были открыты медицинские пункты, ссудные кассы и профессионально-ремесленные училища; финансировались еврейские сельскохозяйственные поселения на Украине и в Крыму, а затем и в Биробиджане. Со времени основания и до конца 1980 года «Джойнт» израсходовал 1,3 млрд. долларов на помощь еврейскому населению во всем мире.
Небывалой по трагичности страницей в истории еврейского народа стало положение евреев в Германии, начиная с прихода к власти нацистов в 1933 году. Еврейская самопомощь сыграла важную роль в спасении евреев, особенно это проявилось в годы Холокоста. 7 апреля 1933 года правительство нацистского Рейха приняло «Закон о восстановлении профессиональной гражданской службы», который сказался на всех должностных лицах и служащих иудейского вероисповедания, поскольку было запрещено использование «нехристианских» государственных служащих. Закон вытеснил еврейских граждан из профессиональной и социальной сферы. В ответ на социальное отчуждение и преследование евреев нацистами, в целях преодоления экономических трудностей, еврейские благотворительные организации усилили поддержку соплеменников.
  В сентябре 1933 года еврейские общины создают "Имперское объединение евреев в Германии", президентом которого единогласно избирается известный раввин Лео Баек. В 1933-1943 годах, несмотря на многочисленные возможности спасения путем эмиграции, Баек остается в Германии, чтобы помогать немецким евреям покидать страну. Вплоть до июня 1943 года, когда "Имперское объединение евреев в Германии" было закрыто гестапо, Баек оставался на своем посту. Нацисты депортировали его вместе с семьей в гетто Терезиенштадт. Там он поддерживал заключенных проповедями и лекциями. Несмотря на жестокое обращение. Баек выжил, хотя четыре его сестры погибли в гетто.
  Самопомощь финансировалась за счет пожертвований от множества еврейских организаций, ассоциаций и комитетов в Германии, участвующих в ней путем уплаты членских взносов и предоставляемой помощи от зарубежных соплеменников. Основные задачи всех крупных еврейских организаций, таких, как «Центральная ассоциация немецких граждан еврейской веры», сионистская федерация Германии, Прусское государственное объединение еврейских общий, еврейская община Берлина и других были сосредоточены на экономической помощи потерявшим средства к существованию, на их занятости, экономической поддержке конкретных профессиональных групп, здравоохранении, уходе за пожилыми людьми, организации сети больниц.
  В 1933 году было резко ограничено число еврейских студентов, иудеи были изгнаны из СМИ, им запретили заниматься свободными профессиями. С мая 1935 года евреи были отстранены от военной службы в вермахте. На ограничение посещения государственных школ «Государственная ассоциация немецких евреев» ответила расширением деятельности еврейских учебных заведений, но в ноябре 1938-го все они были закрыты.
  Одной из главных задач еврейской самопомощи в этих условиях стала эмиграция из Германии. Она координировалась «Государственной ассоциацией немецких евреев» во взаимодействии с «Еврейским агентством для Палестины»; «Ассоциация помощи немецким евреям» помогала тем, кто уезжал не в Эрец-Исраэль. Помимо помощи в получении разрешений на выезд представлялась также финансовая поддержка. Для желающих подготовиться к отъезду были созданы учебные курсы. При посредничестве производственной, сельскохозяйственной и языковой подготовки, особенно на иврите, людей готовили к жизни в Палестине. До окончательного запрета на выезд евреев в октябре 1941 года эти организации вносили один из самых важных вкладов в еврейскую самопомощь.
  На Эвианской конференции, созванной после аншлюса Австрии в марте 1938 года, представители 32 стран решали, как помочь евреям, находящимся к тому времени на территории Германии, Австрии и Чехословакии под властью нацистского режима. Этот форум показал, что страны мира не готовы принимать еврейских беженцев, невзирая на те опасности, которые были им уготованы в Германии и оккупированных ею странах. Евреям, как и прежде, оставалось рассчитывать только на себя...
Именно в то время, когда еврейским беженцам были закрыты возможности эмиграции, появилась песня на идише "Ви аин зол их гейн?" («Куда я могу идти?») на музыку О.Строка и стихи С.Корентаера. Строки «Каждая дверь закрыта для меня./Мир достаточно велик,/Но для меня он мал и тесен» отражали безнадежную ситуацию, в которой оказались евреи: после конференции в Эвиане стало ясно - им не стоит полагаться на помощь от других по спасению от нанизма.
  С началом Второй мировой войны наиболее трагичная ситуация сложилась в Польше, где к тому времени проживало более трех миллионов евреев. В связи с началом их депортации в концентрационные лагеря с октября 1941 года спасение евреев было выдвинуто на первый план. Источниками самопомощи в это время стали еврейские советы, общественные массовые группы (политики, члены социальных объединений, религиозные деятели), а также еврейское вооруженное сопротивление и даже контрабандисты.
  Еврейские советы были не единственным официальным органом, который пытался организовать жизнь под немецкой оккупацией и предотвратить депортацию евреев в лагеря уничтожения. Сразу же после захвата Польши начались различные попытки организовать социальную помощь. Так, самым важным учреждением такого плана в оккупированной Польше стала Организация еврейской социальной самопомощи с главным офисом в Кракове. В отличие от еврейских советов основание учреждения самопомощи произошло не по указке нацистов, а по еврейской инициативе. Многие жители гетто рассматривали ее как организацию, которая заботилась о самых бедных, что в меньшей степени было характерно для деятельности еврейских советов.
С февраля 1940 года комиссия, отвечающая за еврейскую социальную помощь, называла себя "еврейской самопомощью". Летом 1942 года оккупанты официально прекратили ее деятельность.
  Гетто представляли собой закрытые еврейские жилые районы, которые строго охранялись оцеплением, предназначенным для исключения каких-либо контактов с внешним миром, как, например в Варшаве. Менее строгое оцепление было в Лодзи, Кракове, Радоме, Ченстохове, где небольшая часть еврейского населения была занята работами вне гетто. Ослабленное сопротивление организмов людей, вызванное недоеданием, плохими условиями жизни, дефицитом мыла и нижнего белья способствовало распространению эпидемических заболеваний, таких, как брюшной тиф, дизентерия и холера.Остро ощущалась нехватка необходимых медикаментов.
В Варшаве в середине 1941 года около 10 процентов евреев было официально занято работой. Но их зарплата была недостаточной для выживания. Чтобы иметь самое необходимое, требовалось 865 злотых в месяц. Но работник зарабатывал в среднем 6 злотых в день, семья его была вынуждена голодать.
  Созданные во имя спасения людей коммунальные кухни, которые порой обслуживали до ста тысяч человек, то есть четверть евреев Варшавы, не спасали от голода. Лишенные жиров и других жизненно важных составных рациона, люди умирали. Было ясно, что организации социальной помощи дают эффект только тогда, когда они могут распоряжаться значительными финансами. Но такой возможности не было. "Помощь не решает проблему, она только дает возможность людям жить немного дольше. Они все равно должны умереть. Помощь продлевает страдания, но не может спасти. Чтобы еврейская самопомощь действительно могла что-либо сделать, ей необходимо было бы иметь миллионы злотых в своем распоряжении каждый месяц, но у них их нет... люди, питающиеся в суповых кухнях, умрут, если не едят ничего, кроме супа и сухого хлеба", - писал историк Рингельблюм 26 мая 1942 года.
Контрабанда началась, когда был установлен закрытый еврейский район проживания: его жители были вынуждены жить на 180 граммов хлеба в день, 220 граммов сахара и 500 граммов меда в месяц. Было подсчитано, что официально поставляемые пайки не покрывали даже десяти процентов нормальных потребностей. Германские власти сделали все, чтобы герметично закрыть гетто в Варшаве и не допустить поступления ни одного грамма продуктов извне. Со всех сторон вокруг гетто была выстроена каменная стена, она не оставила ни миллиметра открытого пространства. Нацисты установили в верхней части стены колючую проволоку и битое стекло. Когда и это не помогло, еврейскому совету было приказано надстроить стену, сделав ее еще выше. Охранники постоянно менялись и их количество увеличивалось. Стены охранялись жандармерией вместе с польской полицией, на стенах гетто находилась и еврейская полиция.
  Чтобы выжить, евреи сопротивлялись невыносимым экономическим и социальным ограничениям через контрабанду продуктов, одежды и лекарств в гетто и лагеря. Попытки контрабанды приводили к многочисленным жертвам среди евреев, среди которых были десятки еврейских детей в возрасте от 5-6 лет - их нацистские убийцы расстреливали возле проходов и у стен. Но, невзирая на жертвы, контрабанда никогда не прекращалась. Пока существовало гетто, она помогала спасать людей от голодной смерти. Если бы в гетто жили лишь на официальных ежедневных рационах, еврейская Варшава очень быстро исчезла бы от голодной смерти.
  Около 80 процентов необходимого продовольствия доставлялось контрабандным путем. Продукты проносили через дыры в стенах домов на границах гетто, ворота, подземные туннели, крыши домов, канализацию. В гетто действовали профессиональные контрабандисты, организованные в крупные группы. Были налажены связи с внешним миром для обеспечения безопасных проходов и установлены цены на доставляемые товары. Действовали и контрабандисты-одиночки, которые шли на риск, чтобы спасти свои семьи от голодной смерти. Евреям удалось разработать целый ряд производственных отраслей, включая подделку денежных знаков, обслуживающих так называемую «арийскую» сторону города. Еврейское население, стремясь к выживанию, не только изготовляло продукцию для обмена на пищу, но и создало настолько обширную контрабандную сеть, что значительная часть производимого «экспортировалась» за пределы гетто.
Подпольные организации были сформированы примерно в ста гетто по всей Польше, в Литве, Белоруссии и на Украине. Их конечной целью было организовать вооруженные восстания или вырваться из гетто силой, чтобы присоединиться к партизанам.
  Напомним: в начале войны в сентябре 1939 года Польша была захвачена в течение нескольких недель. Такая же ситуация сложилась с Францией: после нападения 10 мая 1940 года она была разгромлена в течение шести недель. Государства с постоянными армиями не могли противостоять натиску нацистов, так что возможности успеха для большей части безоружных гражданских лиц в гетто, тем более без надлежащей поддержки местного населения, были весьма сомнительны. Еврейская самопомощь оказалась не в состоянии спасти миллионы безвинно погибших людей в гетто и концлагерях.
  Но евреи в гетто и лагерях во многих районах оккупированной Европы ответили на нацистские зверства различными формами духовного сопротивления, сознательно пытаясь сохранить общественную жизнь, несмотря на усилия оккупантов по ее ликвидации. Эти меры включали создание культурных учреждений, соблюдение религиозных праздников и обрядов, обеспечение подпольного образования, издательство подпольных газет, а также сбор и сокрытие документации путем создания тайных архивов. Работали еврейские школы, театры, оркестры. Культурные и
общественные аспекты жизни в гетто и лагерях помогали евреям сохранить свое достоинство, несмотря на действия нацистов, направленные против этого. Эти аспекты также помогли поднять боевой дух евреев в условиях неопределенности и постоянной угрозы гибели. Евреи назвали эти попытки сохранить жизнь и человеческое достоинство "Кидуш а-Хаим", что означает "Освящение жизни".
  Самым известным стало вооруженное восстание в Варшавском гетто. Оно происходило в апреле-мае 1943 гола после того, как пришло известие, что немцы будут депортировать оставшихся жителей гетто в центр уничтожения - концлагерь Треблинку. Когда нацисты вошли в гетто, члены Еврейской боевой организации и другие еврейские группы атаковали немецкие танки бутылками с зажигательной смесью, ручными гранатами, а также небольшим количеством стрелкового оружия. Потребовалось вмешательство войск и почти месяц, чтобы усмирить гетто и депортировать оставшихся в живых жителей в лагеря уничтожения. Многим евреям удалось бежать на польскую сторону города и в леса к партизанам.
  В то время как большинство советских и польских партизанских формирований состояли из мужчин, вооруженных для борьбы, некоторые еврейские партизаны создали еще один вид отрядов: семейные лагеря, где женщины, дети и пожилые люди жили и были защищены боевыми группами. Большинство жителей семейных лагерей бежали от немцев во время ликвидации гетто. Около 10 тысяч евреев пережили войну в таких лагерях, производя продукцию, пользующуюся спросом у местного населения - ее обменивали на продукты. В Западной Белоруссии летом 1942 года был создан еврейский партизанский отряд Бельского, который взял на себя двойную роль - спасателей и бойцов. Еврейский крестьянин Тувия Бельский и два его брата принимали в свою группу всех евреев, независимо от пола и возраста. Они также направляли своих людей в гетто, чтобы спасать евреев, включая их затем в свой отряд. Разведчики отряда собирали евреев, которые бродили по лесам. Летом 1944 года, когда Советская армия освободила Западную Белоруссию, отряд Бельского насчитывал более 1200 человек: это были в основном пожилые люди, жен-шины и дети, то есть те, которых большинство нееврейских партизанских отрядов отказывалось принять. Другой семейный лагерь был сформирован под руководством Шолома Зорина, еврейского военнопленного, сбежавшего из немецкого плена в Минске.
Еврейское сопротивление в партизанском движении Италии и Франции часто принимало форму помощи и спасения. Палестинский ишув послал специально подготовленных парашютистов, таких, как Ханна Сенеш, в Венгрию и Словакию в 1944 году, чтобы оказать любую помощь евреям в спасении. Многие сражались в качестве членов национальных движений Сопротивления на оккупированных территориях СССР, Бельгии, Франции, Италии, Польши, Югославии, Греции, Словакии. При малейшей возможности они делали все для спасения соплеменников.


Рецензии
Евреи намного более, чем любой другой народ, деятельны, энергичны, предприимчивы. Почему?
Есть такая глупая теория, что их тысячелетиями гоняют по белу свету, вот они и чтобы не погибнуть, стали такими.
Это заблуждение.
На сегодня евреев должно бы быть не менее миллиарда. Их и есть миллиард. Просто они растворены в других народах. Дальневосточные народы - чукчи, эскимосы, японцы-корейцы-китайцы, а так же коренные американцы и южная Африка не имеют еврейских генов. Остальной мир - вся Европа, запад Азиатского материка в той или иной степени евреи. Север Африки - туда же.
Если бы евреи в свое время как китайцы, или индийцы оказались в более или менее изолированных условиях, они создали бы свое государство населением миллиарда в полтора. И тогда тех, деятельных, энергичных, предприимчивых не было бы видно среди той оравы: народ, как народ.
Но так уж получилось, что географически евреи оказались в самом пекле, среди оравы сильных народов, пошла активная ассимиляция. А выкристаллизовалась в остатке вот такая группа, то есть - сегодняшние евреи: деятельные, энергичные, и т.д..

Юсуф Айбазов   08.12.2017 18:12     Заявить о нарушении
Уважаемый Юсуф! Спасибо за интерес к моим статьям! Те мои статьи, которые Вы прочитали о Холокосте, являются свидетельством того, что численность еврейского населения не снижалась существенно за счет ассимиляции, а была связана в основном с - убийствами, погромами и преследованиями, имевшими место в течение 2000 лет со стороны Римской империи, крестоносцами, наветами и погромами в средневековье из-за эпидемии чумы в Европе, инквизиции в Испании и Португалии, бандами Богдана Хмельницкого, погромами в царской России и в гражданской войне и, наконец, Холокостом. Что касается ассимиляции, то она имела место с началом еврейского просвещения , в первую очередь в Германии, в СССР из-за соответствующей национальной политики и в США в связи с резким возрастанием благополучия евреев. Но ассимиляция у евреев не сопоставима с геноцидом вследствие преследований. Ни о каком миллиарде и более евреев при самых благоприятных условиях не может идти речи. Сопоставляя с благополучной в течении двух тысячелетий в Англии при примерно одинаковой исходной численности населения ученые пришли к выводу, что при таких же условиях развития еврейское население в мире составляло бы на данный момент около 100 миллионов человек. Уникальная еврейская религия и слабая ассимляция не свидетельствуют об огромном количестве смешанных браков евреев с другими народами, и это также подтверждено исследованиями. Другое дело - если речь идет о влиянии еврейской культуры (особенно религиозной) на культуру других народов.
Что касается еврейской"деятельности, энергичности и т.д." согласно Вашему тексту, то первопричиной этих качеств стало заложенное еще в древнем Израиле решением первосвященника, обязательное обучение грамоте и счету поголовно всего мужского населения с 5-6 лет до 16лет, связанное с изучением Торы и других святых книг. Эта традиция соблюдалась повсеместно в диаспоре в течение 2000 лет, и она обеспечила более высокий уровень образования у евреев, т.к. обязательное обучение всех детей грамоте у других народов вводилось только в 18-19 столетии новой эры. Соответственно, образование позволяло евреям быть ведущими в интеллектуальных сферах - торговле, финансах, медицине и др., что способствовало их выживанию. Все это Вы можете более подробно прочитать в моих статьях, а также в Интернете - в первую очередь на английском, немецком и русском языках.
Всего Вам доброго, Александр Вишневецкий

Александр Вишневецкий   10.12.2017 11:17   Заявить о нарушении
японцы-корейцы-китайцы, а так же коренные американцы и южная Африка не имеют еврейских генов. Остальной мир - вся Европа, запад Азиатского материка в той или иной степени евреи. .....

Ну тут вы немного ошибаетесь.Есть древние еврейские общины в Китае и среди племен американских индейцев есть племена у которых есть семитские гены.

Александр Ресин   25.01.2018 20:36   Заявить о нарушении
А уж о чукчах-то смешно говорить. У них в генах и Россия, и Штаты. Так что без комментариев. Извините!

Михаил Струнников   03.09.2018 17:33   Заявить о нарушении