Экипаж Оушен Стар

Окончание. Начало - http://www.proza.ru/2017/12/04/1924.

Заметки о контракте на "Оушен Старе" я писал с перерывами почти три года. Просто не писалось. И когда закончил, наконец, перечитал. Чего-то в них не хватало. Наконец, понял, чего. Людей не хватало. Некрасиво получилось. Люди-то вокруг были. И хорошие люди, настоящие моряки.

Анатолий Мудрик, второй механик теплохода "Оушен Стар" был типичным представителем механиков с заочным образованием. Выросшие возле моря, в школе, как правило, учившиеся средне, в мореходные училища они не шли, а профессии получали  в мореходных школах, или позже, в профтехучилищах. Долго работали на флоте матросами, мотористами или токарями, и как-то этим удовлетворялись. Небольшая разница в зарплате с младшим комсоставом их не смущала, они не были амбициозны.

Но пришли девяностые, разорились все пароходства, а мотористами, да ещё и без знания английского, устроиться было почти невозможно. А вот механики на мировом флоте требовались. И платили им в несколько раз больше, чем мотористам. Хорошо почесав в затылке, ребята с большим опозданием, но взялись за учёбу.

Профессию свою они уже знали и любили, нужно было лишь получить "корочки", да прорваться в море в первый контракт. Тем, кто к обучению отнёсся серьёзно, удалось получить и теоретические знания. За других часто "учились" жёны, взрослые дети, а то и просто деньги, лабораторные и контрольные работы за приличное вознаграждение делали лаборанты и ассистенты кафедр.

Вот и Толик диплом свой первый получил, когда ему было уже под сорок, зато быстро стал третьим механиком, а через три года и вторым. Среднего роста, уже с брюшком и лысиной, всю жизнь отдавший морю, он, как и многие другие, мечтал сойти на берег и укорениться там. И неся ночные вахты, он постоянно разрабатывал теории о том, куда вложить заработанные деньги так, чтобы дальше уже они продолжали трудиться, а он при этом присутствовал, и командовал.

Когда мы с ним познакомились, опыт у него уже такой был. Но не очень удачный. Купил он две или три подержанные "Волги", нанял на них водителей и устроил свой маленький таксопарк. Причём, в конце лета. А в курортном Бердянске, расположенном на берегу Азовского моря, в это время богатые москвичи уже паковали вещи. Сезон заканчивался. Вторая ошибка, как Толик считал, была в выборе автотранспорта. "Волги" были уже хорошо подержанные, а запчасти - дорогими, расход бензина огромный. Но опыт был!

И с его учётом Толя строил планы купить несколько новых ВАЗ 2107, с тем, чтобы начать бизнес в мае, а через двести тысяч километража, обменять их на новые. Двадцать пять процентов выручки предполагалось отдавать водителям, которых он собирался нанять. Но были и другие планы. Альтернативные. Например, купить КамАЗ после капремонта. На грузовике заработки более равномерные, не сезонные.

Был  ещё план постройки миниотеля на знаменитой бердянской  косе, уходящей на двадцать километров в море гигантским полукругом. Опыт предоставления жилплощади москвичам у него уже был, и знакомые москвичи были. Не хватало  только жилой площади. В общем, не удивительно, что обширная лысина Толи, начавшаяся именно на затылке, распространилась на полголовы. 

В Новороссийске, после моей внезапной госпитализации, Толю в отпуск не отпустили. Пришлось ему собраться с силами и работать дальше. Но расслабиться после швартовки он себе позволил. Вернулся на судно среди ночи, изрядно приняв вечером на грудь. Утром  разбудили телефонным звонком, заказали готовить машину. Зачем, почему - непонятно. Судно стояло под выгрузкой. Ну, пока умылся, пока в себя пришёл, стармех с подготовкой машины и без него "справился", разбив вдребезги при пуске валоповоротный механизм. Обоих их сменили уже после греческого ремонта в Порт-Саиде. Капитаном и стармехом приехали хорваты, кто вторым - не знаю.

Третий механик, Саша Максимов, был крымский. Намного моложе, и опыта работы у него такого ещё не было, конечно. С Сашей нам приходилось тесно работать в паре, выполняя нескончаемые требования греческих судовладельцев по "экономии" топлива. К счастью, состояние корпуса судна, винто-рулевой группы и главного двигателя позволяли реально экономить топливо. Оставалось только надёжно прятать его излишки, а в нужный момент доставать. В этом я за пятнадцать лет работы с греками поднаторел и щедро делился с Сашей своим опытом. Перед списанием с судна, мы оба попали в новороссийскую больницу, а позже ни разу не встретились.

Максим Рубан, четвёртый механик, измаильчанин,  мотористом работал, как и Толя Мудрик, долго, но став механиком, показал свой большой потенциал. Очень он был толковый, сообразительный, и при этом, как говорят в народе, рукастый. И я, и мой предшественник, Николай Нилов, были только рады поддержать его и помогли быстро переступить через должность четвёртого, на которой он не задержался. Почему нет, если человек реально перерос эту должность? С Максом мы повстречались на следующем моём судне, "Оушен Игл", где он уже работал третьим.

Мотористами у нас были филиппинцы. Украинцы занимали ещё должности электромеханика и сварщика. Электромех делал первый рейс на большом пароходе, но с работой справлялся, и никаких замечаний у меня к нему не было. Сварщик же, Сергей Епифанцев, и вовсе чудеса творил. Запомнилась одна крупная работа, технологию которой он сам разработал и с успехом, быстро и качественно выполнил. Я имею в виду замену большого диаметра трубопровода, в котором были проложены все палубные кабельные трассы.

Но Сергей ещё и учился заочно, в мой следующий рейс, на "Оушен Игл" он уже был  четвертым механиком. Максим Рубан там же работал уже третьим. Ну, и Ваня, болгарский капитан, тоже мне встретился в моём новом контракте на новом судне, на котором я очутился через четыре месяца после списания с "Оушен Стар". Оба они принадлежали небольшой греческой компании "Омниблю".


Рецензии
Михаил, мне понравилось. Во-первых, глаз выпускника журфака ни разу не был остановлен каким-либо грамматическим препятствием. Во-вторых, в приоткрытую щёлку двери увидел еще один параллельный для себя мир, который вроде был рядом в мои одесские времена, но как-то в основном с берега, и даже служба в ВМФ - это тоже другое. В-третьих, конечно, более выгодно и интересно Вы осветили своего первого из упомянутых коллег, там человек развёрнут достаточно выпукло. Но другим таких щедрот не досталось, поэтому показалось, что они обделены вниманием автора. Мне показалось, что экономия топлива, которой Вы коснулись вскользь - это, с Вашим опытом, вкусная тема могла бы быть. Лично мне нравятся описания технологии работы разных специалистов. Лозунги на эту тему избиты, а вот расписать "что откуда берётся" - это не каждому дано по опыту и не у каждого получится. Успехов, здоровья и прочих удовольствий!

Сергей Моргульцев   13.12.2017 10:59     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей. Замечания справедливые, но только потому, что у меня повествование длинное, переходящее из главы в главу. О Толе Мудрике я написал подробнее потому. что более наши пути не пересекались, а история моего списания с судна и его -его задержки на нём описана в предыдущем фрагменте. О других моих персонажах я только собираюсь написать , это уже на "Оушен Игл". Что касается топливных махинаций, это вообще тема закрытая, но я её уже затронул, участвуя в конкурсе Евгения Говсиевича, и она плавно встала посредине заметок об "Оушен Стар". Называется "В шаге от крупных неприятностей" - http://www.proza.ru/2017/11/12/1375. там этот вопрос достаточно детально рассмотрен.

Михаил Бортников   13.12.2017 11:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.