Блок. Вечереющий сумрак, поверь... Прочтение

25. «Вечереющий сумрак, поверь…»






                Вечереющий сумрак, поверь,
                Мне напомнил неясный ответ.
                Жду — внезапно отворится дверь,
                Набежит исчезающий свет.
                Словно бледные в прошлом мечты,
                Мне лица сохранились черты
                И отрывки неведомых слов,
                Словно отклики прежних миров,
                Где жила ты и, бледная, шла,
                Под ресницами сумрак тая,
                За тобою — живая ладья,
                Словно белая лебедь, плыла,
                За ладьей — огневые струи —
                Беспокойные песни мои…
                Им внимала задумчиво ты,
                И лица сохранились черты,
                И запомнилась бледная высь,
                Где последние сны пронеслись.
                В этой выси живу я, поверь,
                Смутной памятью сумрачных лет,
                Смутно помню — отворится дверь,
                Набежит исчезающий свет.
                20 декабря 1901

 



     Биографическая основа – очевидна:  «Любовь Дмитриевна ходила на уроки к М. М. Читау, я же ждал ее выхода…»:

                Вечереющий сумрак, поверь,
                Мне напомнил неясный ответ.
                Жду — внезапно отворится дверь,
                Набежит исчезающий свет...

     Вот так и жил он в те месяцы - с ожиданием ежевечернего чуда: когда долго-долго ждешь, а потом дверь открывается, и исчезающий  свет ослепляет… И… – дальше ничего не помню:

                …Смутно помню — отворится дверь,
                Набежит исчезающий свет…

     Потому что дальше – мистика:

                …Словно отклики прежних миров,
                Где жила ты и, бледная, шла,
                Под ресницами сумрак тая,
                За тобою — живая ладья,
                Словно белая лебедь, плыла,
                За ладьей — огневые струи —
                Беспокойные песни мои…

     Дальше – мистика: «…часто после Читау мы шли вместе далекий путь и много говорили»…

     Но в рамках сюжета СПД, сюжета  трех томов Блока всё не так празднично. Строки:

                …Словно отклики прежних миров,
                Где жила ты и, бледная, шла,
                Под ресницами сумрак тая…

читаются  опережающим эхом других знаменитых строк из следующего тома:

                “…И каждый вечер, в час назначенный
                (Иль это только снится мне?),
                Девичий стан, шелками схваченный,
                В туманном движется окне.

                …И веют древними поверьями
                Ее упругие шелка,
                И шляпа с траурными перьями,
                И в кольцах узкая рука.

                И странной близостью закованный,
                Смотрю за темную вуаль,
                И вижу берег очарованный
                И очарованную даль.

                Глухие тайны мне поручены,
                Мне чье-то солнце вручено…”

     Незнакомка…
     Из статьи Блока «О современном состоянии русского символизма»:
     «…Буря уже коснулась Лучезарного Лика, он почти воплощен, то есть – Имя почти угадано. Предусмотрено все, кроме одного: мертвой точки торжества. Это – самый сложный момент перехода от тезы к антитезе, который определяется уже a posteriori [На основании предшествующего опыта (лат.)] и который я умею рассказать, лишь введя фикцию чьего-то постороннего вмешательства (лицо мне неизвестно). Вся картина переживаний изменяется существенно, начинается "антитеза", "изменение облика", которое предчувствовалось уже в самом начале "тезы".
     …Жизнь стала искусством, я произвел заклинания, и передо мною возникло наконец то, что я (лично) называю «Незнакомкой»: красавица кукла, синий призрак, земное чудо.
     …Незнакомка. Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона; но всякий делает то, что ему назначено.»

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     Впервые: I1. С. 26-27, в отделе "Неподвижность".

     [
     Ср. «Когда я шел навстречу, Вы подходили неподвижно. Иногда эта НЕПОДВИЖНОСТЬ была до конца.» “…подходили неподвижно” – скорее всего – не реагируя на него, с каменным лицом, полным “привычной суровости”.
     ]

     Публикации: I2 . С. 83, "Декабрь 1901 "; I3. С. 123 и I4 . С. 99- в цикле СПД, в разд."III. Колдовство. (Осень и зима 1901 года"); I5. С. 101-102.
     »

     I1 – [Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904]  (тит. л. 1905).]
     l2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме
(1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
     I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
     I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
     I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922



*
*

 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.

     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.

     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко ВОСЬМОЙ сцене ТРЕТЬЕГО раздела. Всего сцен в нем – девять:

III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года                ( http://www.proza.ru/2018/01/18/742 )

1.Неверящая «ты».
"ты" не веришь мне, не видишь себя
2.Грань богопознания:
попытка – успешная! – увидеть в «тебе» богиню. Увидеть, как «Белый, белый ангел бога / Сеет розы на пути».  Но… нет, «ты» из-за своей «нарастающей страсти», «ты»  осталась – «в сумраке».
3.Вставка чужим почерком:
«Ты» сомневается по поводу поэта: «Горят слова “Не друг, а враг”».
4.Явное колдовство.
Первое явное явление двойников – сущностей-проводников по другим реальностям: ему показывают Елену, со стен Трои наблюдающей за высадкой ахейцев.
5.Возвращение.
Рефлексии по этому поводу. Вставка чужим почерком: предостережение, попытка удержать «от…  ярких дорог».
6. Поле вечной битвы.
ему показывают поле вечной битвы, ему показывают,  что «ты» – «другая, немая, безликая, / Притаилась, колдуешь в тиши». То есть, «ты» – из безликих.
7. Случайные встречи.
Наша реальность – он ждет любимую, но встреч с нею сразу становится мало – он тоскует по иномирью.

8.Злая дева.
На фоне встреч с любимой – путаница реальностей. «Неотвязный» искушает тайнами, «ты» ведешь туда, где за «тобой» – «огневые струи», а двойники проводят экскурсию в «лиловые миры».

9.Тропа
Рефлексии по поводу двойников, и блуждание с ними по Тропе миров.


К  сцене данного стихотворения относятся ШЕСТЬ произведений:

    Злая дева.

22. «Мне битва сердце веселит…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/08/1104 )
Осознанье  любовной битвы как битвы с врагом.
23.  «Неотвязный стоит на дороге…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/08/1108 )
Появляется Неотвязный.
24. «Молчи, как встарь, скрывая свет…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/08/1116 )
Искушение тайнами.

25. «Вечереющий сумрак, поверь…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/09/1199 )
«ты» – как проводник из «прежних миров». Незнакомка

26. «Сумрак дня несет печаль…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/09/1210 )
Экскурсия в лиловый мир.
27. «Старый год уносит сны…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/09/1217 )
«ты» – «Злая дева».


Рецензии