Блок. Сумрак дня несет печаль... Прочтение

26. «Сумрак дня несет печаль…»

                Сумрак дня несет печаль.
                Тусклых улиц очерк сонный,
                Город, смутно озаренный,
                Смотрит в розовую даль.

                Видит с пасмурной земли
                Безнадежный глаз столицы:
                Поднял мрак свои зеницы,
                Реют ангелы вдали.

                Близок пламенный рассвет,
                Мертвецу заглянет в очи
                Утро после долгой ночи…
                Но бежит мелькнувший свет,

                И испуганные лики
                Скрыли ангелы в крылах:
                Видят — мертвый и безликий
                Вырастает в их лучах.
                24 декабря 1901

     И это стихотворение подтверждает намек предыдущего: здесь не восторг ежедневного  чуда: «отворится дверь,/Набежит исчезающий свет», а мраки «синих и лиловых миров»: "сумрак дня", "тусклые улицы" и некто - "мертвый и безликий" вырастает в лучах крыл перепуганных ангелов.


И  вид на “город”, в котором «пламенный рассвет,//Мертвецу заглянет в очи» – это “двойники” позволили ему глянуть на всемирный град, подробно описанный им в  «томе II» и плотно обжитый в «томе III»:

                «Живые спят. Мертвец встает из гроба,
                И в банк идет, и в суд идет, в сенат...
                Чем ночь белее, тем чернее злоба,
                И перья торжествующе скрипят.

                Мертвец весь день трудится над докладом.
                Присутствие кончается. И вот
                Нашептывает он, виляя задом,
                Сенатору скабрезный анекдот…
                1914»
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
     Публикации: I2 . С. 84; I3. С. 124 и I4. С. 100 – в цикле СПД, в разд. "III. Колдовство. (Осень и зима 1901 года)"; I5.С. 102.

[
I1 – [Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904]  (тит. л. 1905).]
l2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме
(1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922

]

     – «Сумрак дня ...»  и след. – В стихотворении развертывается переосмысленный образ Апокалипсиса: "Городу нет нужды в солнце" (Откр. XXI, 23).
     [
     Не согласен. В Апокалипсисе описан идеальный Иерусалим:
     «…Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу.
      Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист.
     А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города – чистое золото, как прозрачное стекло.
     Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец.
     И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец.
     Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою.
     Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет.
     И принесут в него славу и честь народов.»

Слишком уж кардинальное “переосмысление”.
     Нет, имеем взгляд на другое:

     «
     Сперва – двумя-тремя стихотворениями, скорее описательными, а потом всё настойчивее и полновластней, от цикла к циклу, вторгается в его творчество великий город. Это город Медного Всадника и Растреллиевых колонн, портовых окраин с пахнущими морем переулками, белых ночей над зеркалами исполинской реки, – но это уже не просто Петербург, не только Петербург. Это – тот трансфизический слой под великим городом Энрофа, где в простёртой руке Петра может плясать по ночам факельное пламя; где сам Пётр или какой-то его двойник может властвовать в некие минуты над перекрёстками лунных улиц, скликая тысячи безликих и безымянных к соитию и наслаждению; где сфинкс «с выщербленным ликом» — уже не каменное изваяние из далёкого Египта, а царственная химера, сотканная из эфирной мглы... Ещё немного — цепи фонарей станут мутно-синими, и не громада Исаакия, а громада в виде тёмной усечённой пирамиды – жертвенник-дворец-капище – выступит из мутной лунной тьмы. Это – Петербург нездешний, невидимый телесными очами, но увиденный и исхоженный им: не в поэтических вдохновениях и не в ночных путешествиях по островам и набережным вместе с женщиной, в которую сегодня влюблен, – но в те ночи, когда он спал глубочайшим сном, а кто-то водил его по урочищам, пустырям, расщелинам и вьюжным мостам инфра-Петербурга.
      ( Даниил Андреев. «Роза Мира». Книга X. Глава 5. «Падение вестника»)
      Но в списке источников «Собрания…» Д. Андреев отсутствует.
      » 


*
*

 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.

     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.

     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко ВОСЬМОЙ сцене ТРЕТЬЕГО раздела. Всего сцен в нем – девять:

III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года                ( http://www.proza.ru/2018/01/18/742 )

1.Неверящая «ты».
"ты" не веришь мне, не видишь себя
2.Грань богопознания:
попытка – успешная! – увидеть в «тебе» богиню. Увидеть, как «Белый, белый ангел бога / Сеет розы на пути».  Но… нет, «ты» из-за своей «нарастающей страсти», «ты»  осталась – «в сумраке».
3.Вставка чужим почерком:
«Ты» сомневается по поводу поэта: «Горят слова “Не друг, а враг”».
4.Явное колдовство.
Первое явное явление двойников – сущностей-проводников по другим реальностям: ему показывают Елену, со стен Трои наблюдающей за высадкой ахейцев.
5.Возвращение.
Рефлексии по этому поводу. Вставка чужим почерком: предостережение, попытка удержать «от…  ярких дорог».
6. Поле вечной битвы.
ему показывают поле вечной битвы, ему показывают,  что «ты» – «другая, немая, безликая, / Притаилась, колдуешь в тиши». То есть, «ты» – из безликих.
7. Случайные встречи.
Наша реальность – он ждет любимую, но встреч с нею сразу становится мало – он тоскует по иномирью.

8.Злая дева.
На фоне встреч с любимой – путаница реальностей. «Неотвязный» искушает тайнами, «ты» ведешь туда, где за «тобой» – «огневые струи», а двойники проводят экскурсию в «лиловые миры».

9.Тропа
Рефлексии по поводу двойников, и блуждание с ними по Тропе миров.


К  сцене данного стихотворения относятся ШЕСТЬ произведений:

    Злая дева.

22. «Мне битва сердце веселит…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/08/1104 )
Осознанье  любовной битвы как битвы с врагом.
23.  «Неотвязный стоит на дороге…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/08/1108 )
Появляется Неотвязный.
24. «Молчи, как встарь, скрывая свет…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/08/1116 )
Искушение тайнами.
25. «Вечереющий сумрак, поверь…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/09/1199 )
«ты» – как проводник из «прежних миров».

26. «Сумрак дня несет печаль…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/09/1210 )
Экскурсия в лиловый мир.

27. «Старый год уносит сны…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/09/1217 )
«ты» – «Злая дева».

 


Рецензии