Блок. Старый год уносит сны... Прочтение

27. «Старый год уносит сны…»

                Старый год уносит сны
                Безмятежного расцвета.
                На заре другой весны
                Нет желанного ответа.

                Новый год пришел в ночи
                И раскинул покрывало.
                Чьи-то крадутся лучи,
                Что-то в сердце зазвучало.

                Старый год уходит прочь.
                Я невнятною мольбою,
                Злая дева, за тобою
                Вышлю северную ночь.

                Отуманю страстью сны
                Безмятежного расцвета,
                Первый день твоей весны
                Будет пламенное лето…
                25 декабря 1901


    «Перед этой враждующей встречей»…

Л.Д. Из воспоминаний:
     «…часто после Читау мы шли вместе далекий путь и много говорили. Все о том же. Много о его стихах. Уже ясно было, что связаны они со мной. Говорил Блок мне и о Соловьеве, и о душе мира, и о Софье Петровне Хитрово, и о "Трех свиданиях" и обо мне, ставя меня на непонятную мне высоту.
     …Раз, переходя Введенский мостик, у Обуховской больницы, спросил Блок меня, что я думаю о его стихах. Я отвечала ему, что я думаю, что он поэт не меньше Фета. Это было для нас громадно. Фет был через каждые два слова. Мы были взволнованы оба…»

     Казалось бы,  девушка ставит тебя «не меньше Фета»… Но

                Я невнятною мольбою,
                Злая дева, за тобою
                Вышлю северную ночь

Блок. Из дневников 18-ого года:
      «…”влюбленность” стала меньше призвания более высокого, но объектом того и другого было одно и то же лицо».

     Всю эту осень ты заслоняла собою Тебя… Но как это разобрать, если у них  – одно и то же лицо?!
     Злая дева.

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«

     Публикации: I2. С. 84-85; I3. С. 125 и I4. С. 101 – в цикле СПД, в разд. "III. Колдовство. (Осень и зима 1901 года)"; I5. С. 103.

[
I1 – [Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904]  (тит. л. 1905).]
l2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме
(1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
]


     – «Я невнятною мольбою ...»  и след. – Мотивы колдовства (ср. название III раздела СПД в I3 -"Колдовство") зд. связаны с гаданиями (традиционное время святочных гаданий – 25 декабря –  6 января), во время которых гадавший, по народным представлениям, вступал в контакт с "нечистой силой". Отсюда – демонологические образы и тональность стихотворения.
     [
     Нет, конечно. Гадание – пассивно. Гадающий пассивно принимает судьбу, а здесь:

             Я… Вышлю северную ночь.
             Я… Отуманю страстью сны.

Герой действует! Редакция опять пытается низвести магические действия Блока – колдовство! – до метафор или, как здесь, до уровня бытовых ритуалов – гадания.
     ]

     – «…за тобою // Вышли северную ночь.» – Север в народно-поэтических представлениях (в том числе – и славянских) – местопребывание колдунов, "нечистой силы".

     [
     Обратить бы внимание Редакции, что данная книга не из “народно-поэтических”, “в том числе – и славянских”, а «Стихи о Прекрасной Даме» Александра Блока.
     Север для Блока – это не “местопребывание колдунов”, а, во-первых, его родной Санкт-Петербург, как противостояние, противоположность “югу”:

                «…Твой южный блеск, забытый мной,
                Напоминающий напрасно
                День улетевший, день прекрасный,
                Убитый ночью снеговой.
                12.12.1913»

                «…Мы летим неизменно вперед –
                Исполнители воли суровой.

                Нас немного. Все в дымных плащах.
                Брыжжут искры и блещут кольчуги.
                Поднимаем на севере прах,
                Оставляем лазурность на юге.
                14 мая 1904»

     Во-вторых, – “север” – это мир Северных королевств, созданный им совместно с Андреем Белым, («Северная симфония» Андрея Белого), и это стихотворение – первый намек на него. Именно оттуда сквозь вьюги придёт на “бумажный бал” декадентского Питера рыцарь с нелепым мечом:

                «Под забралом вашим, рыцарь,
                Нежный взор желанных встреч!

                Ах, петуший гребень, рыцарь,
                Ваш украсил шлем!

                Ах, скажите, милый рыцарь,
                Вы пришли зачем?
                9 января 1907»
     ]

     – «Отуманю страстью сны ...» – и след. – Цель "колдовства"– сменить высокие "сны// Без мятежного расцвета", характеризующие "старый год", – "пламенной" ("демонической") "страстью".
     »
 ;






*
*
 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.

     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.

     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко ВОСЬМОЙ сцене ТРЕТЬЕГО раздела. Всего сцен в нем – девять:

III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года                ( http://www.proza.ru/2018/01/18/742 )

1.Неверящая «ты».
"ты" не веришь мне, не видишь себя
2.Грань богопознания:
попытка – успешная! – увидеть в «тебе» богиню. Увидеть, как «Белый, белый ангел бога / Сеет розы на пути».  Но… нет, «ты» из-за своей «нарастающей страсти», «ты»  осталась – «в сумраке».
3.Вставка чужим почерком:
«Ты» сомневается по поводу поэта: «Горят слова “Не друг, а враг”».
4.Явное колдовство.
Первое явное явление двойников – сущностей-проводников по другим реальностям: ему показывают Елену, со стен Трои наблюдающей за высадкой ахейцев.
5.Возвращение.
Рефлексии по этому поводу. Вставка чужим почерком: предостережение, попытка удержать «от…  ярких дорог».
6. Поле вечной битвы.
ему показывают поле вечной битвы, ему показывают,  что «ты» – «другая, немая, безликая, / Притаилась, колдуешь в тиши». То есть, «ты» – из безликих.
7. Случайные встречи.
Наша реальность – он ждет любимую, но встреч с нею сразу становится мало – он тоскует по иномирью.

8.Злая дева.
На фоне встреч с любимой – путаница реальностей. «Неотвязный» искушает тайнами, «ты» ведешь туда, где за «тобой» – «огневые струи», а двойники проводят экскурсию в «лиловые миры».

9.Тропа
Рефлексии по поводу двойников, и блуждание с ними по Тропе миров.


К  сцене данного стихотворения относятся ШЕСТЬ произведений:

    Злая дева.

22. «Мне битва сердце веселит…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/08/1104 )
Осознанье  любовной битвы как битвы с врагом.
23.  «Неотвязный стоит на дороге…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/08/1108 )
Появляется Неотвязный.
24. «Молчи, как встарь, скрывая свет…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/08/1116 )
Искушение тайнами.
25. «Вечереющий сумрак, поверь…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/09/1199 )
«ты» – как проводник из «прежних миров».
26. «Сумрак дня несет печаль…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/09/1210 )
Экскурсия в лиловый мир.

27. «Старый год уносит сны…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/09/1217 )
«ты» – «Злая дева».


Рецензии