Воспоминания об отце

Вот   мои  самые –самые  первые  воспоминания.  Где-то в Прибалтике. 1947 год. Я учусь ходить:
   Я не достаю  головой  до стола, стол очень высокий , на нем тарелки с едой и рюмки. Ближе всего ко мне  огромные  ботинки. Эти ботинки   сидящих за столом папы и его  товарищей, ботинки ,как я понимаю теперь, ритмично, то поднимаются, то опускаются,  постукивая об пол. Играет патефон , и я догадываюсь , что между движением ботинок и звуками патефона , есть какая-то связь. Ботинки стучат в такт. Папа и его друзья - сослуживцы за столом подпевают патефону: 
 
Прощай любимый город 
Уходим завтра в море
И ранней порой мелькнёт за кормой
Знакомый платок голубой.

 Я  долгие  годы не сомневалась,  что песня  эта про  платок  и про нас , был у нас, у мамы,( я потом в него заворачивала кукол ) такой  синий шелковый  платок  в белый горошек. Папа уйдет в море, а мы с мамой будем его ждать.
 Пиллау ( Балтийск),  Либава( теперь Лиепая ), Виндава (Венцпилс ), Рига, Болдерая, Клайпеда, Тильзит  (Советск   - в четыре года  я  прекрасно выговаривала эти названия,  это и были «любимые города» ведь  нам везде  довелось там жить ( наша квартира оставалась в родном Ленинграде - Фонтанка 144) , а для маленького ребёнка несколько месяцев – целая эпоха.

    С годами человек все больше стремиться к своим корням. Чем ближе к роковой черте, тем ярче воспоминания.Папа! Вот он  в черной шинели, фуражке, на шее безукоризненно белый длинный шёлковый шарф, он пришел с мороза, достает из карманов один за другим мандарины, завернутые каждый в отдельную папиросную  бумажку;они  с тонкой кожицей  и удивительным запахом. Я и  сейчас не могу спокойно видеть человека в форме морского офицера и здесь и за рубежом ( форма очень сходная)
  Перебираю бумаги своих родителей. Какое  счастье, что отец хранил разные официальные бумаги, многочисленные справки, характеристики. С одной стороны – «без бумажки ты не человек» , а с другой стороны - ради памяти (Драматизм многих из них не уступит частным  свидетельствам, ну, например в связи со сгоревшей   во время войны квартирой, с библиотекой, картинами   и старинными вещами. Хранил  отец ,конечно, и переписку с женой ( в том числе и  отдельно посылаемые  открытки мне, 2-3-4 летнему, ребёнку!) и собственные  записи, дневники, газеты военных лет  со своими заметками или с материалами о себе и своих товарищах.
Отец  всю войну воевал  на Балтийском флоте. « Л. Панкратов. Действующий флот» –  так скромно  подписаны  его  газетных заметки и письма, и  этим все сказано.
Вот официальные сведения о нем (из  анкет, автобиографий, характеристик , газетных врезок ) :
ЛЕОНИД ПАВЛОВИЧ ПАНКРАТОВ   ( 23 апреля  1910  - 20 апреля  1975 года ),
  1931 году закончил  мореходное  училище  в  Архангельске- судоводительское  отделение  и  получил квалификацию – штурман дальнего плавания, впоследствии было  присвоено звание капитана дальнего плавания .
     В период  1936 -1939 годов  плавание на судах  торгового флота: 
 в Англию , Францию , Норвегию , Швецию , Польшу  и другие  страны.
 С первых дней войны был призван в действующий флот  и участвовал в ряде военных операций на Балтийском море.
  28-29 августа 1941 осуществлял транспортировку  военнослужащих  и гражданского населения( впоследствии узнала  ,что и  эстонского  правительства -ЭП   ) из  города Таллина, зенитным огнем  моряки отражали атаки фашистских самолетов , спасали раненных с судна «Казахстан », которые   оказались в воде, после попадания в транспорт авиабомбы. 29 августа  члены экипажей  тральщиков    осуществляли спасение  раненых  с санитарного транспорта « Сибирь »   Судно было разбомблено фашисткой авиацией.

С 20  октября  1941  в Петергофе ( Петродворце ) участвовал в высадке  морского десанта на побережье , занятом противником.
 
  В период  3 10 1941 по  02 (1942 года был комендантом  Военно- морской комендатуры  города Ораниенбаума

 В 1944 году командовал дивизионом минных тральщиков.
После окончания войны с  1945 по 1950 год продолжал служить  в военно-морском флоте   и в течении пяти лет в качестве командира дивизиона  минных тральщиков продолжал трудную работу по разминированию форватера  Балтийского моря.

 В конце жизни работал в Министерстве Морского  Флота  в Москве. кавалер  боевых орденов и медалей: Красной звезды, Красного знамени, За боевые заслуги, орденом Отечественной войны  и других." 
 
Читаю  "боевую   характеристику"( официальный термин ) на командира  дивизиона ,  тогда старшего  лейтенанта,  Л.П. Панкратова:
  «…Служивший  с  января  месяца  1942 года  в должности  командира корабля, за этот период  времени  участвовал во многих боевых операциях  контрольное траление форватеров, конвоирование судов  с грузом на острова  и  многое другое .
 Зарекомендовал себя стойким  мужественным командиром ,  все боевые операции выполнял хорошо и отлично , в трудной боевой обстановке не терялся , всегда находил правильный выход.
ЛЮБИТ МОРЕ ,(выделено  мной, это находилось время и силы  к писавшего на такую романтику !?- ЭП ) имеет  морскую подготовку .Тов Панкратов  - дисциплинированный командир , требовательный к себе и своим подчиненным, заслуженно пользуется  большим авторитетом  среди личного состава корабля».
А вот и еще одна характеристика :
«В 1943  успешно  выполнил 24 конвойных операции  Кронштадт  острова  Сескар – Лавенсаари. Корабль под конвоем  тов.   Панкратова  тралил ,  буксировал баржи  и был ведущим местом нахождения командира конвоя. Кроме конвойных операций было осуществлено   19 операций по буксированию  барж с грузами и войсками  в районах  Кронштадт – Ленинград - Лисий Нос. Поведение  старшего  лейтенанта Панкратова в бою  похвальное : смел спокоен , решителен , подчас даже  чувство  юмора».
   Особенно драматично участие отца в  военной  операции  - в знаменитом в петергофском  десанте( 1941  год ), отчаянной , обреченной попытке прорвать кольцо ленинградской блокады , а в Ленинграде  это время были и моя мама  и бабушка, также как и  мать и сестры отца  (мои родители еще не были женаты , поженились  в 1944 году отдельная романтическая история , папа руководил  кружком в яхт- клубе Дворца пионеров, а мама   была одной  из школьниц  посещавших его кружок).   
     Мои  собственные воспоминания и воспоминания родителей , рассказанные мне, смешиваются сознании  и с годами предстают  как подлинная реальность, а собственно таковыми и  являются.  Я всегда осознавал их значимость , наверное как у каждого счастливого ребенка , который какое-то время побыл  своей семье  центром вселенной…
 А рассказать об этом другим  тянет и из человеческого желания  поделиться  и еще потому , что  по моему глубокому , крепнущему с годами убеждению ( может быть  наивному, может быть  банальному ) :   Из мгновений частной жизни складывается ход истории.
         Благодаря папе,  получила очень «свободное  воспитание»  ( мама была  - красавица, но при этом женщина строго , пуританского склада, с самого запада ленинградской области « приют убого чухонца »  .По телевизору шли  фильмы, шедевры неореализма, все  сплошь  «до 16 лет»»: «Утраченные грезы « ,» Хлеб , любовь и фантазия "Рим в одиннадцатом часу"«,  я их смотрела и в десять и в двенадцать лет. Я могла заниматься чем хочу, хотела – музыкой( училась какое-то время  игры на пианино, потом бросила , тайно влюбилась в своего учителя , а  за лето  не смогла выполнить его задание , поняла, что такого позора не перенесу и бросила , о чем жалею  всю жизнь  ), хотела - английским языком ( у меня и  у моих подружек  была замечательная частная  преподавательница  английского  языка  Анна Михайловна , дама преклонного возраста  – внешне  и по манерам вылитая мисс Марпл. Она давала частные уроки  в районе метро «Сокол»  ). Папа был за то, что  человек должен искать себя, формировать свою сущность .
     Папа учил меня сочувствию другим. Когда проходили  мимо нищего  (много было  инвалидов) ,  я получала монетку чтобы подать  ему.
      У моряка  Л.П. Панкратова было много, литературных знакомых : писатели Е. А. Пермяк ,Тимур Гайдар , сотрудник  ТАСС Николай Владимирович  Колесов, (его сын Евгений, Женя - друг  моего детства, известный переводчик с немецкого) и другие .
  Мы даже жили какое-то время в квартире( пока не было своего жилья )  папиного лучшего друга  Александра Борисовича  Липатова( на Беговой  в доме напротив ипподрома). У Александра Борисовича (дяди Саши )была большая семья, четыре дочки и вечная куча гостей. И вот  однажды присутствии около двух десятков людей сидевших за большим овальным столом   я отмахнулась  от усердно пичкавшим меня взрослых. » УБЕРИТЕ ЭТУ ГАДОСТЬ! «, сказала я четырехлетняя . И по реакции окружающих поняла, что сделала что-то ужасное. Папа  встал из-за стола ,взял  меня за руку  и увел в другую комнату . Мне было страшно. Папа сказал:"Чтобы больше никогда в жизни я этого не слышал. Есть дети  у которых нет еды . Они плачут и говорят:"Хочу супчика".
   Я потрясена , я - худосочный ребенок ( мама пережила Ленинградскую  блокаду, у нее до меня  умер ребенок, как я узнала спустя много лет), меня беспрерывно кормят, а я ничего не ем ,я не хочу никаких супчиков . Мне несказанно жалко  этих детей, а также я расстроена тем, что папа так со мной разговаривает . Значит я действительно  сделала что-то ужасное. Запомнила на всю жизнь. А есть я не хотела, отчасти оттого, как понимаю, теперь  что было так много впечатлений( не до еды ): мы часто переезжали,  вокруг кипела жизнь, постоянно приходили родные и знакомые родителей , а  еще сам папа рассказывал мне такие потрясающие истории, разные сказки( народные, литературные, собственного сочинения  ) , пересказывал Путешествия Гулливера , Робинзона Крузо, «Принца и Нищего», Сначала я даже не понимала значение  некоторых  слов и несколько долгих лет  думала, что название этой истории    "Принцыще"(некое производное от "принца" ), но содержание запало в душу.
 Вот так папа просвещал и воспитывал  меня,  почти с самого с рождения.  За свою  жизнь   отец    собрал огромную библиотеку в том числе  на полках  стояли  запрещенные  тогда Ницше , Шопенгауэр. (собственно книголюбами , библиофилами были и его родня, многие, тоже моряки , так у моего  двоюродного брата, знатока Эрмитажа и яхтсмена, Михаила Михайловича  Панкратова, был конфликт из за того , что, когда он служил на подводной лодке , среди его вещей находился букинистическая  книга  -  запрещенный  вплоть до конца  80-ых манифест футуризма  Ф.Т Маринетти). Я росла среди книг , и поэтому кроме родительской любви  от папы у меня любовь к литературе , и если есть  крохотная искорка литературного таланта,  скорее  способностей, то тоже от него. 
..........................................................
В  архетипах моего сознания - булыжниковые мостовые, окна со многими переплетениями, изразцовые печи, мосты, ажурные ограды и  - вода , вода, вода… Поэтому я, как и мама, никогда не привыкла к  шумной, лубочной, чересчур большой Москве, куда перевели отца, в последние годы он работал в Министерстве Морского Флота ( да простят меня москвичи! В том числе и мой муж , родившийся  здесь в самом центре в Варсонофьевском переулке  ).
Мое сердце принадлежит родному Ленинграду – Петербургу  ,Ингрии ,  Балтике… И с годами  все теснее связь  с родителями.


Рецензии
Здравствуйте, Нора!
С интересом и пониманием прочитал историю-биографию Вашего отца, настоящего Героя!
В жизни наших родителей (Отцов и Матерей, а так же и их семей) - очень много общего... Таким уж был 20-й век... И если дети 21-го века вдруг будут интересоваться настоящей историей их прародителей, то (может быть) наши с Вами воспоминания помогут им хоть что-то осмыслить...
Примите мои лучшие пожелания!

Виктор Свиридов   08.08.2021 19:10     Заявить о нарушении
Здравствуйте Виктор!
Очень рада и тронута, что прочли мой маленький очерк , фрагмент воспоминаний об отце (часть большого замысла ) и нашли общее с судьбой своих родителей … Ваш отклик очень ободряет и поддерживает меня. Я как и Вы через осмысление частное жизни семьи стремлюсь осмыслить какие-то важные исторические события в которые были вовлечены в минувшем веке и наши близкие и мы …
Спасибо Вам. Самые искренние пожелания здоровья и творческого вдохновения!

Элеонора Панкратова-Нора Лаури   09.08.2021 20:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.