Блок. Я шел и вслед за мною шли... Прочтение
Я шел — и вслед за мною шли
Какие-то неистовые люди.
Их волосы вставали под луной,
И в ужасе, с растерзанной душой
Зубами скрежетали, били в груди,
И разносился скрежет их вдали.
Я шел — и вслед за мной влеклись
Усталые, задумчивые люди.
Они забыли ужас роковой.
Вдыхали тихо аромат ночной
Их впалые измученные груди,
И руки их безжизненно сплелись.
Передо мною шел огнистый столп.
И я считал шаги несметных толп.
И скрежет их, и шорох их ленивый
Я созерцал, безбрежный и счастливый.
1 января 1902
Стихотворение перекликается с первым стихотворение прошлой зимы.
Там было:
“Я вышел… “
В этом –
Я шел…
Там:
“Минувших дней младые были
Пришли доверчиво из тьмы…”
Здесь – одна из тех “былей минувших дней”:
Передо мною шел огнистый столп.
И я считал шаги несметных толп.
И скрежет их, и шорох их ленивый
Я созерцал, безбрежный и счастливый.
- “Огнистый столп”: «Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью», – это Моисей ведет народ свой из рабства египетского к земле обетованной.
И стихотворение можно прочитать, как тот самый «огнистый столп»: в предыдущих стихах, предыдущих главах книги главный герой впал в сомнение, и ему в поддержку послано вдохновляющее видение, что он, как Моисей выполняет свою миссию.
Вот только… Уж больно материалистичное получилось видение… Шаги несметных толп почти слышны, почти слышны бессчетные шорохи их одежд. И слишком явственно ощущение безбрежности, ощущение счастья пророка – человека впрямую исполняющего волю Его… Когда понимаешь, что «вдохновение» – это когда в тебе дыхание Его.
Блок. «О современном состоянии русского символизма»:
«Реальность, описанная мною, – единственная, которая для меня дает смысл жизни, миру и искусству. Либо существуют те миры, либо нет. Для тех, кто скажет «нет», мы остаемся просто «так себе декадентами», сочинителями невиданных ощущений…».
Блок. Из дневников 18-ого года:
«Новогодний визит. Гаданье m-me Ленц и восторг (демонический: “Я шел…”).»
И уж...
Ал. Блок. Из наброска предисловия к неосуществленному изданию сборника «Стихи о прекрасной даме» 1918-ого года:
«…”Стихи о Прекрасной Даме” дали плохой урок некоторым молодым поэтам, потому что технически книга очень слаба…».
Вот и здесь:
…Зубами скрежетали, били в груди,
И разносился скрежет их вдали.
Только представьте зубовный скрежет – «разносящийся вдали». Крепкие, видно, зубы были у нищих евреев. А Блок потом и ещё раз добавил:
…шаги несметных толп.
И скрежет их…
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«Написано по мотивам Ветхого завета; "герой" стихотворения уподоблен пророку Моисею, ведущему "несметные толпы" в Землю обетованную.
- …Зубами скрежетали ... - библеизм: "Сыны царства извержены будут во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов" (Мф. VIII, 12).
- …Передо мною шел огнистый столп. - Ср.: "Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью" (Исх., XIII, 21). Использование мотивов Книги Исхода- характерная черта лирики Вл. Соловьева; ср. "В землю Обетованную" (1886), "Неопалимая Купина" (1891) и др.»
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится ко первой сцене ЧЕТВЁРТОГО. Всего сцен в нем – десять:
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года
Сцена 1. Моисей.
Сцена 2. Храм.
Сцена 3. Мастерская.
Сцена 4. Солнечный день.
Сцена 5. Мир у разлива рек.
Сцена 6. С Ним.
Сцена 7. Снова гадалка.
Сцена 8. Призыв к поэту.
Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
Сцена 10.Блуждание по мирам.
*
К данной сцене относиться одно стихотворение:
1.«Я шел — и вслед за мною шли…» ( http://www.proza.ru/2017/12/11/1063 )
Видение Моисея, ведущего свой народ за огненным столбом.
*
Свидетельство о публикации №217121101063