Блок. Я шел и вслед за мною шли... Прочтение

1.«Я шел — и вслед за мною шли…»





                Я шел — и вслед за мною шли
                Какие-то неистовые люди.
                Их волосы вставали под луной,
                И в ужасе, с растерзанной душой
                Зубами скрежетали, били в груди,
                И разносился скрежет их вдали.

                Я шел — и вслед за мной влеклись
                Усталые, задумчивые люди.
                Они забыли ужас роковой.
                Вдыхали тихо аромат ночной
                Их впалые измученные груди,
                И руки их безжизненно сплелись.

                Передо мною шел огнистый столп.
                И я считал шаги несметных толп.
                И скрежет их, и шорох их ленивый
                Я созерцал, безбрежный и счастливый.
                1 января 1902






Стихотворение перекликается с первым стихотворение прошлой зимы.
Там было:

           “Я вышел…  “

В этом –

           Я шел…

Там:

           “Минувших дней младые были
            Пришли доверчиво из тьмы…”

Здесь  – одна из тех “былей минувших дней”:

          Передо мною шел огнистый столп.
          И я считал шаги несметных толп.
          И скрежет их, и шорох их ленивый
          Я созерцал, безбрежный и счастливый.

     - “Огнистый столп”: «Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью»,  – это  Моисей ведет народ свой из рабства египетского к земле обетованной.
     И стихотворение можно прочитать, как тот самый  «огнистый столп»: в предыдущих стихах, предыдущих главах книги главный герой впал в сомнение, и ему в поддержку послано вдохновляющее видение, что он, как  Моисей выполняет свою миссию.
     Вот только… Уж больно материалистичное получилось видение… Шаги несметных толп почти слышны, почти слышны бессчетные  шорохи их одежд. И слишком явственно ощущение безбрежности, ощущение счастья пророка – человека впрямую исполняющего волю Его… Когда понимаешь, что «вдохновение»  – это когда в тебе дыхание Его.

Блок. «О современном состоянии русского символизма»:
     «Реальность, описанная мною, – единственная, которая для меня дает смысл жизни, миру и искусству. Либо существуют те миры, либо нет. Для тех, кто скажет «нет», мы остаемся просто «так себе декадентами», сочинителями невиданных ощущений…».

Блок. Из дневников 18-ого года:
     «Новогодний визит. Гаданье m-me Ленц и восторг (демонический: “Я шел…”).»

И уж...
Ал. Блок. Из наброска предисловия к неосуществленному изданию сборника «Стихи о прекрасной даме» 1918-ого года:
     «…”Стихи о Прекрасной Даме” дали плохой урок некоторым молодым поэтам, потому что технически книга очень слаба…».

Вот и здесь:

          …Зубами скрежетали, били в груди,
          И разносился скрежет их вдали.

Только представьте  зубовный скрежет – «разносящийся вдали». Крепкие, видно, зубы были у нищих евреев. А Блок потом и  ещё раз добавил:

          …шаги несметных толп.
          И скрежет их…
 

Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:

     «Написано по мотивам Ветхого завета; "герой" стихотворения уподоблен пророку Мо­исею, ведущему "несметные толпы" в Землю обетованную.

     - …Зубами скрежетали ... - библеизм: "Сыны царства извержены будут во тьму внеш­нюю; там будет плач и скрежет зубов" (Мф. VIII,  12).

     - …Передо мною шел огнистый столп. - Ср.: "Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью" (Исх., XIII,  21).  Использование мотивов Книги Исхода- характерная черта ли­рики Вл. Соловьева; ср. "В землю Обетованную" (1886),  "Неопалимая Купина" (1891)  и др.»
 


*
*
 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.

              IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
   
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко первой сцене ЧЕТВЁРТОГО. Всего сцен в нем – десять:

 
                IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года

Сцена 1.  Моисей.
      
         Сцена 2. Храм.
         Сцена 3. Мастерская.
         Сцена 4. Солнечный день.
         Сцена 5. Мир у разлива рек.
         Сцена 6. С Ним.
         Сцена 7. Снова гадалка.
         Сцена 8. Призыв к поэту.
         Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
         Сцена 10.Блуждание по мирам.
*


К данной сцене относиться одно стихотворение:
        1.«Я шел — и вслед за мною шли…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/11/1063 )
        Видение Моисея, ведущего свой народ за огненным столбом.

*
 


Рецензии