Блок. Сгущался мрак церковного порога... Прочтение

3.«Сгущался мрак церковного порога…»





                Сгущался мрак церковного порога
                В дни свадеб, в дни рождений, похорон;
                А там — вилась широкая дорога,
                И путник шел, закатом озарен.

                Там не было конца свободной дали,
                Но здесь, в тени, не виделось ни зги;
                И каждый раз прохожего встречали
                Из сумрака ответные шаги.

                Церковный свод давал размерным звоном
                Всем путникам напутственный ответ,
                И в глубине, над сумрачным амвоном,
                Остерегающий струился свет.

                И, проходя в смеющиеся дали,
                Здесь путник ждал, задумчив и смущен,
                Чтоб меркнул свет, чтоб звуки замирали…
                И дале шел, закатом озарен.
                4 января 1902





     Последняя строка предыдущего стихотворения:

                “Я озарен — я жду твоих шагов”

     И вот он, ожидающий, видит, как и другие путники идут и идут к храму. И как они тоже, как и он, получают озарение:

                Здесь путник ждал, задумчив и смущен,
                Чтоб меркнул свет, чтоб звуки замирали…
                И дале шел, закатом озарен.

    (Напомню: биографический исток всех  «храмовых стихов» – встречи в  церквях Блока с Л.Д.

Из воспоминаний Л.Д.:
     «В сумерки октябрьского дня  я шла по Невскому к Собору и встретила Блока. Мы пошли рядом. Я рассказала, куда иду и как все это вышло. Позволила идти с собой. Мы сидели в стемневшем уже соборе на каменной скамье под окном, близ моей Казанской. То, что мы тут вместе, это было больше всякого объяснения. Мне казалось, что я явно отдаю свою душу, открываю доступ к себе.
Так начались соборы, сначала Казанский, потом и Исаакиевский». )

     А в реальности данного стихотворения храм не был для путников  конечной целью, а как оазис в пустыне – чтоб напиться вдоволь, наконец,  воды, чтоб отдохнуть в сумраке дерев… Чтоб встретили, чтоб проводили…


Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:

Публикации: I3. С. 132 и I4. С. 108 –  в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. С. 110.

     – «Сгущался мрак церковного порога ...»  – Ср. эпизод, относящийся к началу 1902 г., о котором Блок позже писал в неотправленном письме к Л.Д. Менделеевой от 29 августа 1902 г.: "Вас поразила высота, громада, торжество, сумрак( ... ). Отчего Вам тогда хотелось сумрака, пугал Вас рассеянный свет из окон? Он портил собор (Исаакиевский. – Ред.), портил мысли, что же еще?" (ЛН. Т. 89. С. 49).
Мрак (сумрак), как и в стихотворениях весны 1901 г. (1 раздел СПД), истолковывается как "священный", как время мистической Встречи.

[
     В стихах весны 1901 года выражения “священный (су)мрак” – нет. Есть «священный сон» в стихотворении посвященной “русской Венере”, что по самому факту внушает большие сомнения в истинности этой святости:

     «Небесное умом не измеримо,
      Лазурное сокрыто от умов.
      Лишь изредка приносят серафимы
      Священный сон избранникам миров.

      И мнилась мне Российская Венера…
                29 мая 1901. С. Шахматово»

     А про суть «сумрака» предпочитаю верить Андрею Белому, которому Блок написал: «Тебе, как самому проникновенному критику моих писаний»(из письма от 6 июня 1911.):
     «Появление сумрака – появление сумрака в храме, который трепещет сиянием "красных лампад"; распространяется розовый отблеск и смешивается с погасающей золотой лучезарностью 901 года в ту особую, розово-золотую, густую и пряную обрядовую атмосферу, в которой таится нетерпеливое ожидание встречи с ней, материализованной в образ, входящий в храм. Розовое, озаренное заменяет лазурь золотистую, лучезарную.»
     Сумрак – сменяет лазурь, сумрак противостоит ей.
     Сравните с последним стихотворением цикла СПД:

     «…взгляни внезапно назад:
      Там, где было белое зданье,
      Увидишь ты черный смрад.
                5 ноября 1902»
 
     Вот во что обратится – сумрак

]

  - «Амвон - в православном храме - возвышение перед средней частью иконостаса, пред­назначенное для чтения богослужебных книг и произнесения молитв и проповедей.
     »

*
*

 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.

              IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
   
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко второй сцене ЧЕТВЁРТОГО. Всего сцен в нем – десять:


                IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года

         Сцена 1.  Моисей.
      
                Сцена 2. Храм.

         Сцена 3. Мастерская.
         Сцена 4. Солнечный день.
         Сцена 5. Мир у разлива рек.
         Сцена 6. С Ним.
         Сцена 7. Снова гадалка.
         Сцена 8. Призыв к поэту.
         Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
         Сцена 10.Блуждание по мирам.

*
К данной сцене относиться шесть стихотворений:

    2.«Бегут неверные дневные тени…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/12/1050 )
    Храм, у стен которого «Я озарен — я жду твоих шагов»

                3.«Сгущался мрак церковного порога…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/12/1055 )   
                Храм, как оазис для странников
     4.«Высоко с темнотой сливается стена…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/12/1060 )
Вставка другим почерком: в храме ждут  – тебя, именно тебя.
     5. «Там, в полусумраке собора…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/13/1136 )   
Встреча в Храме.
     6. «Мы преклонились у завета…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/13/1141 )
Встреча в Храме и «На праздник мой спустился Кто-то / С улыбкой ласковой Жены»
     7. «Я укрыт до времени в приделе…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/13/1152 )
Следствие встречи: «растут великие крыла».
 


Рецензии