Блок. Там, в полусумраке собора... Прочтение
Там, в полусумраке собора,
В лампадном свете образа.
Живая ночь заглянет скоро
В твои бессонные глаза.
В речах о мудрости небесной
Земные чуятся струи.
Там, в сводах — сумрак неизвестный,
Здесь — холод каменной скамьи.
Глубокий жар случайной встречи
Дохнул с церковной высоты
На эти дремлющие свечи,
На образа и на цветы.
И вдохновительно молчанье,
И скрыты помыслы твои,
И смутно чуется познанье
И дрожь голубки и змеи
14 января 1902
Напомню: биографический исток всех «храмовых стихов» – встречи в церквях Блока с Л.Д.
Из воспоминаний Л.Д.:
«В сумерки октябрьского дня я шла по Невскому к Собору и встретила Блока. Мы пошли рядом. Я рассказала, куда иду и как все это вышло. Позволила идти с собой. Мы сидели в стемневшем уже соборе на каменной скамье под окном, близ моей Казанской. То, что мы тут вместе, это было больше всякого объяснения. Мне казалось, что я явно отдаю свою душу, открываю доступ к себе.
Так начались соборы, сначала Казанский, потом и Исаакиевский».
Блок. Из дневников:
«…вошли во внутрь. Тихонько пошептались у дверей монашки… В соборе почти никого не было.…Потом мы сидели на дубовой скамье в противоположной от алтаря части, ближе к Почтамтской…. Стало поздно, вышли, опять пошептались монашки»
В предыдущем стихотворении томилось ожидание встречи, в этом – встреча случилась:
Глубокий жар случайной встречи
Дохнул с церковной высоты…
А дальше пошла путаница разных реальностей:
Там, в сводах — сумрак неизвестный,
Здесь — холод каменной скамьи
Там – «речи о мудрости небесной», тут – «…тонкое слово, легкий шепот, крошечное движение, может быть, мимолетная дрожь», там – «сокрыты помыслы твои», а тут «…все это было, лучше думать, одно воображение мое»…
А здесь есть последние – продиктованные! – строчки:
И смутно чуется познанье
И дрожь голубки и змеи
«Познание», «голубка», змея» – древо Познания и змея, соблазняющая голубку… Ощутить себя, сидя, на дубовой скамье в промозглом зимнем соборе, как вечным летом под яблоней в Эдеме… Ощутить себя Евой…
Публикации: I3. С. 132 и I4. С. 108 – в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5 . С. 110.
– «Сгущался мрак церковного порога ...» – Ср. эпизод, относящийся к началу 1902 г., о котором Блок позже писал в неотправленном письме к Л.Д. Менделеевой от 29 августа 1902 г.: "Вас поразила высота, громада, торжество, сумрак( ... ). Отчего Вам тогда хотелось сумрака, пугал Вас рассеянный свет из окон? Он портил собор (Исаакиевский.- Ред.), портил мысли, что же еще?" (ЛН. Т. 89. С. 49). Мрак (сумрак), как и в стихотворениях весны 1901 г. (1 раздел СПД), истолковывается как "священный", как время мистической Встречи.
[
Повторю, что в стихотворениях «весны 1901 г. (1 раздел СПД)», нет цитатного подтверждения, что “сумрак” – “священен”. И, наоборот, А. Белый рассматривал его как искажение чистоты “лазури”:
«
…«Все в облике одном предчувствую Тебя.» Каков этот облик в начале явления своего пред поэтом? Какие цвета сопровождают его? Лучезарность, золото и лазурь…
…Появление сумрака – появление сумрака в храме, который трепещет сиянием "красных лампад"; распространяется розовый отблеск и смешивается с погасающей золотой лучезарностью 901 года в ту особую, розово-золотую, густую и пряную обрядовую атмосферу, в которой таится нетерпеливое ожидание встречи с ней, материализованной в образ, входящий в храм. Розовое, озаренное заменяет лазурь золотистую, лучезарную.»
(Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава четвертая. Петербург. Стихи о Прекрасной Даме)
И “Вам тогда хотелось сумрака” – Л.Д. просто искала уголок потемнее с тем, чтобы подтолкнуть своего молодого человека к поступкам с большей эротичной составляющей. Целоваться ей хотелось.
]
– «Амвон» – в православном храме – возвышение перед средней частью иконостаса, пред
назначенное для чтения богослужебных книг и произнесения молитв и проповедей.
»
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится ко второй сцене ЧЕТВЁРТОГО. Всего сцен в нем – десять:
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года
Сцена 1. Моисей.
Сцена 2. Храм.
Сцена 3. Мастерская.
Сцена 4. Солнечный день.
Сцена 5. Мир у разлива рек.
Сцена 6. С Ним.
Сцена 7. Снова гадалка.
Сцена 8. Призыв к поэту.
Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
Сцена 10.Блуждание по мирам.
*
К данной сцене относиться шесть стихотворений:
2.«Бегут неверные дневные тени…» ( http://www.proza.ru/2017/12/12/1050 )
Храм, у стен которого «Я озарен — я жду твоих шагов»
3.«Сгущался мрак церковного порога…» ( http://www.proza.ru/2017/12/12/1055 )
Храм, как оазис для странников
4.«Высоко с темнотой сливается стена…» ( http://www.proza.ru/2017/12/12/1060 )
Вставка другим почерком: в храме ждут – тебя, именно тебя.
5. «Там, в полусумраке собора…» ( http://www.proza.ru/2017/12/13/1136 )
Встреча в Храме.
6. «Мы преклонились у завета…» ( http://www.proza.ru/2017/12/13/1141 )
Встреча в Храме и «На праздник мой спустился Кто-то / С улыбкой ласковой Жены»
7. «Я укрыт до времени в приделе…» ( http://www.proza.ru/2017/12/13/1152 )
Следствие встречи: «растут великие крыла».
Свидетельство о публикации №217121301136