Блок. Там, в полусумраке собора... Прочтение

5. «Там, в полусумраке собора…»





                Там, в полусумраке собора,
                В лампадном свете образа.
                Живая ночь заглянет скоро
                В твои бессонные глаза.

                В речах о мудрости небесной
                Земные чуятся струи.
                Там, в сводах — сумрак неизвестный,
                Здесь — холод каменной скамьи.

                Глубокий жар случайной встречи
                Дохнул с церковной высоты
                На эти дремлющие свечи,
                На образа и на цветы.

                И вдохновительно молчанье,
                И скрыты помыслы твои,
                И смутно чуется познанье
                И дрожь голубки и змеи
                14 января 1902





  Напомню: биографический исток всех  «храмовых стихов» – встречи в  церквях Блока с Л.Д.

Из воспоминаний Л.Д.:
     «В сумерки октябрьского дня  я шла по Невскому к Собору и встретила Блока. Мы пошли рядом. Я рассказала, куда иду и как все это вышло. Позволила идти с собой. Мы сидели в стемневшем уже соборе на каменной скамье под окном, близ моей Казанской. То, что мы тут вместе, это было больше всякого объяснения. Мне казалось, что я явно отдаю свою душу, открываю доступ к себе.
Так начались соборы, сначала Казанский, потом и Исаакиевский».

Блок. Из дневников:
     «…вошли во внутрь. Тихонько пошептались у дверей монашки… В соборе почти никого не было.…Потом мы сидели на дубовой скамье в противоположной от алтаря части, ближе к Почтамтской…. Стало поздно, вышли, опять пошептались монашки»

     В предыдущем стихотворении томилось ожидание встречи, в этом – встреча случилась:

                Глубокий жар случайной встречи
                Дохнул с церковной высоты…

     А  дальше пошла путаница разных реальностей:

                Там, в сводах — сумрак неизвестный,
                Здесь — холод каменной скамьи

     Там – «речи о мудрости небесной», тут – «…тонкое слово, легкий шепот, крошечное движение, может быть, мимолетная дрожь», там – «сокрыты помыслы твои», а тут «…все это было, лучше думать, одно воображение мое»…
А  здесь есть последние – продиктованные! – строчки:
               
                И смутно чуется познанье
                И дрожь голубки и змеи

     «Познание», «голубка», змея» – древо Познания и змея, соблазняющая голубку… Ощутить себя, сидя, на дубовой скамье в промозглом  зимнем соборе, как вечным летом под яблоней в Эдеме… Ощутить себя Евой…

     Публикации: I3. С. 132 и I4. С. 108 – в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5 . С. 110.

     – «Сгущался мрак церковного порога ...» – Ср. эпизод, относящийся к началу 1902 г., о котором Блок позже писал в неотправленном письме к Л.Д. Менделеевой от 29 августа 1902 г.: "Вас поразила высота, громада, торжество, сумрак( ... ).      Отчего Вам тогда хотелось сумрака, пугал Вас рассеянный свет из окон? Он портил собор (Исаакиевский.- Ред.), портил мысли, что же еще?" (ЛН. Т. 89. С. 49). Мрак (сумрак), как и в стихотворениях весны 1901 г. (1 раздел СПД), истолковывается как "священный", как время мистической Встречи.
     [
     Повторю, что в стихотворениях «весны 1901 г. (1 раздел СПД)», нет цитатного подтверждения, что “сумрак” – “священен”. И, наоборот, А. Белый рассматривал его как искажение чистоты “лазури”:
     «
     …«Все в облике одном предчувствую Тебя.» Каков этот облик в начале явления своего пред поэтом? Какие цвета сопровождают его? Лучезарность, золото и лазурь…
…Появление сумрака – появление сумрака в храме, который трепещет сиянием "красных лампад"; распространяется розовый отблеск и смешивается с погасающей золотой лучезарностью 901 года в ту особую, розово-золотую, густую и пряную обрядовую атмосферу, в которой таится нетерпеливое ожидание встречи с ней, материализованной в образ, входящий в храм. Розовое, озаренное заменяет лазурь золотистую, лучезарную.»
     (Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава четвертая. Петербург. Стихи о Прекрасной Даме)

     И “Вам тогда хотелось сумрака” – Л.Д. просто искала уголок потемнее с тем, чтобы подтолкнуть своего молодого человека к поступкам с большей эротичной  составляющей. Целоваться ей хотелось.
     ]

     – «Амвон» – в православном храме – возвышение перед средней частью иконостаса, пред
назначенное для чтения богослужебных книг и произнесения молитв и проповедей.

»




*
*

 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.

              IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
   
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко второй сцене ЧЕТВЁРТОГО. Всего сцен в нем – десять:


                IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года

         Сцена 1.  Моисей.
      
                Сцена 2. Храм.

         Сцена 3. Мастерская.
         Сцена 4. Солнечный день.
         Сцена 5. Мир у разлива рек.
         Сцена 6. С Ним.
         Сцена 7. Снова гадалка.
         Сцена 8. Призыв к поэту.
         Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
         Сцена 10.Блуждание по мирам.

*
К данной сцене относиться шесть стихотворений:

     2.«Бегут неверные дневные тени…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/12/1050 )
     Храм, у стен которого «Я озарен — я жду твоих шагов»
     3.«Сгущался мрак церковного порога…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/12/1055 )   
Храм, как оазис для странников
     4.«Высоко с темнотой сливается стена…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/12/1060 )
Вставка другим почерком: в храме ждут  – тебя, именно тебя.

                5. «Там, в полусумраке собора…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/13/1136 )   
                Встреча в Храме.

     6. «Мы преклонились у завета…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/13/1141 )
Встреча в Храме и «На праздник мой спустился Кто-то / С улыбкой ласковой Жены»
     7. «Я укрыт до времени в приделе…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/13/1152 )
Следствие встречи: «растут великие крыла».


Рецензии