Блок. Мы преклонились у завета... Прочтение
Мы преклонились у завета,
Молчаньем храма смущены.
В лучах божественного света
Улыбка вспомнилась Жены.
Единодушны и безмолвны,
В одних лучах, в одних стенах,
Постигли солнечные волны
Вверху — на тёмных куполах.
И с этой ветхой позолоты,
Из этой страшной глубины
На праздник мой спустился Кто-то
С улыбкой ласковой Жены.
18 января 1902.
Исаакиевский собор
Блок. Из примечаний к первой книге «Собрания стихотворений» 1911-ого года:
«Точно указано время и место писания под стихотворениями, которые я хочу подчеркнуть».
Последнее из пяти “храмовых” стихотворений. Напомню: биографический исток всех «храмовых стихов» – встречи в церквях Блока с Л.Д.
Из воспоминаний Л.Д.:
«В сумерки октябрьского дня я шла по Невскому к Собору и встретила Блока. Мы пошли рядом. Я рассказала, куда иду и как все это вышло. Позволила идти с собой. Мы сидели в стемневшем уже соборе на каменной скамье под окном, близ моей Казанской. То, что мы тут вместе, это было больше всякого объяснения. Мне казалось, что я явно отдаю свою душу, открываю доступ к себе.
Так начались соборы, сначала Казанский, потом и Исаакиевский».
А дальше будет...
Из воспоминаний Л.Д.:
«И тем не менее в январе (29-го) я с Блоком порвала».
Блок. Из дневников:
«Это уже лучше и не вспоминать и не напоминать. Это было 29 января…»
Но это будет позже, это будет больше, чем через неделю, а пока 18 января 1902 в Исаакиевский соборе…
Единодушны и безмолвны,
В одних лучах, в одних стенах,
Постигли солнечные волны
Вверху — на тёмных куполах.
Блок. Из дневников, последние строки из воспоминаний лета 902-года о прошедшей зиме:
«…Стало поздно, вышли, опять пошептались монашки… Еще с моста смотрели закат, но Вам уже не хотелось остановиться. Это было В ПОСЛЕДНИЙ РАЗ [выделено Блоком]. Кто-то видел нас… Для Вас — мимолетность. Но чтобы я когда-нибудь забыл что-нибудь из этого — для этого нужно что-нибудь совсем необыкновенное, притом того же порядка».
«Кто-то видел нас»:
На праздник мой спустился Кто-то
С улыбкой ласковой Жены.
– «Мы преклонились у завета, ~ Улыбка вспомнилась Жены...» – вспомнилось, очевидно (из дневников 18-ого года): «В конце января [1901 года] и начале февраля (еще – синие снега около полковой церкви, – тоже к вечеру) явно является Она. Живая же оказывается Душой Мира (как определилось впоследствии), разлученной, плененной и тоскующей…» - тут – явление “Жены”.
Чуть дальше: «Я встретил ее ["ее" - с маленькой буквы - это не Душа Мира, это Л.Д.] здесь, и ее земной образ, совершенно ничем не дисгармонирующий с неземным…
…Тогда же мне хотелось ЗАПЕЧАТАТЬ[выделено Блоком] мою тайну, вследствие чего я написал зашифрованное стихотворение, где пять изгибов линий означали те улицы, по которым она проходила» – то есть тут тоже речь о Любови Дмитриевной. Это ее образ совершенно не дисгармонирует с неземным.
Так и в исходном стихотворении герой смотрит на свою спутницу, и она напоминает ему неземную Жену.
Но напомню, что “храм” в СПД у Блока – («С черной, выспренней загадкой,//С воскуреньями богам») – какой угодно, но не христианский.
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Входящий в состав "московского собрания" автограф (ГЛМ), видимо, был послан Блоком в письме к Соловьевым, полученном ими в апреле 1902 г. … По получении письма С. Соловьев, с характерных для него в это время догматически православных позиций, подверг стихотворение резкой критике, хотя и признал его художественно "могучим", "одним из самых пронзительных": «Жена, смеющаяся из ветхой позолоты, – гениально. Но знаешь, кто она, по моему твердому убеждению? Не "Дева Радужных Ворот"! Отнюдь( ... ) Поэты – цари земные. В писании сказано, что они будут блудодействовать с великою блудницей. Все сбывается».
"Дева Радужных Ворот" – гностический термин, для Вл. Соловьева, а вслед за ним для Блока – одно из наименований "Вечной Женственности".
"Великая блудница" – образ Апокалипсиса.
В рецензии Х. (З. Гиппиус) ) [стихотворение] приводится как пример изображения встречи "рыцаря" и Прекрасной Дамы.
– «Мы преклонились у завета ...» - т.е. преклонили колени перед с лежащим на нем "заветом" (Библией).
»
Впервые: I1. С. 31, в отделе "Неподвижность".
Публикации: I2. С. 94, "18 января 1902. Исаакиевский Собор"; I3. С. 135, "18 января. Исаакиевcкий собор" и I4. С. 111, "18 января. Исаакиевекий собор"– в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. С. 112.
»
С моей точки зрения прав С. Соловьев, а не З. Гиппиус. Потому что для Л.Д. все эти храмовые встречи были средством подтолкнуть Блока к большей определенности, решительности – например, чтоб он под покровом “сумерек” хотя бы взял её за руку, то есть - к “блуду”. А для тех, кто её направлял – это было бы отвлечением поэта от миссии, чтобы в Л.Д. Блок увидел не аватару Лучезарной – а просто хорошенькую, любимую девушку.
"Все сбывается" - я читаю, как "в стихах сбывается всё". И сбудется.
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
«
Между 4 и 5: (5-8) [То было смутное паренье,
Слиянье неба и земли,
И молодое окрыленье
Души, смеющейся вдали.]
»
Ср.
Ал. Блок. Из дневника 18-ого года о весне-лете 901-ого:
«
…На помощь призывается: 1) всемогущая сила бога и 2) «умо-сердечное» – Афина и Эрос… едва ли не предвестие той адской провокации с двойниками внутри, которая потом погубит), то есть соединение сил духовных с телесными.
»
То есть к 1918 году Блок придет к выводу, что «соединение сил духовных с телесными» – «Слиянье неба и земли» – это предвестие “адской провокации”. Еще раз подчеркну, что у Блока “метафоры” практически отсутствуют. И “адская” – это не синоним “нечестивая” или “страшная”, а точный термин – провокация хозяев Ада.
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя”.
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей».
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма.
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится ко второй сцене ЧЕТВЁРТОГО. Всего сцен в нем – десять:
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года
Сцена 1. Моисей.
Сцена 2. Храм.
Сцена 3. Мастерская.
Сцена 4. Солнечный день.
Сцена 5. Мир у разлива рек.
Сцена 6. С Ним.
Сцена 7. Снова гадалка.
Сцена 8. Призыв к поэту.
Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
Сцена 10.Блуждание по мирам.
*
К данной сцене относиться шесть стихотворений:
2.«Бегут неверные дневные тени…» ( http://www.proza.ru/2017/12/12/1050 )
Храм, у стен которого «Я озарен — я жду твоих шагов»
3.«Сгущался мрак церковного порога…» ( http://www.proza.ru/2017/12/12/1055 )
Храм, как оазис для странников
4.«Высоко с темнотой сливается стена…» ( http://www.proza.ru/2017/12/12/1060 )
Вставка другим почерком: в храме ждут – тебя, именно тебя.
5. «Там, в полусумраке собора…» ( http://www.proza.ru/2017/12/13/1136 )
Встреча в Храме.
6. «Мы преклонились у завета…» ( http://www.proza.ru/2017/12/13/1141 )
Встреча в Храме и «На праздник мой спустился Кто-то / С улыбкой ласковой Жены»
7. «Я укрыт до времени в приделе…» ( http://www.proza.ru/2017/12/13/1152 )
Следствие встречи: «растут великие крыла».
Свидетельство о публикации №217121301141