Блок. Мы преклонились у завета... Прочтение

6. «Мы преклонились у завета…»






                Мы преклонились у завета,
                Молчаньем храма смущены.
                В лучах божественного света
                Улыбка вспомнилась Жены.

                Единодушны и безмолвны,
                В одних лучах, в одних стенах,
                Постигли солнечные волны
                Вверху — на тёмных куполах.

                И с этой ветхой позолоты,
                Из этой страшной глубины
                На праздник мой спустился Кто-то
                С улыбкой ласковой Жены.
                18 января 1902.
                Исаакиевский собор










Блок. Из примечаний к первой книге «Собрания стихотворений» 1911-ого года: 
     «Точно указано время и место писания под стихотворениями, которые я хочу подчеркнуть».

     Последнее из пяти “храмовых” стихотворений. Напомню: биографический исток всех  «храмовых стихов» – встречи в  церквях Блока с Л.Д.

Из воспоминаний Л.Д.:
     «В сумерки октябрьского дня  я шла по Невскому к Собору и встретила Блока. Мы пошли рядом. Я рассказала, куда иду и как все это вышло. Позволила идти с собой. Мы сидели в стемневшем уже соборе на каменной скамье под окном, близ моей Казанской. То, что мы тут вместе, это было больше всякого объяснения. Мне казалось, что я явно отдаю свою душу, открываю доступ к себе.
     Так начались соборы, сначала Казанский, потом и Исаакиевский».

     А дальше будет...

Из воспоминаний Л.Д.:
     «И тем не менее в январе (29-го) я с Блоком порвала».

Блок. Из дневников:
     «Это уже лучше и не вспоминать и не напоминать. Это было 29 января…»

     Но это будет позже, это будет больше, чем через неделю, а пока 18 января 1902 в  Исаакиевский соборе…

                Единодушны и безмолвны,
                В одних лучах, в одних стенах,
                Постигли солнечные волны
                Вверху — на тёмных куполах.

Блок. Из дневников, последние  строки из воспоминаний лета 902-года о прошедшей зиме:
     «…Стало поздно, вышли, опять пошептались монашки…  Еще с моста смотрели закат, но Вам уже не хотелось остановиться. Это было В ПОСЛЕДНИЙ РАЗ [выделено Блоком].  Кто-то видел нас… Для Вас — мимолетность. Но чтобы я когда-нибудь забыл что-нибудь из этого — для этого нужно что-нибудь совсем необыкновенное, притом того же порядка».

     «Кто-то видел нас»:

                На праздник мой спустился Кто-то
                С улыбкой ласковой Жены.

     – «Мы преклонились у завета, ~ Улыбка вспомнилась Жены...» – вспомнилось, очевидно (из дневников 18-ого года): «В конце января [1901 года] и начале февраля (еще – синие снега около полковой церкви, – тоже к вечеру) явно является Она. Живая же оказывается Душой Мира (как определилось впоследствии), разлученной, плененной и тоскующей…» - тут – явление “Жены”.
     Чуть дальше: «Я встретил ее ["ее" - с маленькой буквы - это не Душа Мира, это Л.Д.] здесь, и ее земной образ, совершенно ничем не дисгармонирующий с неземным…
     …Тогда же мне хотелось ЗАПЕЧАТАТЬ[выделено Блоком] мою тайну, вследствие чего я написал зашифрованное стихотворение, где пять изгибов линий означали те улицы, по которым она проходила»  – то есть тут тоже речь о Любови Дмитриевной. Это ее образ совершенно не дисгармонирует с неземным.
     Так и в исходном стихотворении герой смотрит на свою спутницу, и она напоминает ему неземную Жену.
     Но напомню, что “храм” в СПД  у Блока – («С черной, выспренней загадкой,//С воскуреньями богам») – какой угодно, но не христианский.


Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
«
     Входящий в состав "московского собрания" автограф (ГЛМ), видимо, был послан Блоком в письме к Соловьевым, полученном ими в апреле 1902  г. …  По получении письма С. Соловьев, с характерных для него в это время догматически православных позиций, подверг стихотворение резкой критике, хотя и признал его художественно "могучим", "одним из самых пронзительных": «Жена, смеющаяся из ветхой позолоты, – гениально. Но знаешь, кто она, по моему твердому убеждению? Не "Дева Радужных Ворот"! Отнюдь( ... ) Поэты – цари земные. В писании сказано, что они будут блудодействовать с великою блудницей. Все сбывается».
   
     "Дева Радужных Ворот" – гностический термин, для Вл. Соловьева, а вслед за ним для Блока – одно из наименований "Вечной Женственности".
     "Великая блудница" – образ Апокалипсиса.
   
     В рецензии Х. (З. Гиппиус) )  [стихотворение]  приводится как пример изображения встречи "рыцаря" и Прекрасной Дамы.

     – «Мы преклонились у завета ...» - т.е. преклонили колени перед    с лежащим на нем "заветом" (Библией).
                »
     Впервые: I1. С. 31, в отделе "Неподвижность".
     Публикации: I2. С. 94, "18 января 1902. Исаакиевский Собор"; I3. С. 135, "18 января. Исаакиевcкий собор" и I4. С. 111, "18 января. Исаакиевекий собор"– в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. С. 112.
                »

     С моей точки зрения прав С. Соловьев, а не З. Гиппиус. Потому что для Л.Д. все эти храмовые встречи были средством подтолкнуть Блока к большей определенности, решительности – например, чтоб он под покровом “сумерек” хотя бы взял её за руку, то есть - к “блуду”. А для тех, кто её направлял – это было бы отвлечением поэта от миссии, чтобы в Л.Д. Блок увидел не аватару Лучезарной – а просто хорошенькую, любимую девушку.
     "Все сбывается" - я читаю, как "в стихах сбывается всё". И сбудется.

А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
     «
     Между 4 и 5: (5-8)               [То было смутное паренье,
                Слиянье неба и земли,
                И молодое окрыленье
                Души, смеющейся вдали.]
     »

     Ср.
Ал. Блок. Из дневника 18-ого года о весне-лете 901-ого:
     «
     …На помощь призывается: 1) всемогущая сила бога и 2) «умо-сердечное» – Афина и Эрос…  едва ли не предвестие той адской провокации с двойниками внутри, которая потом погубит), то есть соединение сил духовных с телесными.
     »

     То есть к 1918 году Блок придет к выводу, что «соединение сил духовных с телесными» – «Слиянье неба и земли» – это предвестие “адской провокации”. Еще раз подчеркну, что у Блока “метафоры” практически отсутствуют. И “адская” – это не синоним “нечестивая” или “страшная”, а точный термин – провокация хозяев Ада.


*
*
 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя”.
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей».

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма.
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
              IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко второй сцене ЧЕТВЁРТОГО. Всего сцен в нем – десять:


                IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года

         Сцена 1.  Моисей.
                Сцена 2. Храм.
         Сцена 3. Мастерская.
         Сцена 4. Солнечный день.
         Сцена 5. Мир у разлива рек.
         Сцена 6. С Ним.
         Сцена 7. Снова гадалка.
         Сцена 8. Призыв к поэту.
         Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
         Сцена 10.Блуждание по мирам.

*
К данной сцене относиться шесть стихотворений:
     2.«Бегут неверные дневные тени…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/12/1050 )
     Храм, у стен которого «Я озарен — я жду твоих шагов»
     3.«Сгущался мрак церковного порога…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/12/1055 )   
Храм, как оазис для странников
     4.«Высоко с темнотой сливается стена…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/12/1060 )
Вставка другим почерком: в храме ждут  – тебя, именно тебя.
     5. «Там, в полусумраке собора…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/13/1136 )   
Встреча в Храме.
                6. «Мы преклонились у завета…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/13/1141 )
                Встреча в Храме и «На праздник мой спустился Кто-то / С улыбкой ласковой Жены»
     7. «Я укрыт до времени в приделе…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/13/1152 )
Следствие встречи: «растут великие крыла».


Рецензии