Пьер Абеляр - понимать, чтобы верить

Один из крупнейших средневековых западно-европейских философов XI века Пьер Абеляр больше известен читателю историей любви с Элоизой, но философа оценивают отнюдь не по этому эпизоду. Человек очень непростого характера, неуживчивого и страстного, он был, прежде всего, выдающимся диалектиком и теологом.


Его бойцовский склад характера приводил  к тому, что везде, где бы он ни оказывался, Пьер Абеляр наживал себе множество врагов и по этой причине кочевал из одного монастыря в другой, из одного города - в другой. Однако, справедливости ради, надо сказать, что  не только тяжелый и трудный в общежитии характер были тому причиной, но главным образом - его учение, за которое его критиковали, а католическая церковь причислила Абеляра к еретикам и он чуть не оказался  в тюрьме.


Оригинальный и чрезвычайно одаренный Пьер Абеляр поднял интеллектуальную планку философствования на совершенно иной уровень: он разработал собственный метод развития мышления. Ставя рядом два противоречащих библейских или теологических утверждения и никак их не гармонизируя, он побуждал  учеников ставить проблемы и пытаться их решить, что чрезвычайно стимулировало мышление юных теологов.


Пьер Абеляр был сторонником веры просвещенной, а не слепой, а это в наше время чрезвычайно актуально и лично мне очень импонирует, т.к. сплошь и рядом сталкиваешься с нежеланием просвещаться вообще, и в вере - в частности. Вера для многих превратилась в некий магический ритуал, который надо периодически повторять. Одна из самых интересных в этом отношении книг теолога трактат «Да и Нет».


В вопросах этики, изложенной в книге Познай самого себя, Пьер Абеляр уверен, что важны не действия сами по себе, а намерения тех, кто их выполняет. Действия можно оценить как хорошие или дурные только когда узнаешь, с какой целью они предприняты.


Известна, например, притча о строителях, в которой рассказывается, как три человека несут камни  в гору, но на вопрос, что они делают, один сказал: «Строю храм», другой – «Зарабатываю на хлеб», а третий – «Выполняю нудную работу». Внешне действия всех троих одинаковы и потому ни о чем  не говорят и ничего не добавляют к характеристике людей, но их внутренняя мотивация совершенно различна и имеет определяющее значение.


Более подробно об истории жизни, любви к Элоизе и о философской системе Пьера Абеляра поговорим в следующий раз, а сегодня ограничимся этим кратким введением и афоризмами одного из самых сильных умов средневековой философии.abeljar2


Абсолютная нравственность: запрещено всё.


Не мнения людей, а доводы разума — вот универсальная формула поиска истины.


Надобно хранить истину в тайне, дабы избежать ее опошления.


Всякое знание - благо и не может быть враждебно Верховному благу.


Вера, не просветленная разумом, недостойна человека.


Не верить, чтобы понимать, а понимать, чтобы верить.


Логика оттолкнула от меня мир.


Нельзя уверовать в то, чего предварительно не понял.


Есть правила без исключений, как, например: в любом философском обсуждении авторитет ставится на последнее место или совсем не принимается во внимание.


Благополучие всегда делает глупцов надменными, а беззаботное мирное житье ослабляет силу духа и легко направляет его к плотским соблазнам.


Грешен лишь тот, кто осознает свой грех.


Если после учений философов мы станем обсуждать их жизнь, то обнаружим у них правила истинной религии. Как и апостолы, они умели отрешаться от всего. Кто сравнится с Диогеном в презрении к миру?


Нынешние школы никчемны по результату. Преподается только умение складывать слова без понимания, как будто для овец важнее блеять, чем кормиться.


Женитьба — это помеха для философских занятий. Что общего между учениками и челядью, аналоем для письма и люлькой, между книгами или таблицами и прялкой, грифелем или пером и веретеном? Кто, наконец, погрузившись в богословские или философские размышления, может вытерпеть детский плач, колыбельные песни кормилиц, суетливую толпу домашних слуг и служанок? Кто в состоянии переносить эту постоянную нечистоплотность младенцев?


Любовь — одно из тех зол, которое невозможно скрывать; одного слова, одного неосторожного взгляда и даже молчания достаточно, чтобы выдать его.


Никто не познает точно добродетели, если не имеет понятия о пороке, в особенности, когда некоторые пороки до такой степени близки к добродетели, что легко обманывают своим подобием.


Одно дело - лгать, другое - заблуждаться в речах и отступать от истины в словах в силу заблуждения, а не злого умысла.


То, чем мы грешим в молодости, приходится искупать в старости.


Человеческие чувства часто сильнее возбуждаются или смягчаются примерами, чем словами.


Я уже не настолько юн, чтобы знать всё на свете.


Язык порождается мышлением и порождает мышление.


Не следует приписывать злому умыслу или считать за грех всё, что говорится для некоторого назидания по причине любви.


Иной человек изумительно владеет речью, но она крайне бедна содержанием и лишена мысли. Зажигая огонь, он наполняет свой дом дымом, а не озаряет его светом.


Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/per-abelyar/


Рецензии
Очень интересная статья! Спасибо.

Влада Галина   20.04.2023 12:03     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.