Блок. И нам недолго любоваться... Прочтение

8. «И нам недолго любоваться…»






                И нам недолго любоваться
                На эти, здешние, пиры:
                Пред нами тайны обнажатся,
                Возблещут дальные миры.
                Январь 1902





     Если смотреть на это стихотворение с нашего, земного, берега – оно о смерти. Оно о готовности к самоубийству. А если о жалком земном крае забыть – то видишь мастера теургии выглянувшего в окошко, полюбовавшегося на пир заката и вернувшегося к своим книгам, своим ретортам, к своему последнему опыту –  к великому эксперименту, к актированию… Ведь еще одно заклинание, еще один ритуал и…            
                "Возблещут дальные миры"

Л.Д. Из неотправленного письма:
     «Вы навоображали обо мне всяких хороших вещей и за этой фантастической фикцией…   
     …Но Вы продолжали фантазировать и философствовать... Ведь я даже намекала Вам: "надо осуществлять"...»

     Ему намекнули, его подтолкнули, и он приступил к осуществлению – от философии к практике.

Блок. Из неотправленного письма Любови Дмитриевне:
     «То, что произошло сегодня, должно переменить и переменило многое из того, что недвижно дожидалось случая три с половиной года. ВСЯКАЯ ТЕОРИЯ ПЕРЕШЛА В НЕПОСРЕДСТВЕННУЮ ПРАКТИКУ [выделено Блоком], к несчастью для меня, трагическую. Теперь передо мною впереди только чистая Вы и, — простите за сумасшедшие термины по отношению к Вам, — неподвижное Солнце Завета. Моя жизнь, т. е. способность жить, немыслима без исходящего от Вас ко мне некоторого непознанного, а только еще смутно ощущаемого мной Духа».

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     В Т2 [] на полях помета карандашом: "III-я строфа (см. № 341 и 342)". Под номерами 341 и 342 в Т2 (л. 189) четверостишия с общей датировкой "Август" (1902): "Тебя я встречу где-то в мире ... " и "В чужбину по гудящей стали ... ".
[
                «Тебя я встречу где-то в мире,
                За далью каменных дорог.
                На страшном, на последнем пире
                Для нас готовит встречу бог.
                Август 1902»

               «В чужбину по гудящей стали
               Лечу, опомнившись едва,
               И, веря обещаньям дали,
               Твержу вчерашние слова.
                Август 1902»
]
     В 1914 г. при подготовке сборника ЗГПД  [ЗГПД – Блок А. За гранью прошлых дней: Стихотворения. Пб., 1920.] Блок провел правку этих трех четверостиший и соединил их в одно стихотворение "В чужбину по гудящей стали ... ", в котором четверостишие "И нам недолго любоваться ... " стало заключительной строфой (см. т. 4 наст.изд.).
     »
 
*
*

 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.

              IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
   
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко третьей сцене ЧЕТВЁРТОГО раздела. Всего сцен в нем – десять:


                IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года

         Сцена 1.  Моисей.
         Сцена 2. Храм.

                Сцена 3. Мастерская.

         Сцена 4. Солнечный день.
         Сцена 5. Мир у разлива рек.
         Сцена 6. С Ним.
         Сцена 7. Снова гадалка.
         Сцена 8. Призыв к поэту.
         Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
         Сцена 10.Блуждание по мирам.

*
         Сцена третья. Мастерская.

                8. «И нам недолго любоваться…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/14/1111 )
                Готовность к Великому Опыту.

9. «Уходит день. В пыли дорожной…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/14/1116 )      
…который «свершится… в пыли дорожной,/ в лучах закатных» – вечным  летом на «месте свершения», у Боблово.
10. «Сны раздумий небывалых…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/14/1123 )
Но мысли о «Владычице Вселенной» сбивают мысли, сбивают настроение, сбивают готовность к Акту.
*


Рецензии