Блок. Уходит день. В пыли дорожной... Прочтение

9. «Уходит день. В пыли дорожной…»





                Уходит день. В пыли дорожной
                Горят последние лучи.
                Их красный отблеск непреложно
                Слился с огнем моей свечи.

                И ночь моя другой навстречу
                Плывет, медлительно ясна.
                Пусть красный отблеск не замечу, —
                Придет наверное она.

                И всё, что было невозможно
                В тревоге дня, иль поутру,
                Свершится здесь, в пыли дорожной,
                В лучах закатных, ввечеру.
                1 февраля 1902




     «…Тут же закаты брезжат видениями, исторгающими слезы, огонь и песню…»
                Ал. Блок. Дневники 18 года о весне 1901

     «В 1900 – 1901 годах "символисты" встречали зарю; их логические объяснения факта зари были только гипотезами оформления данности; гипотезы – теории символизма; переменялись гипотезы; факт – оставался: заря восходили и ослепляла глаза; в ликовании видящих побеждала уверенность....»
                Андрей Белый. «Воспоминания о Блоке»
    
     «Закаты того года, столь известные и по стихам Блока, и по Андрею Белому, я переживала ярко.»
                Л. Д. Блок. «И быль и небылицы о Блоке и о себе»


 
     -  «…Придет наверное она»  – это не в нашем XXI-ого века прочтении слова "наверное" – не «может быть», это из XIX-ого столетия – «наверняка».

     Имеем продолжение предыдущего стихотворения, короткой предыдущей главки:  «моя свеча» – это из «моей» кельи, «моего» скита, «моей» лаборатории. И освещает она  – видение? изображение?  экран? – и на нем пыльная дорога, закат. И… Из сумеречности зимнего Питера в шахматовское лето! («И ночь моя другой навстречу // Плывет» – это намек на всем известное:

                И, не пуская тьму ночную
                На золотые небеса,
                Одна заря сменить другую
                Спешит, дав ночи полчаса.
                Пушкин. «Медный всадник».)

 Туда – в Мистическое лето! Туда, где, казалось, было возможно всё!

                И всё, что было невозможно
                В тревоге дня, иль поутру,
                Свершится здесь, в пыли дорожной,
                В лучах закатных, ввечеру.
 
     Летняя пыльная дорога  узнаваема –  он нашел «место свершения» во время своих блужданий вокруг Боблово.
     Повторю строку из  его неотправленного письма Любови Дмитриевне (от 29 января 1902 г.): «Всякая теория перешла непосредственно в практику…» – что должно было на этом месте свершения свершиться - свершится!

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
 «
     В Т2 [Тетради  беловых автографов. Вторая тетрадь: "Посвящения. Стихи о Прекрасной Даме. Стихотворения (363) Ал. Блока. ] ст. 9-12 отчеркнуты красным карандашом.
»
 

 



*
*

 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.

              IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
   
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко третьей сцене ЧЕТВЁРТОГО раздела. Всего сцен в нем – десять:


                IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года

         Сцена 1.  Моисей.
         Сцена 2. Храм.

                Сцена 3. Мастерская.

         Сцена 4. Солнечный день.
         Сцена 5. Мир у разлива рек.
         Сцена 6. С Ним.
         Сцена 7. Снова гадалка.
         Сцена 8. Призыв к поэту.
         Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
         Сцена 10.Блуждание по мирам.

*
         Сцена третья. Мастерская.

8. «И нам недолго любоваться…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/14/1111 )
Готовность к Великому Опыту.

                9. «Уходит день. В пыли дорожной…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/14/1116 )      
                …который «свершится… в пыли дорожной,/ в лучах закатных» – вечным  летом на «месте свершения», у Боблово.
10. «Сны раздумий небывалых…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/14/1123 )
Но мысли о «Владычице Вселенной» сбивают мысли, сбивают настроение, сбивают готовность к Акту.
*
 


Рецензии