Блок. Сны раздумий небывалых... Прочтение

10. «Сны раздумий небывалых…»






                Сны раздумий небывалых
                Стерегут мой день.
                Вот видений запоздалых
                Пламенная тень.

                Все лучи моей свободы
                Заалели там.
                Здесь снега и непогоды
                Окружили храм.

                Все виденья так мгновенны —
                Буду ль верить им?
                Но Владычицей вселенной,
                Красотой неизреченной,
                Я, случайный, бедный, тленный,
                Может быть, любим.

                Дни свиданий, дни раздумий
                Стерегут в тиши…
                Ждать ли пламенных безумий
                Молодой души?

                Иль, застывши в снежном храме
                Не открыв лица,
                Встретить брачными дарами
                Вестников конца?
                8 февраля 1902





  (Напомню: биографический исток всех  «храмовых стихов» – встречи в  церквях Блока с Л.Д.

Из воспоминаний Л.Д.:
     «В сумерки октябрьского дня  я шла по Невскому к Собору и встретила Блока. Мы пошли рядом. Я рассказала, куда иду и как все это вышло. Позволила идти с собой. Мы сидели в стемневшем уже соборе на каменной скамье под окном, близ моей Казанской. То, что мы тут вместе, это было больше всякого объяснения. Мне казалось, что я явно отдаю свою душу, открываю доступ к себе.
Так начались соборы, сначала Казанский, потом и Исаакиевский».

Блок. Из дневников:
     «…вошли во внутрь. Тихонько пошептались у дверей монашки… В соборе почти никого не было.…Потом мы сидели на дубовой скамье в противоположной от алтаря части, ближе к Почтамтской…. Стало поздно, вышли, опять пошептались монашки» )
               
Блок. Из неотправленного письма:   
      «И вдруг, страшно редко, — но ведь было же и это! — тонкое слово, легкий шепот, крошечное движение, может быть, мимолетная дрожь, — или все это было, лучше думать, одно воображение мое.»

                Все виденья так мгновенны —
                Буду ль верить им?
                Но Владычицей вселенной,
                Красотой неизреченной,
                Я, случайный, бедный, тленный,
                Может быть, любим…

     В рамках сюжета СПД:  теург был готов к Акту. Но  «пламенная тень» отвлекла его. И теперь он в сомнениях:

                Ждать ли пламенных безумий
                Молодой души?

                Иль, застывши в снежном храме
                Не открыв лица,
                Встретить брачными дарами
                Вестников конца?


Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:

      Пометы в Т2 [Тетради  беловых автографов. Вторая тетрадь: "Посвящения. Стихи о Прекрасной Даме. Стихотворения (363) Ал. Блока.] "Свободно ли от декадентства? и «???» с накл(оном) к просветл(ению)"  –  связаны с размышлениями поэта (возможно, навеянными упомянутым письмом С. Соловьева) о том, что в стихотворении отразились эмоции не только "небесной", но и "земной", чувственной любви ("пламенных безумий”…) «???» – греч. транскрипция имени Исиды – египетской богини плодородия, воды и ветра, символа женственности и семейной верности, которая в  раннехристианской мистической литературе истолковывалась как воплощение чувственности.
     Такое понимание было поддержано в сознании Блока стихотворением Вл. Соловьева "Das Ewig-Weibliche" (1898), где "Вечная Женственность" ("Дева Радужных Ворот") противопоставлена "Изиде трехвенечной”.»

Приведу отрывок из указанного стихотворения:


                «…Знайте же: вечная женственность ныне
                В теле нетленном на землю идет.
                В свете немеркнущем новой богини
                Небо слилося с пучиною вод.
 

                Всё, чем красна Афродита мирская,
                Радость домов, и лесов, и морей,—
                Всё совместит красота неземная
                Чище, сильней, и живей, и полней.
                Владимир Соловьев»

Сравните со стихотворением Блока:

                Небесное умом не измеримо,
                Лазурное сокрыто от умов.
                Лишь изредка приносят серафимы
                Священный сон избранникам миров.

                И мнилась мне Российская Венера,
                Тяжелою туникой повита,
                Бесстрастна в чистоте, нерадостна без меры,
                В чертах лица – спокойная мечта.

                Она сошла на землю не впервые,
                Но вкруг нее толпятся в первый раз
                Богатыри не те, и витязи иные…
                И странен блеск ее глубоких глаз…
                29 мая 1901. С. Шахматово

     Л.Д. всегда была искусом для “провидца и обладателя тайны”, искусом и ложной целью. «Всё в облике одном предчувствую Тебя…» – она была ложным обликом.

     – «Все виденья так мгновенны — // Буду ль верить им…» – на первый взгляд – здесь о неуверенности. А по факту – это свидетельство, что “виденья” – были!

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     Публикации: I1. С. 32-33 в отделе "Неподвижность"; I2. С. 96, "Февраль 1902"; I3. С. 137 и I4. С. 113 – в цикле СПД в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. С. 114.
     [
     I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904  (тит. л. 1905).]
     l2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
     I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
     I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
     I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
     ]

Другие редакции и варианты

     – «Исполненье всех заветов // Для меня в ночи ...» (Т2 ) – т.е. [исполнение] объединено с  представлением о земной смерти лирического героя.
     [
     С моей точки, зрения «Исполненье всех заветов» – это исполнение его личного завета, личного “договора”, личной миссии – пробудить Тебя, ввести Тебя в наш мир, в нашу реальность, а его личная смерть – едва ли не необходимое на то условие и главный на то инструмент. 
     ]
     »

*
*

 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.

              IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
   
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко третьей сцене ЧЕТВЁРТОГО раздела. Всего сцен в нем – десять:


                IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года

         Сцена 1.  Моисей.
         Сцена 2. Храм.

                Сцена 3. Мастерская.

         Сцена 4. Солнечный день.
         Сцена 5. Мир у разлива рек.
         Сцена 6. С Ним.
         Сцена 7. Снова гадалка.
         Сцена 8. Призыв к поэту.
         Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
         Сцена 10.Блуждание по мирам.

*
         Сцена третья. Мастерская.

8. «И нам недолго любоваться…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/14/1111 )
Готовность к Великому Опыту.
9. «Уходит день. В пыли дорожной…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/14/1116 )      
…который «свершится… в пыли дорожной,/ в лучах закатных» – вечным  летом на «месте свершения», у Боблово.

                10. «Сны раздумий небывалых…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/14/1123 )
                Но мысли о «Владычице Вселенной» сбивают мысли, сбивают настроение, сбивают готовность к Акту.
*


Рецензии