Блок. На весенний праздник света... Прочтение

11. «На весенний праздник света…»









                На весенний праздник света
                Я зову родную тень.
                Приходи, не жди рассвета,
                Приноси с собою день!
               
                Новый день — не тот, что бьется
                С ветром в окна по весне!
                Пусть без умолку смеется
                Небывалый день в окне!

                Мы тогда откроем двери,
                И заплачем, и вздохнем,
                Наши зимние потери
                С легким сердцем понесем…
                8 февраля 1902










     В переводе на русский, все это означает: лета хочется! Вокруг поэта – «трагическая практика», его только что ни с того, ни с его  бросила любимая. Бросила, когда, казалось бы, начало, наконец-то, что-то налаживаться, когда она, наконец, начала открывать ему что-то свое, личное, сокровенное. И вот после этого она:   «…боюсь, что нас видели на улице вместе, что мне это неудобно. Ледяным тоном "Прощайте" – и ушла».
     Ей  – он пишет страшные письма, себе – страшные строки: «В экстазе — конец. Реши обдуманно заранее, что тебе нужно умереть. Приготовь револьвер или веревку».   
     А вечности…
     А в вечности будет:

                Наши зимние потери
                С легким сердцем понесем.

     В вечности герой книги «Стихи о Прекрасной Даме» совсем забывает о ритуале и радуется уже недалекой  весне.


     - «На весенний праздник света // Я зову родную тень… ~ Небывалый день...» - воспоминание о Твоем явлении в почти ровно год назад: «В конце января и начале февраля явно является Она. Живая же оказывается Душой Мира...— и Она уже в дне, т,е. за ночью, из которой я на нее гляжу...В таком состоянии я встретил Любовь Дмитриевну на Васильевском острове... И ее земной образ, совершенно ничем не дисгармонирующий с неземным, вызвал во мне ту бурю торжества, которая заставила меня признать, что #ее легкая тень пронесла свои благие исцеленья моей душе, полной зла и близкой к могил#(выделено Блоком)»(из дневнико в 18 года).


Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     Публикации: I5. С. 114 -115. В другие издания не входило.
     Блок предполагал включить стихотворение в I4, но затем вычеркнул его в корректуре.
     [
     I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
     I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
     ]
     »

*
*

 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя”.
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей».

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма.
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.

              IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
   
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко третьей сцене ЧЕТВЁРТОГО раздела. Всего сцен в нем – десять:


                IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года

         Сцена 1.  Моисей.
         Сцена 2. Храм.
         Сцена 3. Мастерская.

                Сцена 4. Солнечный день.

         Сцена 5. Мир у разлива рек.
         Сцена 6. С Ним.
         Сцена 7. Снова гадалка.
         Сцена 8. Призыв к поэту.
         Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
         Сцена 10.Блуждание по мирам.

*
           Сцена четвёртая. Солнечный день.

     11. «На весенний праздник света…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/15/1109 )
     Утро. Желание весны.

      12. «Ты была светла до странности…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/15/1118 )
День. «Небывалый знак весны».

13. «Не поймут бесскорбные люди…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/15/1126 )
День. Пути весны.
14. «Сны безотчетны, ярки краски…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/16/1137 )
Закат.


Рецензии