Блок. Ты была светла до странности... Прочтение

12. «Ты была светла до странности…»






                Ты была светла до странности
                И улыбкой — не проста.
                Я в лучах твоей туманности
                Понял юного Христа.
                Проглянул сквозь тучи прежние
                Яркий отблеск неземной.
                Нас колышет безмятежнее
                Изумрудною волной.
                Я твоей любовной ласкою
                Озарен — и вижу сны.
                Но, поверь, считаю сказкою
                Небывалый знак весны.
                8 февраля 1902


     – «Ты была светла до странности // И улыбкой – не проста…» – то есть, что означала её улыбка Блок не понял.

     - «Я твоей любовной ласкою / Озарен…», –  что у них случилось на дубовой скамье в Исаакиевском соборе? Соприкоснулись колени – и она не отодвинулась? Соприкоснулись ладони – и она не убрала свою? Было «крошечное движение, может быть, мимолетная дрожь». Или она  – не убрала  колени, ладонь – она придвинула? А когда он остолбенел, застыл, не решился на ответное – когда он не отреагировал, она – «нежная, холеная старинная девушка» – вспоминая это: я навязывалась ему?! – и решила: все, с меня хватит!
     А что случилось у него    «8 февраля 1902 года»? Третье стихотворение за день! Или просто после месячной питерской хмари – «Небывалый день в окне!» В окне – солнце, а в душе – «видений…» – воспоминаний! – «…пламенная тень»:

                "Но Владычицей вселенной,
                Красотой неизреченной,
                Я, случайный, бедный, тленный,
                Может быть, любим…"

     Или…
     Блок:  «… Это было 29 января, — а уж 7 февраля — полегче…».
     29 января он, как сказано в одной  статье, «он подстерег ее на Невском»… Попробовал бы  автор  сам «подстеречь» свою девушку на четырех с половиной верстах двух тротуаров Невского проспекта! Но для Блока и Л.Д.  это было   в обыденность…  Они столкнулись, и она:  «…я с Блоком порвала… Ледяным тоном "Прощайте" – и ушла.»
     А  7 февраля? Накануне этих трех стихотворений? Еще одна «случайная» встреча?

                Ты была светла до странности
                И улыбкой — не проста"

     И она просто прошла мимо с “непростой” улыбкой, заледенев в своей “извечной суровости”, показательно "не заметив его" даже «Здравствуйте», не проронила? После чего он:
 
                …в лучах твоей туманности
                Понял юного Христа."

     Юный Христос однажды должен был понять, осознать: ему – мальчику, ему – сыну  плотника, предстоит своей жизнью, своей смертью  изменить мир. И принять это.
     И юный Блок его понял.

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
      «
      По-видимому, вызвано впечатлениями от, встречи Блока с Л.Д. Менделеевой, описанной в письме поэта  [неотосланном] от 29 августа 1902 г.: "7 февраля – полегче. Это было необыкновенно, кажется, очень важно, разумеется, для меня. Для Вас – мимолетность. Но чтобы я когда-нибудь забыл что-нибудь из этого ( ... ),– для этого нужно что-нибудь совсем необыкновенное, притом того же порядка".
     [
     “для Вас – мимолетность.” – В своих воспоминаниях, что произошло 29 января – Л.Д. опишет, а про вторую дату – умолчит: чего, мол, про эту ерунду вспоминать?
     ]

     – «Я в лучах твоей туманности // Понял юною Христа.» – Героиня цикла, ранее сопоставленная с солнцем, сближается с новозаветной символикой Христа как Солнца (ср.: Мф. XVII, 2; Деян. XXVI, 13 и 15-16 и др.).
     »



*
*

 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.

              IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
   
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко третьей сцене ЧЕТВЁРТОГО раздела. Всего сцен в нем – десять:


                IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года

         Сцена 1.  Моисей.
         Сцена 2. Храм.
         Сцена 3. Мастерская.

                Сцена 4. Солнечный день.

         Сцена 5. Мир у разлива рек.
         Сцена 6. С Ним.
         Сцена 7. Снова гадалка.
         Сцена 8. Призыв к поэту.
         Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
         Сцена 10.Блуждание по мирам.

*
           Сцена четвёртая. Солнечный день.

11. «На весенний праздник света…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/15/1109 )
Утро. Желание весны.

                12. «Ты была светла до странности…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/15/1118 )
                День. «Небывалый знак весны.»

13. «Не поймут бесскорбные люди…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/15/1126 )
День. Пути весны.
14. «Сны безотчетны, ярки краски…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/16/1137 )
Закат.


Рецензии