Блок. Не поймут бесскорбные люди... Прочтение

13. «Не поймут бесскорбные люди…»





                Не поймут бесскорбные люди
                Этих масок, смехов в окне!
                Ищу на распутьи безлюдий,
                Веселий — не надо мне!
               
                О, странно сладки напевы…
                Они кажутся так ясны!
                А здесь уже бледные девы
                Уготовали путь весны.

                Они знают, что мне неведомо,
                Но поет теперь лишь одна…
                Я за нею — горящим следом —
                Всю ночь, всю ночь — у окна!
                10 февраля 1902






            Не поймут бесскорбные люди
            Этих масок, смехов…

–  людям, у которых нет блоковского отчаяния (с ним только что порвала любимая – Любовь Дмитриевна), не понять, как режут сердце их “смехи” и вежливые маски их лиц. А “я” не как они, я:

           …Ищу на распутьи безлюдий,
            Веселий – не надо мне.

Не нужно? Но…

           О, странно сладки напевы…
           Они кажутся так ясны!

И к тому же:

           А здесь уже бледные девы
           Уготовали путь весны.

Это те самые, про которых он упоминал год назад:

          «…Дочь блаженной стороны
           Из родимого чертога
           Гонит призрачные сны,
           И в полях мелькает много
           Чистых девственниц весны.
                23 апреля 1901»

     В мифологеме Блока ему предстояло разбудить Лучезарную Подругу, и в этих строках “Дочь блаженной стороны” – пытается сама проснуться и гонит от себя “сны” – которые “чистыми девственницами весны” разлетаются по “полям”.

     – «…путь весны» – путь к лету. Когда он с Л.Д. будет на расстоянии 7 км (Шахматово – Боблово). И когда он на Мальчике (его конь) приедет, и она не сможет его “не заметить”! И всё будет, как прошлым летом – Мистическим летом!


     – «Всю ночь, всю ночь – у окна!» –

М.А. Бекетова – младшая сестра матери Александра Блока. Из воспоминаний:
     «Александра Андреевна с сыном переехала [в 1889 г.] на новую квартиру, в казармы лейб-гренадерского полка. Казармы эти — на Петербургской стороне, на набережной Невки, близко от Ботанического сада. Здесь Блок прожил лет пятнадцать. Он любил это место. Оно живописно по-своему...

[“Казармы” – отнюдь не солдатские. Ныне это дорогой отель.]
 
     «… Невка здесь очень широка, из окон казармы были видны на противоположном берегу огромные фабрики с трубами, а по реке весной и до глубокой осени сновали пароходы, барки, ялики, катера...»

     В феврале ни пароходов, ни барок, конечно, не было, и вряд ли, по Петроградской набережной(в 1902 году она была еще "Петербургская") - «всю ночь, всю ночь!»  – бродили «бледные девы».
     …Всё-таки это «небывало»: такое отчаяние в реальности и такое жадное ожидание весны в стихах.

*
иллюстрация: вид на "казармы" с другой стороны Невки

*
*

 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.

              IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
   
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко третьей сцене ЧЕТВЁРТОГО раздела. Всего сцен в нем – десять:


                IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года

         Сцена 1.  Моисей.
         Сцена 2. Храм.
         Сцена 3. Мастерская.

                Сцена 4. Солнечный день.

         Сцена 5. Мир у разлива рек.
         Сцена 6. С Ним.
         Сцена 7. Снова гадалка.
         Сцена 8. Призыв к поэту.
         Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
         Сцена 10.Блуждание по мирам.

*
           Сцена четвёртая. Солнечный день.

11. «На весенний праздник света…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/15/1109 )
Утро. Желание весны.
12. «Ты была светла до странности…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/15/1118 )
День. «Небывалый знак весны.»

               13. «Не поймут бесскорбные люди…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/15/1126 )
               День. Пути весны.


14. «Сны безотчетны, ярки краски…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/16/1137 )
Закат.


Рецензии