Блок. Не поймут бесскорбные люди... Прочтение
Не поймут бесскорбные люди
Этих масок, смехов в окне!
Ищу на распутьи безлюдий,
Веселий — не надо мне!
О, странно сладки напевы…
Они кажутся так ясны!
А здесь уже бледные девы
Уготовали путь весны.
Они знают, что мне неведомо,
Но поет теперь лишь одна…
Я за нею — горящим следом —
Всю ночь, всю ночь — у окна!
10 февраля 1902
Не поймут бесскорбные люди
Этих масок, смехов…
– людям, у которых нет блоковского отчаяния (с ним только что порвала любимая – Любовь Дмитриевна), не понять, как режут сердце их “смехи” и вежливые маски их лиц. А “я” не как они, я:
…Ищу на распутьи безлюдий,
Веселий – не надо мне.
Не нужно? Но…
О, странно сладки напевы…
Они кажутся так ясны!
И к тому же:
А здесь уже бледные девы
Уготовали путь весны.
Это те самые, про которых он упоминал год назад:
«…Дочь блаженной стороны
Из родимого чертога
Гонит призрачные сны,
И в полях мелькает много
Чистых девственниц весны.
23 апреля 1901»
В мифологеме Блока ему предстояло разбудить Лучезарную Подругу, и в этих строках “Дочь блаженной стороны” – пытается сама проснуться и гонит от себя “сны” – которые “чистыми девственницами весны” разлетаются по “полям”.
– «…путь весны» – путь к лету. Когда он с Л.Д. будет на расстоянии 7 км (Шахматово – Боблово). И когда он на Мальчике (его конь) приедет, и она не сможет его “не заметить”! И всё будет, как прошлым летом – Мистическим летом!
– «Всю ночь, всю ночь – у окна!» –
М.А. Бекетова – младшая сестра матери Александра Блока. Из воспоминаний:
«Александра Андреевна с сыном переехала [в 1889 г.] на новую квартиру, в казармы лейб-гренадерского полка. Казармы эти — на Петербургской стороне, на набережной Невки, близко от Ботанического сада. Здесь Блок прожил лет пятнадцать. Он любил это место. Оно живописно по-своему...
[“Казармы” – отнюдь не солдатские. Ныне это дорогой отель.]
«… Невка здесь очень широка, из окон казармы были видны на противоположном берегу огромные фабрики с трубами, а по реке весной и до глубокой осени сновали пароходы, барки, ялики, катера...»
В феврале ни пароходов, ни барок, конечно, не было, и вряд ли, по Петроградской набережной(в 1902 году она была еще "Петербургская") - «всю ночь, всю ночь!» – бродили «бледные девы».
…Всё-таки это «небывало»: такое отчаяние в реальности и такое жадное ожидание весны в стихах.
*
иллюстрация: вид на "казармы" с другой стороны Невки
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится ко третьей сцене ЧЕТВЁРТОГО раздела. Всего сцен в нем – десять:
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года
Сцена 1. Моисей.
Сцена 2. Храм.
Сцена 3. Мастерская.
Сцена 4. Солнечный день.
Сцена 5. Мир у разлива рек.
Сцена 6. С Ним.
Сцена 7. Снова гадалка.
Сцена 8. Призыв к поэту.
Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
Сцена 10.Блуждание по мирам.
*
Сцена четвёртая. Солнечный день.
11. «На весенний праздник света…» ( http://www.proza.ru/2017/12/15/1109 )
Утро. Желание весны.
12. «Ты была светла до странности…» ( http://www.proza.ru/2017/12/15/1118 )
День. «Небывалый знак весны.»
13. «Не поймут бесскорбные люди…» ( http://www.proza.ru/2017/12/15/1126 )
День. Пути весны.
14. «Сны безотчетны, ярки краски…» ( http://www.proza.ru/2017/12/16/1137 )
Закат.
Свидетельство о публикации №217121501126