Четверо на фоне Солнца
(Иоанна, гл. 14, ст. 27)
Не мир пришёл Я принести, но меч.
(Матфея, гл. 11, ст. 29)
Я люблю вспоминать и смотреть первые кадры известного фильма «Неуловимые мстители». Когда на фоне огромного солнечного полудиска появляются четыре всадника. Сопровождаемые торжественно-тревожными, волнующими звуками героической песни, они медленно приближаются к зрителю. Это красные воины. Они вооружены и в любой момент готовы разить врага. Но, несмотря на готовность убивать, от них исходит некая притягательная НРАВСТВЕННАЯ мощь, говорящая о непобедимости Добра и заставляющая любоваться всадниками и любить их, как самых родных и близких людей на свете. Чувство родства с ними так сильно, что невольно сам представляешь себя среди них, несмотря на свой миролюбивый нрав и неприятие насилия… Вопреки доводам рассудка, восстающего против такого сочетания несочетаемого, смотрю на этих людей не отрываясь и жадно, как на вышедших из Рая, и в душе поднимается нечто труднопередаваемое, распирающее грудь, выпрямляющее спину и придающее телу невесомость, движениям – краткость и точность, сознанию – ясность. Слово «огонь» встаёт в сознании. «Небо вспыхнет огнём…» - отзывается на мою мысль звучащая песня. И вдруг – как озарение – «ОГОНЬ ПРИШЁЛ Я НИЗВЕСТЬ НА ЗЕМЛЮ, И КАК ЖЕЛАЛ БЫ, ЧТОБЫ ОН УЖЕ ВОЗГОРЕЛСЯ!» (Луки, гл. 12, ст. 49). И вот уже вижу себя целящимся из лука или поднявшим копьё… На кого? Я не знаю. Но если бы понадобилось выразить это яростное, отрывающее от земли ради земли чувство, я бы сказал только одно слово:
«Любовь».
В мире нет более воинственного явления, чем Любовь. Не было бы Добро самим собой, если бы было терпимо к злу. И кто не с Добром, тот против него. «Кто не с нами, тот против нас» - могут и должны сказать воины Света. Утончённый воин сражается в духе, грубый поражает железным оружием врага, облачённого в плоть и кровь. Разные с виду, они бьются под одним Знаменем. Одна и та же борьба за Правду на разных уровнях её осознания выглядит по-разному. Но Истина должна быть защищаема на всех уровнях. И если кто-то плохо представляет себе Справедливость, он должен больше размышлять над ней, но перестать драться за неё он не имеет права!
Да, явления насилия и пролития крови должны быть навсегда изгнаны из жизни – но не путём отказа от участия в Битве, а путём повышения его качества. С земного поля сражения уйти на Невидимый Фронт, на котором решается судьба всего земного. Внешнее насилие заменить внутренним усилием. Но никогда не бросать меч! Уклонение от Битвы по своим страшным последствиям не сопоставимо ни с каким кровопролитием! Земные убийства и разрушения – ничто в сравнении с подрывом основ Жизни.
Как только оружие из средства уничтожения превратится в средство ИСТИННОЙ борьбы за Правду, оно сразу же исчезнет за ненадобностью, уступив место более совершенному и действенному духовному оружию. И мир утвердится, но утвердится не как безмятежная тишь и гладь, а как завоевание, как итог не прекращающегося ни на один миг Сражения. Ложное же представление о мире как об отсутствии Войны и полном покое усыпляет дух, и это приводит к самой злой обывательщине, которая разъединяет, ожесточает людей и толкает их на бессмысленные кровавые стычки, дискредитирующие высокое понятие Битвы.
Великий символ Меча опорочен! Сегодня человек не в состоянии совместить напористую воинственность с Любовью, а это то же самое, что отделять Солнце от его лучей. Любовь без ярости – вера без дел, которая мертва. И ярость без Любви – обыкновенное звериное бешенство, несущее ту же смерть.
Единственный способ избавиться от смертоносного оружия и устранить возможность насилия – вернуть оружию его настоящий смысл. Возмущаться и отвергать его в принципе – значит отрицать понятия борьбы, сопротивления, устремлённости действия, созидания, жизни, наконец. Жизнь, движение развития, есть преодоление инертности материи, иначе говоря – война с Хаосом. Архангел Михаил поражает Дракона копьём.
Энергия творчества распыляется в прах, и жизнь рушится, когда нет усилия и сосредоточения, напряжённых до предела, и лучшим сравнением здесь опять выступает состояние воинствующего. Жизнь нуждается в постоянной защите со стороны живущих! Жизнь – произведение живущих, и бытие всё же определяется сознанием, а не наоборот. Сама по себе жизнь не существует, она – это то, что живёт. Каково сознание живущего, такова и жизнь. От нас зависит всё – огромна ответственность! Как же можно расслабляться и переставать быть воином? Поймём это – и будем сражаться неустанно за лучшую жизнь!
И не станем осуждать революцию, которая была той же борьбой за лучшее. Не спутаем её прекрасную Идею и великое назначение с теми, кто по своему разумению пытался эту Идею реализовать. Ошибка революционеров заключалась в их ограниченности, чрезмерном материализме, признающем только физическую борьбу за физическую же справедливость. Восприняв вызревшую в пространстве духовную нетерпимость к злу, они умалили её до земной нетерпимости, направили её на земных врагов со всей страшной силой Объективной необходимости – и тем натворили немало зла… Вынужденное соединение Космической неизбежности с несовершенным сознанием – это всегда страшно. Но в главном революционеры всё же были правы, хотя и мало его сознавали. Распознавание этого главного является непременным условием всякого разговора о революции и гарантией правильной её оценки. Необходима своего рода идеализация, обобщение. Язык возвышенных символов здесь будет наиболее точным и вернее других приближающим к действительности, к сути.
Одним из таких прекрасных символов являются для меня Четверо на фоне Солнца. И если для кого-то это – неправдоподобная фантазия и ложь, то для меня они реальнее тех, что были в действительности. Они и сейчас живут.
Свидетельство о публикации №217121502285