Блок. Сны безотчетны, ярки краски... Прочтение

14. «Сны безотчетны, ярки краски…»





               
                Для солнца возврата нет.               
                «Снегурочка» Островского

                Сны безотчетны, ярки краски,
                Я не жалею бледных звезд.
                Смотри, как солнечные ласки
                В лазури нежат строгий крест.

                Так — этим ласкам близ заката
                Он отдается, как и мы,
                Затем, что Солнцу нет возврата
                Из надвигающейся тьмы.

                Оно зайдет, и, замирая,
                Утихнем мы, погаснет крест, —
                И вновь очнемся, отступая
                В спокойный холод бледных звезд.
                12 февраля 1902



    
      Прошло две недели со дня разрыва Л.Д. с Блоком:
      "И тем не менее в январе (29-го) я с Блоком порвала. У меня сохранилось письмо, которое я приготовила и носила с собой, чтобы передать при первой встрече, но передать не решилась, так как все же это была бы я, которая сказала бы первые ясные слова, а моя сдержанность и гордость удерживали меня в последнюю минуту. Я просто встретила его с холодным и отчужденным лицом, когда он подошел ко мне на Невском, недалеко от Собора и небрежно, явно показывая, что это предлог, сказала, что боюсь, что нас видели на улице вместе, что мне это неудобно. Ледяным тоном "Прощайте" -- и ушла."


     Слова из эпиграфа принадлежат Купаве.  А ее любимый, Мизгирь, отвечает: «И для любви погасшей возврата нет, Купава», а сам начинает молить о любви Снегурочку… безответно…

     В этом стихотворении тоже – солнце ластится к строгому кресту, а «мы», замирая, любуемся уходящим солнцем… «Затем, что Солнцу нет возврата»…
     И всё-таки… всё-таки… поздним питерским февральским утром Солнце взойдет снова. И никуда оно не денется!

                И вновь очнемся, отступая
                В спокойный холод бледных звезд.


Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «
     В ДН1 [ДН1 - дневник 1901-1902 гг.] к  ЧА [черновой  автограф] помета: "Перед окнами 10  февраля. Боткинский вечер.  Безумно горест(но) Маскарад у Боткиных".
     В.Н. Орлов в комментарии к СС-8(1) [СС-8(1-8) – Блок А. Собрание сочинений: В 8 т.],  ссылаясь на сообщение Л.Д. Блок, пишет о том, что  Блок  и  она  посещали  дом  художника  и  коллекционера  М.П.  Боткина (Л.Д. Менделеева дружила с его дочерьми). Однажды, когда они были позваны к Ботки­ным на маскарад, Блок отказался идти и, расхаживая под окнами боткинского дома, наблюдал  за  разряженными  гостями,  среди  которых  была  и  Л.Д.  Менделеева.

[
Очевидно, было предложение им обоим (Л. Д. Блок. «И быль и небылицы о Блоке и о себе»: «…так что "знакомство" благополучно продолжалось в его "официальной" части и Блок бывал у нас по-прежнему.»), но Любочка с таким высокомерием глянула на Блока: «Александр Александрович, Вы идете?», всем своим видом показывая: «…тогда я – нет.», что он отказался. А сам потом провел вечер “перед окнами… Безумно горест(но)”.
]

 Публикации: I2. С. 98; I3. С. 139 и I4. С. 115 -- в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5 . С. 116
»

I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904]  (тит. л. 1905).
l2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
Т1 [Тетради  беловых автографов. "Стихотворения Александра Блока. 1897 (после B(ad)N(augeim))-1900 (апрель). 220 стихотворений".]
Т2 [Тетради  беловых автографов. Вторая тетрадь: "Посвящения. Стихи о Прекрасной Даме. Стихотворения (363) Ал. Блока. ]



*
*

 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.

              IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
   
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко третьей сцене ЧЕТВЁРТОГО раздела. Всего сцен в нем – десять:


                IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года

         Сцена 1.  Моисей.
         Сцена 2. Храм.
         Сцена 3. Мастерская.

                Сцена 4. Солнечный день.

         Сцена 5. Мир у разлива рек.
         Сцена 6. С Ним.
         Сцена 7. Снова гадалка.
         Сцена 8. Призыв к поэту.
         Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
         Сцена 10.Блуждание по мирам.

*
           Сцена четвёртая. Солнечный день.

11. «На весенний праздник света…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/15/1109 )
Утро. Желание весны.
12. «Ты была светла до странности…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/15/1118 )
День. «Небывалый знак весны.»
13. «Не поймут бесскорбные люди…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/15/1126 )
День. Пути весны.

                14. «Сны безотчетны, ярки краски…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/16/1137 )
                Закат.


Рецензии