Блок. Мы живем в старинной келье... Прочтение

15. «Мы живем в старинной келье…»





                Мы живем в старинной келье
                У разлива вод.
                Здесь весной кипит веселье,
                И река поет.

                Но в предвестие веселий,
                В день весенних бурь
                К нам прольется в двери келий
                Светлая лазурь.

                И полны заветной дрожью
                Долгожданных лет
                Мы помчимся к бездорожью
                В несказанный свет.
                18 февраля 1902






Л. Д. Блок. «И быль и небылицы о Блоке и о себе»:
  "И тем не менее в январе (29-го) я с Блоком порвала. У меня сохранилось письмо, которое я приготовила и носила с собой, чтобы передать при первой встрече, но передать не решилась, так как все же это была бы я, которая сказала бы первые ясные слова, а моя сдержанность и гордость удерживали меня в последнюю минуту. Я просто встретила его с холодным и отчужденным лицом, когда он подошел ко мне на Невском, недалеко от Собора и небрежно, явно показывая, что это предлог, сказала, что боюсь, что нас видели на улице вместе, что мне это неудобно. Ледяным тоном "Прощайте" - и ушла."

«Любочки» нет уже три недели, и вот оно – здравствуйте!

Блок. Из  дневников 18-ого года:
      МАРТ 1901
      «…Ее образ…  вызвал во мне… человеческую влюбленность, которую я, может быть, проявил в каком-нибудь слове или взгляде, очевидно вызвавшем новое проявление ее суровости.
       АПРЕЛЬ 1901
       Следствием этого…  появился какой-то бледноликий призрак (двойники уже просятся на службу?)»

       Здесь, через год – очередной всплеск «ее суровости»,  и двойники до службы допросились.

Блок.  «О современном состоянии русского символизма»:
       «…Переживающий все это – уже не один; он полон многих демонов (иначе называемых «двойниками»), из которых его злая творческая воля создает по произволу постоянно меняющиеся группы заговорщиков. В каждый момент он скрывает, при помощи таких заговоров, какую-нибудь часть души от себя самого. Благодаря этой сети обманов – тем более ловких, чем волшебнее окружающий лиловый сумрак, – он умеет сделать своим орудием каждого из демонов, связать контрактом каждого из двойников; все они рыщут в лиловых мирах и, покорные его воле, добывают ему лучшие драгоценности – все, чего он ни пожелает: один принесет тучку, другой – вздох моря, третий – аметист, четвертый – священного скарабея, крылатый глаз…»

        Про "лиловые миры", про "сети обманов" он сформулирует в 1910 году, а пока: «… добывают ему лучшие драгоценности… – вздох моря».

         В Питере  – промозглый беспросветный февраль, а он – с  двойником! двойником! – здесь:

                Здесь весной кипит веселье,
                И река поет.

                Но в предвестие веселий,
                В день весенних бурь
                К нам прольется в двери келий
                Светлая лазурь.
               
          В Питере беспросветно…
(Блок. Набросок непосланного письма к Л.Д. Менделеевой:
          «…Я должен сказать Вам, что то, что недослушано Вами и недосказано мной, должно сохранить свою силу до времени; теперь же Вы, кажется мне, не хотите, а может быть, и не можете этого выслушать.») 
          Зато  здесь:

                Но в предвестие веселий,
                В день весенних бурь
                К нам прольется в двери келий
                Светлая лазурь.

                И полны заветной дрожью
                Долгожданных лет
                Мы помчимся к бездорожью
                В несказанный свет.

           Здесь – в несказанный…  где нет ее, где нет ее «привычной суровости», где нет привычной питерской хмари…  Здесь  – вперед! - в несказанный свет.


     В черновиках останется ещё одна строфа с описанием скита.
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
     «
     между 4 и 5: (5-8)                И от века неизменна
                Старая стена.
                Здесь, бесстрастна и мгновенна,
                Шепчет тишина.
     »


         – «К нам прольется в двери келий // Светлая лазурь» – синий, лазурь – это для Блока цвет абсолютного счастья.


     И этот мир – «у разлива рек» – станет еще одной любимой его станцией блужданий по “бездорожью” (Ср. следующее стихотворение: “Предо мной – к бездорожью //Золотая межа.”),но если в  «мире камышовых заводей» он отдыхал, ведь там:

                "Ни тоски, ни любви, ни обиды,
                Всё померкло, прошло, отошло…
                13 мая 1902"

 ...то здесь, среди мнихов-соратников, он набирался вдохновения, надежды. С ними он верил: возможно всё!

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Публикации: I2. С. 98; I3. С. 140 и I4. С. 116 -- в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. С. 116-117.

[
I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904]  (тит. л. 1905).
l2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
 ]

В статье А. Белого "Жезл Аарона (0 слове в поэзии)" (Скифы. СПб., 1917. Сб. 1.С. 191-192) мотивы воды, разлива реки истолкованы как символы "стихии страсти".
Петербургские пейзажи стихотворения, возможно, возникают как символизация впечатлений Блока от мест вокруг Гренадерских казарм, в которых он жил с матерью и отчимом .

–  «... Мы помчимся к бездорожью // В несказанный свет.» – Новозаветная символика связана в этом и последующих стихотворениях с ожиданием "конца света", в котором мистифицированно [очевидно, от слова – “мистика”, а не “мистификация”] отразились предреволюционные чаяния гибели старого и начала нового мира.
»




*
*

 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
              IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится к ПЯТОЙ сцене ЧЕТВЁРТОГО раздела. Всего сцен в нем – десять:


                IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года

         Сцена 1.  Моисей.
         Сцена 2. Храм.
         Сцена 3. Мастерская.
         Сцена 4. Солнечный день.
                Сцена 5. Мир у разлива рек.
         Сцена 6. С Ним.
         Сцена 7. Снова гадалка.
         Сцена 8. Призыв к поэту.
         Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
         Сцена 10.Блуждание по мирам.

*
           Сцена пятая. Мир у разлива рек.
 
          15. «Мы живем в старинной келье…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/16/1155 )
          Двойники. Мир у разлива рек.  Выход  «к бездорожью».

16. «Верю в Солнце Завета…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/16/1159 )
Описание тропы бездорожья.
17. «Кто-то с богом шепчется…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/17/1559 )
ностальгия по бездорожью.
18. «Мы всё простим — и не нарушим…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/17/1564 )
Мир у разлива рек.  Ожидание, когда «пронесутся непогоды».
19. «Ты — божий день. Мои мечты…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/18/1021 )
Мир у разлива рек.  Вид из окна кельи.
20. «Целый день передо мною…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/18/1026 )   
Мир у разлива рек.  Видение Тебя.
*


Рецензии