Блок. Мы живем в старинной келье... Прочтение
Мы живем в старинной келье
У разлива вод.
Здесь весной кипит веселье,
И река поет.
Но в предвестие веселий,
В день весенних бурь
К нам прольется в двери келий
Светлая лазурь.
И полны заветной дрожью
Долгожданных лет
Мы помчимся к бездорожью
В несказанный свет.
18 февраля 1902
Л. Д. Блок. «И быль и небылицы о Блоке и о себе»:
"И тем не менее в январе (29-го) я с Блоком порвала. У меня сохранилось письмо, которое я приготовила и носила с собой, чтобы передать при первой встрече, но передать не решилась, так как все же это была бы я, которая сказала бы первые ясные слова, а моя сдержанность и гордость удерживали меня в последнюю минуту. Я просто встретила его с холодным и отчужденным лицом, когда он подошел ко мне на Невском, недалеко от Собора и небрежно, явно показывая, что это предлог, сказала, что боюсь, что нас видели на улице вместе, что мне это неудобно. Ледяным тоном "Прощайте" - и ушла."
«Любочки» нет уже три недели, и вот оно – здравствуйте!
Блок. Из дневников 18-ого года:
МАРТ 1901
«…Ее образ… вызвал во мне… человеческую влюбленность, которую я, может быть, проявил в каком-нибудь слове или взгляде, очевидно вызвавшем новое проявление ее суровости.
АПРЕЛЬ 1901
Следствием этого… появился какой-то бледноликий призрак (двойники уже просятся на службу?)»
Здесь, через год – очередной всплеск «ее суровости», и двойники до службы допросились.
Блок. «О современном состоянии русского символизма»:
«…Переживающий все это – уже не один; он полон многих демонов (иначе называемых «двойниками»), из которых его злая творческая воля создает по произволу постоянно меняющиеся группы заговорщиков. В каждый момент он скрывает, при помощи таких заговоров, какую-нибудь часть души от себя самого. Благодаря этой сети обманов – тем более ловких, чем волшебнее окружающий лиловый сумрак, – он умеет сделать своим орудием каждого из демонов, связать контрактом каждого из двойников; все они рыщут в лиловых мирах и, покорные его воле, добывают ему лучшие драгоценности – все, чего он ни пожелает: один принесет тучку, другой – вздох моря, третий – аметист, четвертый – священного скарабея, крылатый глаз…»
Про "лиловые миры", про "сети обманов" он сформулирует в 1910 году, а пока: «… добывают ему лучшие драгоценности… – вздох моря».
В Питере – промозглый беспросветный февраль, а он – с двойником! двойником! – здесь:
Здесь весной кипит веселье,
И река поет.
Но в предвестие веселий,
В день весенних бурь
К нам прольется в двери келий
Светлая лазурь.
В Питере беспросветно…
(Блок. Набросок непосланного письма к Л.Д. Менделеевой:
«…Я должен сказать Вам, что то, что недослушано Вами и недосказано мной, должно сохранить свою силу до времени; теперь же Вы, кажется мне, не хотите, а может быть, и не можете этого выслушать.»)
Зато здесь:
Но в предвестие веселий,
В день весенних бурь
К нам прольется в двери келий
Светлая лазурь.
И полны заветной дрожью
Долгожданных лет
Мы помчимся к бездорожью
В несказанный свет.
Здесь – в несказанный… где нет ее, где нет ее «привычной суровости», где нет привычной питерской хмари… Здесь – вперед! - в несказанный свет.
В черновиках останется ещё одна строфа с описанием скита.
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
«
между 4 и 5: (5-8) И от века неизменна
Старая стена.
Здесь, бесстрастна и мгновенна,
Шепчет тишина.
»
– «К нам прольется в двери келий // Светлая лазурь» – синий, лазурь – это для Блока цвет абсолютного счастья.
И этот мир – «у разлива рек» – станет еще одной любимой его станцией блужданий по “бездорожью” (Ср. следующее стихотворение: “Предо мной – к бездорожью //Золотая межа.”),но если в «мире камышовых заводей» он отдыхал, ведь там:
"Ни тоски, ни любви, ни обиды,
Всё померкло, прошло, отошло…
13 мая 1902"
...то здесь, среди мнихов-соратников, он набирался вдохновения, надежды. С ними он верил: возможно всё!
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Публикации: I2. С. 98; I3. С. 140 и I4. С. 116 -- в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. С. 116-117.
[
I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904] (тит. л. 1905).
l2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
]
В статье А. Белого "Жезл Аарона (0 слове в поэзии)" (Скифы. СПб., 1917. Сб. 1.С. 191-192) мотивы воды, разлива реки истолкованы как символы "стихии страсти".
Петербургские пейзажи стихотворения, возможно, возникают как символизация впечатлений Блока от мест вокруг Гренадерских казарм, в которых он жил с матерью и отчимом .
– «... Мы помчимся к бездорожью // В несказанный свет.» – Новозаветная символика связана в этом и последующих стихотворениях с ожиданием "конца света", в котором мистифицированно [очевидно, от слова – “мистика”, а не “мистификация”] отразились предреволюционные чаяния гибели старого и начала нового мира.
»
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится к ПЯТОЙ сцене ЧЕТВЁРТОГО раздела. Всего сцен в нем – десять:
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года
Сцена 1. Моисей.
Сцена 2. Храм.
Сцена 3. Мастерская.
Сцена 4. Солнечный день.
Сцена 5. Мир у разлива рек.
Сцена 6. С Ним.
Сцена 7. Снова гадалка.
Сцена 8. Призыв к поэту.
Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
Сцена 10.Блуждание по мирам.
*
Сцена пятая. Мир у разлива рек.
15. «Мы живем в старинной келье…» ( http://www.proza.ru/2017/12/16/1155 )
Двойники. Мир у разлива рек. Выход «к бездорожью».
16. «Верю в Солнце Завета…» ( http://www.proza.ru/2017/12/16/1159 )
Описание тропы бездорожья.
17. «Кто-то с богом шепчется…» ( http://www.proza.ru/2017/12/17/1559 )
ностальгия по бездорожью.
18. «Мы всё простим — и не нарушим…» ( http://www.proza.ru/2017/12/17/1564 )
Мир у разлива рек. Ожидание, когда «пронесутся непогоды».
19. «Ты — божий день. Мои мечты…» ( http://www.proza.ru/2017/12/18/1021 )
Мир у разлива рек. Вид из окна кельи.
20. «Целый день передо мною…» ( http://www.proza.ru/2017/12/18/1026 )
Мир у разлива рек. Видение Тебя.
*
Свидетельство о публикации №217121601155