Блок. Мы всё простим и не нарушим... Прочтение

18. «Мы всё простим — и не нарушим…»




                Мы всё простим — и не нарушим
                Покоя девственниц весны,
                Огонь божественный потушим,
                Прогоним ласковые сны.

                Нет меры нашему познанью,
                Вещественный не вечен храм.
                Когда мы воздвигали зданье,
                Его паденье снилось нам.

                И каждый раз, входя под своды,
                Молясь и плача, знали мы:
                Здесь пронесутся непогоды,
                Снега улягутся зимы.
                Февраль 1902





     Биографически  «храм» – это, конечно,  «сначала Казанский, потом и Исаакиевский», куда водила его Л.Д., где ждала от него каких-то решительных действий.

     Толпы весенних девственниц  уже появлялись тоже:

     «Ночью сумрачной и дикой» :

                "…Дочь блаженной стороны
                Из родимого чертога
                Гонит призрачные сны,
                И в полях мелькает много
                Чистых девственниц весны."

     Или «Не поймут бесскорбные люди»:

                "А здесь уже бледные девы
                Уготовили путь весны."

     «Мы»  – из  «Мы живем в старинной келье»:

                "Мы живем в старинной келье
                У разлива вод.
                Здесь весной кипит веселье,
                И река поет. "

     Это то  место, откуда он вышел на «бездорожье», где он – не один, где такие же, как и он, живут в кельях, где познание, и даже  девы – не источник горечи, а чистого веселья.   Где даже знание, что храм, возведенный их руками, не вечен – не боль, а факт  расчета – почти инженерного расчета.

     Сам храм рассматривается как место отдохновения, едва ли не как форпост, безопасный оазис для ходящих по бездорожью:

                И каждый раз, входя под своды,
                Молясь и плача, знали мы:
                Здесь пронесутся непогоды,
                Снега улягутся зимы.
 

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     – «Нет меры нашему познанью, // Вещественный не вечен храм.» – Воплощение идеала представлялось символистам в библейском образе храма – но не "вещественного", а "внутреннего" (ср. в стихотворении В. Соловьева "В тумане утреннем неверными шагами ... " (1884): "Меня дождется мой победный храм ... "). С храмом связана и идея бесконечности познания. Начало разочарования в идеале отразилось у Блока в понимании мистического творчества как строительства "вещественного храма" с его неизбежным "падением".

     Впервые: I2. С. 99-100, "Февраль 1902".
     Публикации: I3. С. 143 и I4. С. 119 – в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. С. 118.
»

I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904]  (тит. л. 1905).
I2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922





*
*

 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.

              IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
   
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко третьей сцене ЧЕТВЁРТОГО раздела. Всего сцен в нем – десять:


                IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года

         Сцена 1.  Моисей.
         Сцена 2. Храм.
         Сцена 3. Мастерская.
         Сцена 4. Солнечный день.
                Сцена 5. Мир у разлива рек.
         Сцена 6. С Ним.
         Сцена 7. Снова гадалка.
         Сцена 8. Призыв к поэту.
         Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
         Сцена 10.Блуждание по мирам.

*
           Сцена пятая. Мир у разлива рек.
 
15. «Мы живем в старинной келье…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/16/1155 )
Двойники. Мир у разлива рек.  Выход  «к бездорожью».
16. «Верю в Солнце Завета…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/16/1159 )
Описание тропы бездорожья.
17. «Кто-то с богом шепчется…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/17/1559 )
ностальгия по бездорожью.

       18. «Мы всё простим — и не нарушим…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/17/1564 )
       Мир у разлива рек.  Ожидание, когда «пронесутся непогоды».

19. «Ты — божий день. Мои мечты…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/18/1021 )
Мир у разлива рек.  Вид из окна кельи.
20. «Целый день передо мною…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/18/1026 )   
Мир у разлива рек.  Видение Тебя.
*


Рецензии