Блок. Мы всё простим и не нарушим... Прочтение
Мы всё простим — и не нарушим
Покоя девственниц весны,
Огонь божественный потушим,
Прогоним ласковые сны.
Нет меры нашему познанью,
Вещественный не вечен храм.
Когда мы воздвигали зданье,
Его паденье снилось нам.
И каждый раз, входя под своды,
Молясь и плача, знали мы:
Здесь пронесутся непогоды,
Снега улягутся зимы.
Февраль 1902
Биографически «храм» – это, конечно, «сначала Казанский, потом и Исаакиевский», куда водила его Л.Д., где ждала от него каких-то решительных действий.
Толпы весенних девственниц уже появлялись тоже:
«Ночью сумрачной и дикой» :
"…Дочь блаженной стороны
Из родимого чертога
Гонит призрачные сны,
И в полях мелькает много
Чистых девственниц весны."
Или «Не поймут бесскорбные люди»:
"А здесь уже бледные девы
Уготовили путь весны."
«Мы» – из «Мы живем в старинной келье»:
"Мы живем в старинной келье
У разлива вод.
Здесь весной кипит веселье,
И река поет. "
Это то место, откуда он вышел на «бездорожье», где он – не один, где такие же, как и он, живут в кельях, где познание, и даже девы – не источник горечи, а чистого веселья. Где даже знание, что храм, возведенный их руками, не вечен – не боль, а факт расчета – почти инженерного расчета.
Сам храм рассматривается как место отдохновения, едва ли не как форпост, безопасный оазис для ходящих по бездорожью:
И каждый раз, входя под своды,
Молясь и плача, знали мы:
Здесь пронесутся непогоды,
Снега улягутся зимы.
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
– «Нет меры нашему познанью, // Вещественный не вечен храм.» – Воплощение идеала представлялось символистам в библейском образе храма – но не "вещественного", а "внутреннего" (ср. в стихотворении В. Соловьева "В тумане утреннем неверными шагами ... " (1884): "Меня дождется мой победный храм ... "). С храмом связана и идея бесконечности познания. Начало разочарования в идеале отразилось у Блока в понимании мистического творчества как строительства "вещественного храма" с его неизбежным "падением".
Впервые: I2. С. 99-100, "Февраль 1902".
Публикации: I3. С. 143 и I4. С. 119 – в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. С. 118.
»
I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904] (тит. л. 1905).
I2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится ко третьей сцене ЧЕТВЁРТОГО раздела. Всего сцен в нем – десять:
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года
Сцена 1. Моисей.
Сцена 2. Храм.
Сцена 3. Мастерская.
Сцена 4. Солнечный день.
Сцена 5. Мир у разлива рек.
Сцена 6. С Ним.
Сцена 7. Снова гадалка.
Сцена 8. Призыв к поэту.
Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
Сцена 10.Блуждание по мирам.
*
Сцена пятая. Мир у разлива рек.
15. «Мы живем в старинной келье…» ( http://www.proza.ru/2017/12/16/1155 )
Двойники. Мир у разлива рек. Выход «к бездорожью».
16. «Верю в Солнце Завета…» ( http://www.proza.ru/2017/12/16/1159 )
Описание тропы бездорожья.
17. «Кто-то с богом шепчется…» ( http://www.proza.ru/2017/12/17/1559 )
ностальгия по бездорожью.
18. «Мы всё простим — и не нарушим…» ( http://www.proza.ru/2017/12/17/1564 )
Мир у разлива рек. Ожидание, когда «пронесутся непогоды».
19. «Ты — божий день. Мои мечты…» ( http://www.proza.ru/2017/12/18/1021 )
Мир у разлива рек. Вид из окна кельи.
20. «Целый день передо мною…» ( http://www.proza.ru/2017/12/18/1026 )
Мир у разлива рек. Видение Тебя.
*
Свидетельство о публикации №217121701564