Блок. Ты божий день. Мои мечты... Прочтение
Ты — божий день. Мои мечты —
Орлы, кричащие в лазури.
Под гневом светлой красоты
Они всечасно в вихре бури.
Стрела пронзает их сердца,
Они летят в паденьи диком…
Но и в паденьи — нет конца
Хвалам, и клёкоту, и крикам!
21 февраля 1902
Стихотворение эмоционально – продолжение предыдущего: та же ясность, тот же восторг существования. То есть к Тебе он обращается из мира «у разлива вод». И за своими «орлами» он следит из окошка «тесной кельи», где неподалеку стоит воздвигнутый его руками и руками сподвижников «Храм», где неподалеку веселятся «девственницы весны».
Но…«Под гневом светлой красоты»…
Чья «красота» здесь гневается, понятно тоже. «Все в облике одном предчувствую Тебя!» И в этот мир, мир знания и радости – пробилась «всегдашняя суровость» «прекрасной дамы». И, верно, именно «гневная красота» стрелами реальности сбивает фантазийных орлов. Но даже ей – ничего не поделать с восторгом, разлитым в здешнем воздухе:
Но и в паденьи — нет конца
Хвалам, и клёкоту, и крикам!
В прошлом стихотворении «падение» было – храма. «Падение» мнилось грядущей катастрофой.
Сейчас «падение» – птиц, когда «стрела пронзает их сердца». Паденье? Во время этого «паденья раздаются «хвалы, и клёкоты, и крики».
Падение? – полет!
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«Другие редакции и варианты
– Все бьются мощные крыла ... ср. в стих. "Я укрыт до времени в приделе ... ": "Но растут великие крыла", а также в его вариантах: "Но растут всемощные крыла".»
Собственная смерть, судя по всему, была для Блока одним из вариантов (главным) – Свершения.
«…И давно всё знаю наперед:
Будет день, и распахнутся двери,
Вереница белая пройдет.
Будут страшны, будут несказанны
Неземные маски лиц…
Буду я взывать к Тебе: «Осанна!»
Сумасшедший, распростертый ниц.
И тогда, поднявшись выше тлена,
Ты откроешь Лучезарный Лик.
И, свободный от земного плена,
Я пролью всю жизнь в последний крик.
29 октября 1902»
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится ко третьей сцене ЧЕТВЁРТОГО раздела. Всего сцен в нем – десять:
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года
Сцена 1. Моисей.
Сцена 2. Храм.
Сцена 3. Мастерская.
Сцена 4. Солнечный день.
Сцена 5. Мир у разлива рек.
Сцена 6. С Ним.
Сцена 7. Снова гадалка.
Сцена 8. Призыв к поэту.
Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
Сцена 10.Блуждание по мирам.
*
Сцена пятая. Мир у разлива рек.
15. «Мы живем в старинной келье…» ( http://www.proza.ru/2017/12/16/1155 )
Двойники. Мир у разлива рек. Выход «к бездорожью».
16. «Верю в Солнце Завета…» ( http://www.proza.ru/2017/12/16/1159 )
Описание тропы бездорожья.
17. «Кто-то с богом шепчется…» ( http://www.proza.ru/2017/12/17/1559 )
ностальгия по бездорожью.
18. «Мы всё простим — и не нарушим…» ( http://www.proza.ru/2017/12/17/1564 )
Мир у разлива рек. Ожидание, когда «пронесутся непогоды».
19. «Ты — божий день. Мои мечты…» ( http://www.proza.ru/2017/12/18/1021 )
Мир у разлива рек. Вид из окна кельи.
20. «Целый день передо мною…» ( http://www.proza.ru/2017/12/18/1026 )
Мир у разлива рек. Видение Тебя.
*
Свидетельство о публикации №217121801021