Блок. Ты божий день. Мои мечты... Прочтение

19. «Ты — божий день. Мои мечты…»






                Ты — божий день. Мои мечты —
                Орлы, кричащие в лазури.
                Под гневом светлой красоты
                Они всечасно в вихре бури.

                Стрела пронзает их сердца,
                Они летят в паденьи диком…
                Но и в паденьи — нет конца
                Хвалам, и клёкоту, и крикам!
                21 февраля 1902






     Стихотворение эмоционально – продолжение предыдущего: та же  ясность, тот же восторг существования. То есть к Тебе он обращается из мира «у разлива вод». И за своими  «орлами»  он следит из окошка «тесной кельи», где неподалеку стоит воздвигнутый его руками и руками сподвижников «Храм», где неподалеку  веселятся «девственницы весны».

     Но…«Под гневом светлой красоты»…
     Чья «красота» здесь гневается, понятно тоже. «Все в облике одном предчувствую Тебя!»  И в этот мир, мир  знания и радости – пробилась  «всегдашняя суровость» «прекрасной дамы».  И, верно, именно «гневная красота»  стрелами реальности сбивает фантазийных орлов. Но даже ей – ничего не поделать с восторгом, разлитым в здешнем воздухе:
 
                Но и в паденьи — нет конца
                Хвалам, и клёкоту, и крикам!

     В прошлом  стихотворении «падение» было – храма.  «Падение»  мнилось грядущей катастрофой.
     Сейчас  «падение» – птиц, когда  «стрела пронзает их сердца».  Паденье? Во время этого «паденья раздаются   «хвалы, и клёкоты, и крики».
     Падение? – полет!

Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
                «Другие редакции и  варианты
    – Все бьются мощные крыла ...    ср. в стих. "Я укрыт до времени в приделе ... ":  "Но растут великие крыла", а также в его вариантах:  "Но растут всемощные крыла".»

    Собственная смерть, судя по всему, была для Блока одним из вариантов (главным) – Свершения.

                «…И давно всё знаю наперед:
                Будет день, и распахнутся двери,
                Вереница белая пройдет.

                Будут страшны, будут несказанны
                Неземные маски лиц…
                Буду я взывать к Тебе: «Осанна!»
                Сумасшедший, распростертый ниц.

                И тогда, поднявшись выше тлена,
                Ты откроешь Лучезарный Лик.
                И, свободный от земного плена,
                Я пролью всю жизнь в последний крик.
                29 октября 1902»


*
*

 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.

              IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
   
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко третьей сцене ЧЕТВЁРТОГО раздела. Всего сцен в нем – десять:


                IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года

         Сцена 1.  Моисей.
         Сцена 2. Храм.
         Сцена 3. Мастерская.
         Сцена 4. Солнечный день.
                Сцена 5. Мир у разлива рек.
         Сцена 6. С Ним.
         Сцена 7. Снова гадалка.
         Сцена 8. Призыв к поэту.
         Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
         Сцена 10.Блуждание по мирам.

*
           Сцена пятая. Мир у разлива рек.
 
15. «Мы живем в старинной келье…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/16/1155 )
Двойники. Мир у разлива рек.  Выход  «к бездорожью».
16. «Верю в Солнце Завета…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/16/1159 )
Описание тропы бездорожья.
17. «Кто-то с богом шепчется…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/17/1559 )
ностальгия по бездорожью.
18. «Мы всё простим — и не нарушим…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/17/1564 )
Мир у разлива рек.  Ожидание, когда «пронесутся непогоды».

       19. «Ты — божий день. Мои мечты…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/18/1021 )
        Мир у разлива рек.  Вид из окна кельи.

20. «Целый день передо мною…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/18/1026 )   
Мир у разлива рек.  Видение Тебя.
*


Рецензии