Блок. Целый день передо мною... Прочтение

20. «Целый день передо мною…»




                Целый день передо мною,
                Молодая, золотая,
                солнцем залитая,
                Шла Ты яркою стезею.

                Так, сливаясь с милой, дальней,
                Проводил я день весенний
                И вечерней светлой тени
                Шел навстречу, беспечальный.

                Дней блаженных сновиденье —
                Шла Ты чистою стезею.
                О, взойди же предо мною
                Не в одном воображеньи!
                Февраль 1902






     Что  питерский февраль  – вовсе не «день весенний», думаю, понятно. Где пролегает «яркая стезя» мы тоже помним.  То есть здесь еще один день в мире «у разлива вод».
     Александр Блок уже почти месяц не встречается «случайно»  с Л.Д. В дневнике – писания о револьверах, веревках :
     «Выкидывай штуки, говори СТРАННЫЕ  вещи, главное — любимой женщине, чтобы она что-то подозревала и чем-то интересовалась. В день назначенный, когда ты знаешь, что можешь без препятствий ее встретить и говорить, — из-за экстаза начнет у тебя кровь биться в жилах…»
    И это  пишет не он, это ему диктуют:
    « …Мы не помешаем тебе, и будем наблюдать за тобою. Если ошибешься, нам будет очень смешно, ты же будешь очень жалок.»

     Но в  стихах горечь уходит всё дальше: уже нет ни  всеобщих  катастроф –«паденья храма»,  ни катастроф частных – «падений орлов»,  а только «беспечалье»:

                Так, сливаясь с милой, дальней,
                Проводил я день весенний
                И вечерней светлой тени
                Шел навстречу, беспечальный.


     В черновиках осталось еще большая детализация весеннего восторга.
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. Другие редакции и варианты»:
 
                «И до вечера безгрешен,
                Светел, ясен и беспечен,
                В милом свете бесконечен,
                Шел и я, душой утешен.»


     В стихах – весна! Потому что «ты» больше не заслоняет Тебя:

                Дней блаженных сновиденье —
                Шла Ты чистою стезею.

     А  “тебе” сюда, на “золотые межи бездорожья”, не пробиться.

(
Всё дышавшее ложью
Отшатнулось, дрожа.
Предо мной – к бездорожью
Золотая межа.

Заповеданных лилий
Прохожу я леса.
Полны ангельских крылий
Надо мной небеса.

Непостижного света
Задрожали струи.
Верю в Солнце Завета,
Вижу очи Твои.
                22 февраля 1902

)

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     Публикации: I2. C. 102; I3. С. 146 и I4. С. 122 – в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. С. 119.
      »

I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904]  (тит. л. 1905).
I2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922



*
*

 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.

              IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
   
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко третьей сцене ЧЕТВЁРТОГО раздела. Всего сцен в нем – десять:


                IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года

         Сцена 1.  Моисей.
         Сцена 2. Храм.
         Сцена 3. Мастерская.
         Сцена 4. Солнечный день.
                Сцена 5. Мир у разлива рек.
         Сцена 6. С Ним.
         Сцена 7. Снова гадалка.
         Сцена 8. Призыв к поэту.
         Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
         Сцена 10.Блуждание по мирам.

*
           Сцена пятая. Мир у разлива рек.
 
15. «Мы живем в старинной келье…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/16/1155 )
Двойники. Мир у разлива рек.  Выход  «к бездорожью».
16. «Верю в Солнце Завета…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/16/1159 )
Описание тропы бездорожья.
17. «Кто-то с богом шепчется…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/17/1559 )
ностальгия по бездорожью.
18. «Мы всё простим — и не нарушим…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/17/1564 )
Мир у разлива рек.  Ожидание, когда «пронесутся непогоды».
19. «Ты — божий день. Мои мечты…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/18/1021 )
Мир у разлива рек.  Вид из окна кельи.

        20. «Целый день передо мною…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/18/1026 )   
        Мир у разлива рек.  Видение Тебя.
*


Рецензии