О старой перестройке

Орлиная перестройка. – По сказке «Орёл меценат». – Читал, когда – то, но забыл о чём она. – О перестройке сверху. Скучно стало жить орлу – «величественной» птице. Сказал он своей орлице: «Скучно жить. Смотришь целый день на солнце – можно и одуреть». Решил он перестройку сделать: пожить как в старину помещики жили. Набрать дворню и жить припеваючи. Вороны бы сплетни ему приносили, попугаи – кувыркались бы, сорока бы кашу варила, скворцы – величальные песни бы пели, совы, сычи да филины по ночам дозорами бы летали, а ястребы, коршуны да соколы пищу бы ему добывали. А он бы оставил себе одну кровожадность. – Вспомнил! Он так всё и сделал. Не сам, конечно. Чужими руками. И СМИ у него были перестроенные, и соловей пел как надо. Процесс шел как по маслу. Однажды сокол явился с докладом и предложил (по совету мудрецов) водворить науки и искусства. Орёл не понимал зачем, но согласился. Сова помогла: сказала, что при них орлам жить будет веселее. Учение – свет, а не учение – тьма; спать – то да жрать всякий умеет. Сказано – сделано. На другой же день у орла в дворне начался «золотой век». С ворон (они в сказке – крестьяне) стали брать «просветительный» налог. Соловей запел про радость холопа, узнавшего, что бог послал ему помещика; про великодушие орлов. Однако, как он ни старался в холопскую ноту попасть, но с «искусством», которое в нём жило, никак совладать не мог. Сам – то он холопом был, да искусство в холопских руках усидеть не могло, на волю выпирало. Не понимая его орёл, сказал: «Что это дуралей бормочет?! Вон его, негодяя, со двора!» Но дело просвещения не было покинуто. Случилось так, что обучающийся наукам орёл не смог решить задачу: награблено за ночь два пуда дичины; ежели на две равные части эту добычу разделить, одну тебе, другую всем остальным, - сколько тебе останется? Орёл ответил: «ВСЁ». И пошло – поехало. Надвинулся мрак невежества со своими обязательными спутниками: междоусобицами, всяческою смутою. Смута началась с того, что на место умершего сокола явились два претендента: ястреб и коршун. И так как внимание обоих соперников было устремлено в сторону личных счетов, то дела дворни отошли на второй план и начали приходить в запустение. Дело дошло до того, что даже пищу орлу с орлицей стали подавать порченую. Чтобы оправдать себя ястреб и коршун временно подали друг другу руку и свалили все невзгоды на просвещение. Жили – де наши деды без наук, и мы без них проживём. И в доказательство, что весь вред от наук идёт, начали открывать заговоры. Начались розыски, следствия, суды. «Шабаш!» - раздалось в вышине. Это кричал орёл. Просвещение прекратило своё течение. Двор оскудел. Остались орёл и орлица одни и при них ястреб да коршун. Вороны улетели. История ускорила своё течение. Орёл хотел догнать их, но не смог: ослаб от лени. И сказал он орлице: «Сие да поможет орлам уроком». – Сказка написана Салтыковым – Щедриным, она устарела. Но неуважение к общественным наукам и сегодня чувствуется. Не повторится ли история?  Так задам тебе вопрос. В. Лоб.               
               
   
               
      


Рецензии