Блок. Там сумерки невнятно трепетали... Прочтение

21. «Там сумерки невнятно трепетали…»





                Там сумерки невнятно трепетали,
                Таинственно сменяя день пустой.
                Кто, проходя, души моей скрижали
                Заполонил упорною мечтой?

                Кто, проходя, тревожно кинул взоры
                На этот смутно отходящий день?
                Там, в глубинах, — мечты и мысли скоры,
                Здесь, на земле, — как сон, и свет и тень.

                Но я пойму и всё мечтой объемлю,
                Отброшу сны, увижу наяву,
                Кто тронул здесь одну со мною землю,
                За ним в вечерний сумрак уплыву.
                Февраль 1902


     Все, как сон – здесь на земле:

                Здесь, на земле, — как сон, и свет и тень.

     А явь – настоящая! – там.  В сумерках…

     «Здесь, на земле» – это не означает, что лирический герой стихотворения – на Земле.  Нет, поэт из «Вне» смотрит и сравнивает «здесь» и «там». «Там», где «сумерки невнятно трепетали»  и «здесь» – «на земле». И когда он «все поймет», то  увидит, как рядом  с ним –   Кто-то, который  тоже –   «трогает»  «одну со мною землю»…
     И герой уплывет за ним, за одним из тех, кто «трогают Землю»…   В их  сумерки.  Они ж… если не равные, то подобные. Как Микеланджело, например, и художник из его мастерской, которому можно поручить заполнить неответственный кусок фрески. И когда её откроют,  зрители будут восторгаться – шедевр! – а он (ученик) будет стоять и знать, что вон та   тучка, вон те орлы под ней, которыми восхищаются смертные – его. А потом получит свой заказ… Персональный – он же из знаменитой мастерской! А потом, может случиться, что и его мастерская станет – знаменитой.

     И еще одна мелочишка:  «уплыву». Помните Брюсова? – «В ранних стихах Блока река – не просто река, но символ границы, отделяющей его от Идеала». Это я к тому, что и дальше будут стихи о плавании, о речках, о лодках. Так вот так Блок в «вечерний сумрак уплывал», вот так…

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     Публикации: I3. С. 145 и I4. С. 121 – в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. C.120.

[
I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904]  (тит. л. 1905).
I2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
]

     – «Кто, проходя, души моей скрижали // Заполонил упорною мечтой?» –  Смысл текста раскрывается перекличками со стих. "На могиле друга" (22 января 1902 г.), посвященным гимназическому товарищу Блока Н.В. Гуну, покончившему самоубийством "на романической почве" (см. коммент. к стих. "Ты много жил, я больше пел ... "). Тема самоубийства воспринималась Блоком как глубоко интимная ("Ты перешел в последнее жилище, //Я все в пыли, но вижу свой конец"- стих. "На могиле друга"- см. т. 4 наст.
    [
          «Удалены от мира на кладби’ще,
          Мы вновь с тобой, негаданный мертвец.
          Ты перешел в последнее жилище,
          Я всё в пыли, но вижу свой конец.
          Там, в синеве, мы встретим наши зори,
          Все наши сны продлятся наяву.
          Я за тобой, поверь, мой милый, вскоре
          За тем же сном в безбрежность уплыву.
                22 января  1902 г.»

    ]
     – «... Здесь, на земле, – как сон, и свет и тень.» – Противопоставление истинного мира "там" и "снов" и "теней" земного мира ближайшим образом восходит к Вл. Соловьеву; о "снах" ср.: "И тяжкий сон житейского сознанья //Ты отряхнешь ... " ("Зачем слова? В безбрежности лазурной ... ", 1892). О земном мире как "тенях" см. коммент. к стих. "Какому Богу служишь ты? .. " .

     – «... Отброшу сны, увижу наяву ...» – Ср.: "Все наши сны продлятся наяву" ("На могиле друга") .

     – «... За ним в вечерний сумрак уплыву.» – Ср.: "За тем же сном в безбрежность уплыву" ("На могиле друга").»
     [
     Редакция последовательно заземляет живую мистику Александра Блока. Например, здесь представляя “иное” – банальным христианским загробным миром. Но для Блока того времени смерть – это «иное новоселье», ещё одна ступень жизни. (А собственная смерть очевидно рассматривалась как один из, если не основной, вариантов «свершения несовершаемого».)
     Вот стихотворение «На смерть деда»:

          «Мы вместе ждали смерти или сна.
          Томительные проходили миги.
          Вдруг ветерком пахнуло от окна,
          Зашевелился лист Священной Книги.
         
          Там старец шел — уже, как лунь, седой —
          Походкой бодрою, с веселыми глазами,
          Смеялся нам, и всё манил рукой,
          И уходил знакомыми шагами.
         
          И вдруг мы все, кто был — и стар и млад, —
          Узнали в нем того, кто перед нами,
          И, обернувшись с трепетом назад,
          Застали прах с закрытыми глазами…

          Но было сладко душу уследить
          И в отходящей увидать веселье.
          Пришел наш час – запомнить и любить,
          И праздновать иное новоселье.
                1902. С. Шахматово»
]
»



*
*

 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
              IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко ШЕСТОЙ сцене ЧЕТВЁРТОГО раздела. Всего сцен в нем – десять:


                IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года

         Сцена 1.  Моисей.
         Сцена 2. Храм.
         Сцена 3. Мастерская.
         Сцена 4. Солнечный день.
         Сцена 5. Мир у разлива рек.
                Сцена 6. С Ним.
         Сцена 7. Снова гадалка.
         Сцена 8. Призыв к поэту.
         Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
         Сцена 10.Блуждание по мирам.

*
           Сцена шестая. С Ним.

         21. «Там сумерки невнятно трепетали…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/19/1235 )
         Взгляд на здесь – «там»  из Вне. И он видит того, «кто тронул здесь одну со мною землю» и соглашается «уплыть за ним».
22. «Мы странствовали с Ним по городам…»             ( http://www.proza.ru/2017/12/19/1242 )         
Описание впечатлений от странствования.
*


Рецензии