Блок. Мы странствовали с Ним по... Прочтение
Мы странствовали с Ним по городам.
Из окон люди сонные смотрели.
Я шел вперед; а позади — Он Сам,
Всёпроникающий и близкий к цели.
Боялся я моих невольных сил,
Он направлял мой шаг завороженный.
Порой прохожий близко проходил
И тайно вздрагивал, смущенный…
Нас видели по черным городам,
И, сонные, доверчиво смотрели:
Я шел вперед; но позади — Он Сам,
Подобный мне. Но — близкий к цели.
Февраль 1902
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«- Мы странствовали с Ним по городам. - Ср.: "Он проходил по городам и селениям" (Л к. VIII. 1 ) [Евангелие от Луки].»
Надо же, насколько точный термин нашел я в комментарии к прошлому стихотворению ("Там сумерки невнятно трепетали..."): «они… если не равные, то подобные». Блок согласился со мной: «Он Сам, подобный мне».
Да, это стихотворение прямое продолжение предыдущего. То заканчивалось: «За ним в вечерний сумрак уплыву», в этом – описание «путешествия»:
Мы странствовали с Ним по городам.
И ещё в одном Блок согласился со мной: что Он и поэт, как мастер и ученик:
Боялся я моих невольных сил,
Он направлял мой шаг завороженный
Пожалуй, только одно в моем комменте не принял бы Блок: я определил Его в Микеланджело, а поэта…
В данном стихотворении не поэт подобен Ему, а «Он Сам – подобный мне». Просто Он – «более близок к цели», просто Он – раньше вышел.
Они – подобные и равные. (да простят меня геометры:)
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Публикации: I3. C. 144 и I4. C. 120 – в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. с. 120.
[
I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904] (тит. л. 1905).
I2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
]
Написание "Он" (с прописной буквы) намекает на сакральность образа "двойника". "Двойник" спроецирован на Христа, а лирический герой – на Иоанна Предтечу (см. коммент. к стих. "Снова ближе вечерние тени ... ") – возможно, под впечатлением церковной службы в день Обретения главы Иоанна Предтечи – 24 февраля.
[
«Двойник» – как раз второй, который Редакцией обозначен как “лирический герой”.
Напомню.
Ал. Блок. Из дневника 18-ого года о весне-лете 901-ого:
«К ноябрю началось явное мое колдовство, ибо я вызвал двойников» [выделено Блоком]
Ал. Блок. «О современном состоянии русского символизма»:
«Переживающий все это – уже не один; он полон многих демонов (иначе называемых "двойниками"), из которых его злая творческая воля создает по произволу постоянно меняющиеся группы заговорщиков. В каждый момент он скрывает, при помощи таких заговоров, какую-нибудь часть души от себя самого. Благодаря этой сети обманов – тем более ловких, чем волшебнее окружающий лиловый сумрак, – он умеет сделать своим орудием каждого из демонов, связать контрактом каждого из двойников; все они рыщут в лиловых мирах и, покорные его воле, добывают ему лучшие драгоценности – все, чего он ни пожелает: один принесет тучку, другой - вздох моря, третий – аметист, четвертый – священного скарабея, крылатый глаз. Все это бросает господин их в горнило своего художественного творчества и, наконец, при помощи заклинаний, добывает искомое – себе самому на диво и на потеху; искомое – красавица кукла.»
Ал. Блок. Из дневника 18-ого года о весне-лете 901-ого:
« …Эти сны райские, в отличие от других, которые объемлют дух страстной мглой (начинается борьба другая, борьба с адом, на которую тратятся не те пошлые силы, которые уходят на человеческую борьбу). На помощь призывается: 1) всемогущая сила бога и 2) «умо-сердечное» – Афина и Эрос (завершение мысли, возникшей в 1900 <году>, едва ли не предвестие той адской провокации с двойниками внутри, которая потом погубит), то есть соединение сил духовных с телесными.»
К 18-ому году Блок поймет, что двойники – это «адская провокация», которая «погубит». Но всю весну 1902 года двойники будут приносить «ему лучшие драгоценности – все, чего он ни пожелает: один принесет тучку, другой – вздох моря, третий – аметист, четвертый – священного скарабея, крылатый глаз…»
В этом стихотворении, в этой главе описано, как очередной двойник принес ему «странствия с Ним по городам.»
]
– «Из окон люди сонные смотрели.» – О символике "сонного" земного мира см. коммент. к стих. "Там сумерки невнятно трепетали ...".
[
Разумеется, “здесь” – где они странствовали по городам – не земной мир. Но и в той реальности обыватели выглядели сонными на фоне звенящего мироощущения героя (двойника, в котором тот скрывает “какую-нибудь часть души от себя самого” – души самого героя), идущего рядом с “Ним”.
]
– «Я шел вперед; но позади – он Сам ...» и след. – Ср. слова Иоанна Предтечи о Христе: "Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня" (Ин. 1, 15). 522
»
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится к ШЕСТОЙ сцене ЧЕТВЁРТОГО раздела. Всего сцен в нем – десять:
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года
Сцена 1. Моисей.
Сцена 2. Храм.
Сцена 3. Мастерская.
Сцена 4. Солнечный день.
Сцена 5. Мир у разлива рек.
Сцена 6. С Ним.
Сцена 7. Снова гадалка.
Сцена 8. Призыв к поэту.
Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
Сцена 10.Блуждание по мирам.
*
Сцена шестая. С Ним.
21. «Там сумерки невнятно трепетали…» ( http://www.proza.ru/2017/12/19/1235 )
Взгляд на здесь – «там» из Вне. И он видит того, «кто тронул здесь одну со мною землю» и соглашается «уплыть за ним».
22. «Мы странствовали с Ним по городам…» ( http://www.proza.ru/2017/12/19/1242 )
Описание впечатлений от странствования.
*
Свидетельство о публикации №217121901242