Пьеса Макса Жижмора о Шекспире
Сочинил много пьес (некоторые с соавторами), в том числе «Фигуры» (1924), «Бетховен» (1926; поставлена в 27-м в Передвижном театре), «Убийство Столыпина» (1927), "В те дни, когда», «Джиоконда» (1927), «Золотые скорпионы» (по роману О. Генри «Короли и капуста», 1929), «Атака» (1931), «В царской застенке» (1932), «Две клятвы» (1932), «Шекспир (маска Ретленда)» (1932), «Вождь» (1933). В 1922 году издали единственный сборник стихов Жижмора «Шляпа. Куцопись».
Обратимся к его пьесе "Шекспир (маска Ретлэнда)". Трагедия. Вступительная статья А.А. Смирнова. Л.—М.: Гос. изд-во худ. лит., 1932.
Она посвящена шекспировской проблеме, которая в то время ещё могла в стране обсуждаться. Жижмор полагал, что истинный Шекспир -- это граф Рэтленд. Ранее, в 1924 г., вышла книга «Шекспир — Ретлэнд: Трехвековая конспиративная тайна истории» Ф.П. Шипулинского (1876—1942) — сценариста, актёра, историка и теоретика кинематографа, в которой он подробно осветил рэтлендианскую версию. Как известно, её считали верной у нас нарком просвещения А.В. Луначарский, а также влиятельный искусствовед В.М. Фриче (1870—1929), выпустивший в 1926 г. небольшую книгу "Вильям Шекспир" (незадолго до смерти он стал академиком).
В своём обширном предисловии известный литературовед А.А. Смирнов (он также переводчик, театровед, историк французской и испанской литератур, шахматист и шахматный литератор), выражая выработанную в верхах точку зрения, обрушился с резкой критикой на «антишекспиристов», переведя вопрос в политическую плоскость. Он писал:
«Подводя итоги всем «теориям» антишекспиристов, мы должны решительно подчеркнуть то, что делает их не только неприемлемыми для нас, но и идеологически враждебными… Во-первых, это построение на базе антинаучного психолого-биографического метода в манере Брандеса, стремившегося объяснять все содержание творчества писателя (вплоть до отдельных его образов) узколичными обстоятельствами его жизни, интимными его переживаниями и впечатлениями… Во-вторых, это господствующая в антишекспировской литературе аристократическая тенденция (не случайно все серьезные кандидаты в Шекспиры — титулованные лица).
Думаем, что этих двух моментов достаточно, чтобы признать проникновение «Ретлендской гипотезы» в нашу учебную литературу досадным недоразумением. Вообще же, весь этот долгий и запутанный спор по поводу шекспировского авторства представляет лишь анекдотический интерес и не имеет ничего общего с научным изучением творчества Шекспира. Нам важно не имя автора и не бытовая личность его, а классовый субъект тех 34 пьес, которые, — надо полагать, с достаточным основанием, — современники и потомство приписывали Вильяму Шекспиру».
Этот взгляд на шекспировский вопрос стал официальным, и он положил конец «вольнице» 20-х годов, когда в стране активно обсуждалась и рэтлендианская версия. Смирнов отметил в предисловии к пьесе Жижмора, что в ней не отражена "общественная среда", поэтому она не более, чем драматизированная биография. И сделал вывод: "Лишь с этими существеннейшими ограничениями мы можем признать художественную ценность предлагаемой пьесы".
Нарисованная Жижмором картина имевших место событий вкратце такова. Группа "прогрессивных" дворян (вроде наших декабристов), в которую входят графы Эссекс, Саутгемптон, Рэтленд и др., противостоит "реакционному монархическому режиму" королевы Елизаветы, которую они все ненавидят, называют "рыжей кошкой"; отрицательно они относятся и к Ф. Бэкону, как верной её опоре.
Спектакль начинается с того, что в августе 1600 г. написанную драматургом Роджером Мэннерсом графом Рэтлендом историческую пьесу "Ричард II" поставили в театре "Глобус". Эссекс и его друзья понимают, что антимонархический подтекст пьесы вызовет подозрение в заговоре, и тогда им всем несдобровать. А в "Глобусе" был актёр по фамилии Шекспир (он браконьер, откупщик и ростовщик; на него работают несколько человек, следящих за лошадьми зрителей), который за деньги готов на всё. Ему-то они и решают приписать авторство крамольной пьесы, ведь тогда королева будет спокойна: понятно, что автор-актёр ничего против власти не замышлял. Так подкупленный человек из Стратфорда в 1600 г. стал драматургом Шекспиром.
Особенность пьесы в том, что большое значение автор придал отношениям графа Рэтленда со своим родственником Эдвардом Рэтлендом (Жижмор называет его двоюродным братом Роджера). Этот братец резко осуждает оппозиционную деятельность графа, как позорящую весь их род. Показан мятеж Эссекса 1601 года, и говорится, что Рэтленда спас от тюрьмы отец Эдварда, взяв на поруки в свой замок Эффингтон (потом Эдвард напомнит Роджеру об этом).
Заканчивается представление такой сценой: в июне 1612 г. к живущему в Кембридже Эдварду Рэтленду заезжают по дороге в свой замок граф Рэтленд со своей супругой. Вспыхивает старая вражда, а у Эдварда есть имущественный интерес избавиться от родственника (будто бы в юности они по дружбе обменялись завещаниями, потом Роджер вернул Эдварду его, а тот нет: сказал, что уничтожил, а на самом деле сохранил). И Эдвард убивает Роджера и Елизавету, выдавая их смерть за самоубийство "в припадке безумия".
(А ранее Эдвард сказал жене, что хотел его убить ещё в 1601 г., после суда над мятежниками. Видимо, этот родственник надеялся, что граф будет казнён, а так как младшие братья Роджера тоже участвовали в мятеже, то титул и собственность перейдут к нему. Но не получилось. А потом королева умерла, и новый монарх снял все санкции с графа -- Эдварду было отчего прийти в отчаяние.)
(Обновлено 23.12.17)
Свидетельство о публикации №217121901562
Элеонора Панкратова-Нора Лаури 08.01.2018 13:21 Заявить о нарушении
Видимо, в начале прошлого века версия об убийстве 5-го графа Рэтленда была широко распространена (нужно найти её источник -- м.б. Демблон или кто другой). Её
придерживался Луначарский (он считал верной Шекспиром Рэтленда). В изданных в 24 г. его лекциях читаем:
«…как мы можем догадываться, Ретленда устранил его двоюродный брат путем внутреннего переворота… Нужно думать, что в «Буре», где он прощает вступившего против него в заговор брата, есть прямой отклик на начало этих событий. Надо думать, что Ретленд предчувствовал это, знал это, но негодяй его прощения не принял во внимание и довёл свое кровавое дело до конца. Тогда особенно трагический ореол получает и личная судьба Ретленда как человека, и судьба его как Шекспира, то есть как писателя».
И Жижмор в пьесе тоже называет убийцу двоюродным братом графа. Но, как известно, двоюродного брата у него не было. Судя по всему, имеется в виду двоюродный дядя Джордж Мэннерс (1573--1623).
Но какой у него был интерес убивать Роджера в 1612 г., если титул переходил (и перешёл) к его родному брату Фрэнсису? Вот Фрэнсис был заинтересован.
В общем, тут много загадок (если считать, что версия об убийстве имеет основания).
Леввер 08.01.2018 14:00 Заявить о нарушении
Да, тут есть чем заниматься исследователям…
Надо , наверное , следить за тем , что в Англии выходит...
Элеонора Панкратова-Нора Лаури 08.01.2018 14:50 Заявить о нарушении
На сайте TudorPlace можно прочесть:
Several sources claim Elizabeth Sidney poisoned Roger Manners to free herself from an unhappy marriage and that a short time later she was herself killed by his family or friends in revenge for his death. However, biographies of her father and grandfather, give the date 1614 for Elizabeth`s death, the Earl of Rutland died in 1612. The Oxford DBN (under `Manners, Roger`), however says that she died «within a fortnight of her husband`s funeral, occasioning wild rumours that she had been poisoned by medicine» supplied by Sir Walter Raleigh. The entry also reports gossip that Sir Thomas Overbury vas in love with her. Elizabeth was buried near her father Phillip at St. Paul`s, although she shares a memorial at Bottesford with her husband.
Леввер 08.01.2018 15:03 Заявить о нарушении
Так что успеха Вам в дальнейших исследованиях.
Элеонора Панкратова-Нора Лаури 08.01.2018 17:57 Заявить о нарушении
Леввер 08.01.2018 18:37 Заявить о нарушении
В целом вопрос об авторстве Шекспира не разрешен. Автор статьи "Проект Shake-Speare, или его величество случай", датируемой 2015 г., не тратя аргументов, отметает кандидатуры Ретленда, его жены, Бэкона и прочих, и "Шекспиром" объявляет Филипа Сидни (Шекспир-поэт) и Кристофера Марло (Шекспир-драматург). Некто Дм. Иванов в своих лекциях о Шекспире, касаясь кандидатуры Ретленда, пишет просто и незатейливо: "Ученый мир, за исключением нескольких резких отповедей, книгу Гилилова проигнорировал."
Алексей Аксельрод 09.01.2018 00:53 Заявить о нарушении
>>>"Ученый мир, за исключением нескольких резких отповедей, книгу Гилилова проигнорировал."
Я думаю, это характеризует не столько книгу Гилилова, сколько нравы учёного мира. Они готовы допустить смену парадигмы, но не при их жизни.
Леввер 09.01.2018 09:33 Заявить о нарушении