Перемышль, польск. Пшемысль, город - этимология
1) История
* Первое упоминание города в летописях исследователи относят к 981 году. Повесть временных лет: «В лето 6489. Иде Володимиръ к ляхомъ и зая грады ихъ: Перемышль, Червенъ и ины городы, иже суть и до сего дне подъ Русью».
«В лето 6605 (1097). Приидоша Святополкъ и Володимеръ, и Давыдъ Игоревичь, и Василко Ростиславичь, и Давыдъ Святославичь и братъ его Олегъ, и сняшася Любчи на строенье мира. И глаголаше к собе, рекуще: «Почто губимъ Рускую землю, сами на ся котору <...> имуще? …Кождо держить очьчину свою: Святополку — Киевъ… — Перемышль Володареви…».
Примечание
Кн. Володарь Ростиславич (1085-1124) сын тмутараканского князя Ростислава Владимировича (Тамань), Тмутаракань в хазарское правление Самкерц, торговый город со смешанным населением: хазары, евреи, греки, славяне и т.д., основные религии: христианство, иудаизм.
* Позже Пшемысл пограничный с Польшей город, в составе Галицко-Волынское княжества с 1199 года, в 1344 окончательно завоёван Польшей. После разделов Польши под управлением Австро-Венгрии в XVIII-XIX вв., с 1920 года в Польской республике, с 1939 г. в составе СССР, затем в составе Польши.
2) Топография
* См. Карту СССР послевоенных лет
* См. Карта Европы 1889 года Фридриха Баура
3) Применение топонима в литературе
* Галицкая летопись (1201-1260): «смерды многы пьшьцы и собра я в Перемышль».
* Статейный список Желябужского (1657): «А сдались де было ему городы: Сенгуръ, Перемышль, Галичь, Терновъ, Пивчюгъ, а со всехъ взялъ денги; а сколко де съ которова взялъ, того я не ведаю».
* Н. М. Карамзин. История государства Российского: Том 2 (1806-1818): «Историки польские говорят, что великий князь, обязанный королю счастливою переменою судьбы своей, взялся содержать его войско, давал ему съестные припасы, одежду и жалованье; что Болеслав, плененный красотою места, роскошными приятностями Киева и любезностию россиянок, едва мог выйти из сей новой Капуи, что он на возвратном пути, в Червенской области, или Галиции, осаждал Перемышль, который, будучи весьма укреплен искусством, каменными стенами и башнями, долгое время оборонялся».
* ЭСБЕ/Сан, река https://ru.wikisource.org/wiki//,_
На Сане более значительные города Пржемысл и Ярослов. На протяжении 15 вер., между сел. Лязни и Каменкой, Сан течет по границе Австрии с Россией (Люблинской губ.). Сан делит Галицию на 2 половины, вост. и зап., и служит этнографической границей между двумя главными ее народностями — (мало) русской и польской, вследствие чего у галицких русских сложилась поговорка: «Знай, Ляше! по Сян наше».
* См. ЭСБЕ/Пшемысл
https://ru.wikisource.org/wiki//
4) Обобщение и вывод
а) Историческая география
В X веке оформлялись национальные границы Польши и Киевской Руси, слабая заселенность громадных территорий не позволяла закрепить пределы появившихся государств. Христианизация в Польше началась в 966 году, Русь приняла христианство в 988 г., епископская кафедра в Перемышле известна с XIII в., в церковная организация на территория Червонной Руси оформилась к 1367 году.
Киев – Львов – Пшемысль – Краков – Прага – практически прямой путь. Пшемысль, скорее всего транзитный, сторожевой и таможенный пункт на границе между Киевской Русью и Польшей – важный торговый путь, выход в Европу (источников мало). В конце X века Перемышль входил в состав Киевского княжества, в XI веке в Западной Руси сформировались два княжества — Галицкое и Волынское, в конце XII века были объединены в Галицко-Волынское.
б) Восточная литература. Хроника великой Польши
*
Гл. 11. О Болеславе первом: «Подать эта называется «строжа» потому, что брали ее для [удовлетворения] нужд людей, находившихся на страже в крепостях, особенно для тех, кто пребывал на крайних границах королевства. Ибо вышеупомянутый король Болеслав, после того как установил границы Польши в Киеве,…».
Глава 28. О пленении какого-то русского князя: «В то время как Болеслав был занят разными делами в других районах, некий князь русских по имени Володарь (князь перемышльский с 1092 г.), завидуя счастью Болеслава, созывает русских князей, всех будоражит, каждого в отдельности убеждает помнить о своем знатном происхождении». …
в) Ян Длугош (каноник, 1415-1480). Аналы или хроники славного королевства Польши, кн.1
http://www.vostlit.info/Texts/rus5/Dlugos_3/frametext1.htm
«Также Перемышль, основанный Пржемыславом, более чем чем–либо иным, знаменит епископским достоинством, а также замком и храмом, построенным в замке из квадратных камней, и кроме того – рекой Саном, что протекает под ним».
* Комментарий переводчика
65. Перемышль – древнерусский город в Прикарпатье на правом берегу реки Сана (ныне на территории Польши). Впервые упоминается в летописи под 981 г.; возможно, входил в число так называемых Червенских городов (Исаевич Я.Д. Грады Червенские. С. 119).
Располагался на международном торговом пути, связывавшем Центральную Европу со Средней Азией и Ближним и Дальним Востоком (Даркевич В.П. К истории. С. 99), отсюда все возраставшее значение города и прилегавшей области в русско–польско–венгерских спорах. (Пржемыслав – легендарный прародитель чешской княжеской династии Пржемысловичей (Cosm. I, 6–9. P. 15–22).
В третьей четверти X в. восточнославянские хорваты, центром которых был Перемышль, входили в сферу политического влияния Древнечешского государства. Именно к этому времени, возможно, и относится возникновение Перемышля, в силу чего могло возникнуть представление о связи его названия с эпонимом чешских князей. – Ред.).
г) Евреи в Польше
В Гнезненском архикафедральном костёле есть Гнезненские врата (XII в.) отлитые из бронзы — двупольные распашные двери. На них изображен сюжет, где Святой Войцех (955-997) обвиняет евреев в торговле христианскими невольниками перед чешским князем Болеславом II Благочестивым (932-999). Еврейские торговцы (официально признанные монархами купцы) фиксируются на территории Польши с X века.
* ЕЭБЕ/Польша
Первые фактические сведения о переселении евреев в Польшу относятся к концу XI в. — все, что сообщается о более раннем пребывании евреев, легендарно. Чешский летописец Козьма Пражский передает, что ввиду преследований евреев в Чехии, незадолго до первого крестового похода (1096), состоятельные евреи переселились в Польшу. Дальнейшее переселение состоялось ко времени 3-го похода. К концу XII в. имеется уже больше данных. Найденные в Великой Польше, в деревне Гленбокое, брактеаты (монеты) с еврейскими надписями свидетельствуют о том, что в то время в Польше были евреи-монетчики или откупщики монетного двора. Летописец Кадлубек сообщает, что в княжение Мешки III налагались тяжелые наказания за убийство еврея и за нападения школьников на евреев…
Судя по частым ссылкам в респонсах XII и XIII вв. на торговые сношения немецких евреев с Польшей и Киевской Русью, надо полагать, что в этих странах жили их единоверцы, благодаря чему торговля могла принять оживленный характер. В записи об иммунитете, пожалованном в 1262 г. монастырю в Копршивнице (Малая П.) краковским и сандомирским князем Болеславом Стыдливым, монастырю разрешено было привлечь для колонизации всякого рода людей, за исключением евреев; цель ясна — князь не желал лишиться доходов от евреев, которые пошли бы в пользу владетеля иммунитета. Правовое положение евреев вырисовывается более определенно в изданной два года спустя знаменитой привилегии Болеслава Калишского; евреи — его собственность, servi camerae.
Вывод
Исторические данные сообщают о пограничном состоянии территории Перемышля, соответственно мы должны рассматривать топоним как пункт начала одной и конец другой страны, обычно такие «сторожевые» и таможенные точки на местности укрепляли. Отметим, что в Пшемысле каменная стена и замок построены в 1389 году, возможно, какие-либо укрепления существовали и ранее, однако сведений об этом найти не удалось.
Итак, у нас сформировался ОБРАЗ города Перемышль - край, конец одной страны, начало другой; сторожевой пост (поселение); укрепленный таможенный пункт.
Необходимо «связать» имя с библейской терминологией и ОБРАЗАМИ, сознание и мышление людей в раннем средневековье было религиозным, свою жизнь и деятельность мыслили ОБРАЗАМИ, взятыми из Библии; достаточно посмотреть древнерусское летописание и западные анналы и хроники.
5) Терминология иврита и библейский образ
Перемышль, польск. PrZemysl – очевидно, что эти два имени ТОЖДЕСТВЕННЫ по написанию, в польское имя добавлен знак Z, скорее всего, в более поздний период, т.к. в польских документах XV века фигурирует Перемышль (см. выше).
а) Терминология
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, прочитаем его наоборот, как в иврите и выделим корни.
Русск. ПЕРЕМЫШЛЬ = польск. PR(Z)EMYSL = П.Р.М.Ш.Л., P.R(z).M.S.L. = наоборот Л. + Ш.М.Р. + П. = L + S.M.R. + P.
У нас сразу же появляются два корня иврита – Ш.М.Р. хранить, нести охрану, сторожить, стеречь и П край, конец, сторона; рубеж.
Общий вид
Русск. ПЕРЕМЫШЛЬ = польск. PR(Z)EMYSL = П.Р.М.Ш.Л., P.R(z).M.S.L. = наоборот Л +Ш.М.Р. + П; L+ S.M.R. + P = иврит Л принадлежность, направление + Ш.М.Р., ШАМАР нести охрану, хранить, сторожить + ПЕ от ПЕА край, рубеж.
Топоним можно интерпретировать как – охраняемый рубеж (край), собственно это функция любого средневекового города; каждое поселение имело свою зону военной и хозяйственной ответственности.
Источник
* См. стронг иврита 6310 ПЕ
* См. стронг иврита 8104, ШАМАР
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_498.htm
б) Библейский образ
* ПЕ, край, конец, рубеж
Ездра 9:11: «которые заповедал Ты чрез рабов Твоих пророков, говоря: земля, в которую идете вы, чтоб овладеть ею, земля нечистая, она осквернена нечистотою иноплеменных народов, их мерзостями, которыми они наполнили ее от края (ПЕ) до края (ПЕ) в осквернениях своих».
* Ш.М.Р., ШАМАР
Исаия 21:11: «Пророчество о Думе. - Кричат мне с Сеира: сторож (ШАМАР)! сколько ночи? Сторож (ШАМАР)! сколько ночи?».
Бытие 3:24: «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять (Ш.М.Р.) путь к дереву жизни».
Таким образом, необъясненный русско.-польск. топоним ПЕ+РЕМЫШ+ЛЬ составлен из терминов библейского иврита.
Содержание слова соответствует действительности - функции города, который он выполнял во времена раннего средневековья. Форпост, сторожевой и транзитный пункт на торговом пути Киев-Прага, на западном рубеже Киевской Руси.
19.12. 2017 г.
Свидетельство о публикации №217121901794