Блок. Гадай и жди. Среди полночи... Прочтение
Гадай и жди. Среди полночи
В твоем окошке, милый друг,
Зажгутся дерзостные очи,
Послышится условный стук.
И мимо, задувая свечи,
Как некий Дух, закрыв лицо,
С надеждой невозможной встречи
Пройдет на милое крыльцо.
15 марта 1902
И снова – гадалка.
Каждый раз, как только он прорывается на «Бездорожье», гадалка сбивает ему пути. Притягивая к «милому крыльцу».
Л.Д. Из воспоминаний:
«…письмо передано не было, никакого объяснения тоже не было, nach wie vor, так что "знакомство" благополучно продолжалось в его "официальной" части, и Блок бывал у нас по-прежнему».
«Письмо» – то самое, где она писала: «Вы навоображали обо мне всяких хороших вещей и за этой фантастической фикцией, которая жила только в Вашем воображении, Вы меня, живого человека, с живой душой, и не заметили, проглядели...»
...«благополучно продолжалось" - она же 27 января с Блоком "порвала": запретила пройти с нею по Невскому.
«По-прежнему» или по-немецки «nach wie vor» – раньше их официальные встречи происходили приблизительно так:
«Осенью гостили Сара Менделеевы … Блок сидел на подоконнике еще со стеком в руках, в белом кителе, высоких сапогах, и говорил на тему "зеркал"… Говорил, конечно, рассчитывая только на меня. И кузины, и мама, и тетя и отмахивались, и негодовали, и просто хихикали. Мы были с ним в заговоре, в одном, с неведомыми еще никому "ими"».
А теперь... Конечно, теперь было всё не «nach wie vor». Он “по-прежнему” говорил только для нее, но с ее стороны теперь был не «заговор», а каменная стена. Или она, не дослушав до конца предложения, просто вставала и выходила… Да мало ли этих «милых» женских жестокостей можно напридумывать.
Стервой – женщиной, не колеблющейся причинить любимому боль, она стала под стать прочим нашим женщинам Серебряного века – Лиле Брик, Анне Ахматовой, Елене Дьяконовой (Гала Дали), Ольге Хохловой (первая жена Пикассо), Вере Макинской (Имре Кальмана), Екатерине Десницкой (первая жена тайского принца Чакрабона), Маргарите Коненковой (помимо всего прочего – на пятом десятке ставшей любовницей Эйнштейна... ) – да сколько их…
…знаменитых, не ставящих никого ни во что…
…хмыкающих на глупые мужские завихрения гениев, спокойно берущих свое, законное: от супружеской постели у поэта, до ядерных секретов у физика, от имущественных прав на все живописные работы у Пикассо, до личного замка у Дали – а самому Дали вход туда будет воспрещен, сюрреализм, потому что…
… мучающих…
… дающих смысл жизни…
… еще раз удивлюсь: воспитывавшихся на тургеневских-то девушках!
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
- «Гадай и жди. Среди полночи...» - Встреча "Девы" с "Духом" раскрыта через переклички с евангельским образом Жениха, Грядущего в полночь (Мф.XXV. 6). Но кощунственно связана с гаданием.
[Приведу упомянутую притчу:
«
От Матфея святое благовествование. Глава 25
1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
2 Из них пять было мудрых и пять неразумных.
3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;
11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.
12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
»
Ну что ж, полночь есть там, и там, Жених - тоже, свеча, могущая погаснуть вполне коррелирует с погасшими у "неразумных дев" светильниками... И есть предыдущее стихотворение, "Мы странствовали с Ним по городам":
"Нас видели по черным городам,
И, сонные, доверчиво смотрели:
Я шел вперед; но позади — Он Сам,
Подобный мне. Но — близкий к цели".
где герой с Ним почти на равных...
Напомню, что на дату написания исходного стихотворения Любовь Дмитриевна от Блока отстранилась...
Интересно, если Блок держал в уме эту притчу, то среди какой части дев он видел... м-м-м... героиню?
]
Публикации: I1 С.37 в отделе "Неподвижность";I2. С. 103; I3. С. 149 и I4. С. 125 – в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. С. 121.
[
I1 – [Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904] (тит. л. 1905).]
l2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме
(1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
]
»
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя”.
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей».
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма.
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится к седьмой сцене ЧЕТВЁРТОГО раздела. Всего сцен в нем – десять:
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года
Сцена 1. Моисей.
Сцена 2. Храм.
Сцена 3. Мастерская.
Сцена 4. Солнечный день.
Сцена 5. Мир у разлива рек.
Сцена 6. С Ним.
Сцена 7. Снова гадалка.
Сцена 8. Призыв к поэту.
Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
Сцена 10.Блуждание по мирам.
*
Сцена седьмая. Снова гадалка.
23. «Гадай и жди. Среди полночи…» ( http://www.proza.ru/2017/12/20/1161 )
И снова – явление гадалки.
24. «Жизнь медленная шла, как старая гадалка…» ( http://www.proza.ru/2017/12/20/1173 )
Сон – «под игом чуждой воли».
25. «Мой вечер близок и безволен…» ( http://www.proza.ru/2017/12/22/1166 )
Тяжелый плен общения с гадалкой.
26. «На темном пороге тайком…» ( http://www.proza.ru/2017/12/22/1181 )
«Случайная» встреча с гадалкой в Темном храме.
27. «Я медленно сходил с ума…» ( http://www.proza.ru/2017/12/23/974 )
безнадежное ожидание
*
Свидетельство о публикации №217122001161