Блок. Гадай и жди. Среди полночи... Прочтение

23. «Гадай и жди. Среди полночи…»






                Гадай и жди. Среди полночи
                В твоем окошке, милый друг,
                Зажгутся дерзостные очи,
                Послышится условный стук.

                И мимо, задувая свечи,
                Как некий Дух, закрыв лицо,
                С надеждой невозможной встречи
                Пройдет на милое крыльцо.
   



                15 марта 1902

     И снова – гадалка.
     Каждый раз, как только он прорывается на «Бездорожье», гадалка сбивает его пути. Притягивая  к «милому крыльцу».

Л.Д. Из воспоминаний:
     «…письмо передано не было, никакого объяснения тоже не было, nach wie vor, так что "знакомство" благополучно продолжалось в его "официальной" части, и Блок бывал у нас по-прежнему.»

     «Письмо» – то самое, где она писала:  «Вы навоображали обо мне всяких хороших вещей и за этой фантастической фикцией, которая жила только в Вашем воображении, Вы меня, живого человека, с живой душой, и не заметили, проглядели...»

     «благополучно продолжалось" - она же 27 января с Блоком "порвала": запретила прогуляться с нею по Невскому.
     «По-прежнему» или   по-немецки  «nach wie vor» –  это приблизительно так:
     «Осенью гостили Сара Менделеевы … Блок сидел на подоконнике еще со стеком в руках, в белом кителе, высоких сапогах, и говорил на тему "зеркал"…  Говорил, конечно, рассчитывая только на меня. И кузины, и мама, и тетя и отмахивались, и негодовали, и просто хихикали. Мы были с ним в заговоре, в одном, с неведомыми еще никому "ими".»

     Конечно, теперь было всё не «nach wie vor». Он “по-прежнему” говорил только для нее, но  с ее стороны теперь был не «заговор», а каменная стена. Или она, не дослушав до конца предложения, просто вставала и выходила… Да мало ли этих «милых» женских жестокостей можно напридумывать.
     Стервой – женщиной, не колеблющейся причинить любимому боль, она стала под стать прочим нашим женщинам Серебряного века – Лиле Брик, Анне Ахматовой, Елене Дьяконовой (Гала Дали), Ольге Хохловой (первая жена Пикассо), Вере Макинской (Имре Кальмана), Екатерине Десницкой (первая жена тайского принца Чакрабона), Маргарите Коненковой (помимо всего прочего – на пятом десятке ставшей  любовницей Эйнштейна... ) – да сколько их…
     …знаменитых, не ставящих никого ни во что…
     …хмыкающих на глупые мужские завихрения гениев, спокойно берущих свое, законное: от супружеской постели у поэта, до ядерных секретов у физика, от имущественных прав на все живописные работы у Пикассо, до личного замка у Дали – а самому Дали вход туда будет воспрещен, сюрреализм, потому  что…
     … мучающих…
     … дающих смысл жизни…
     … еще раз удивлюсь: воспитывавшихся на  тургеневских-то девушках…

*
*

 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
              IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится к  седьмой сцене ЧЕТВЁРТОГО раздела. Всего сцен в нем – десять:


                IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года

         Сцена 1.  Моисей.
         Сцена 2. Храм.
         Сцена 3. Мастерская.
         Сцена 4. Солнечный день.
         Сцена 5. Мир у разлива рек.
         Сцена 6. С Ним.
                Сцена 7. Снова гадалка.
         Сцена 8. Призыв к поэту.
         Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
         Сцена 10.Блуждание по мирам.

*
           Сцена седьмая. Снова гадалка.

         23. «Гадай и жди. Среди полночи…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/20/1161 )
         И снова – явление гадалки.
 24. «Жизнь медленная шла, как старая гадалка…»  ( http://www.proza.ru/2017/12/20/1173 )
Сон – «под игом чуждой воли».
25. «Мой вечер близок и безволен…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/22/1166 )
Тяжелый плен общения с гадалкой.
26. «На темном пороге тайком…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/22/1181 )
«Случайная» встреча с гадалкой в Темном храме.
27. «Я медленно сходил с ума…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/23/974 )
безнадежное ожидание
*


Рецензии