Блок. Жизнь медленная шла, как старая.. Прочтение

24. «Жизнь медленная шла, как старая гадалка…»





                Жизнь медленная шла, как старая гадалка,
                Таинственно шепча забытые слова.
                Вздыхал о чем-то я, чего-то было жалко,
                Какою-то мечтой горела голова.

                Остановясь на перекрестке, в поле,
                Я наблюдал зубчатые леса.
                Но даже здесь, под игом чуждой воли,
                Казалось, тяжки были небеса.

                И вспомнил я сокрытые причины
                Плененья дум, плененья юных сил.
                А там, вдали — зубчатые вершины
                День отходящий томно золотил…

                Весна, весна! Скажи, чего мне жалко?
                Какой мечтой пылает голова?
                Таинственно, как старая гадалка,
                Мне шепчет жизнь забытые слова.
                16 марта 1902





    Конечно, это описание сна. Описание его ключевой сцены – той которую наиболее ярко вспоминаешь, проснувшись – это вторая строфа:

                Остановясь на перекрестке, в поле,
                Я наблюдал зубчатые леса.

     … а уж потом вспоминаешь глубже, дальше:

                И вспомнил я сокрытые причины
                Плененья дум, плененья юных сил.

     (Конечно,  «зубчатые леса»,  «зубчатые вершины», которые «день отходящий томно золотил»  – они те самые,  где:

                «…Там, над горой Твоей высокой,
                Зубчатый простирался лес…
                22 июня 1901»

(«Из Примечаний к тому стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «Имеется в виду Бобловская гора – "высочайшая во всей округе. Отсюда открываются необъятные дали" (Бекетова 11. С. 60)»);

     где:


                "              …ты… цвела когда-то,
                Там, над горой туманной и зубчатой,
                В лучах немеркнущей зари.
                1908")

     то есть окрестности Шаматово-Боблово.
    
     И понимаешь, что именно в этом

                … сокрытые причины
                Плененья дум, плененья юных сил

     И вспомнив, весь сон, и поняв его, окончательно проснувшийся поэт пишет:

                Весна, весна! Скажи, чего мне жалко?
                Какой мечтой пылает голова?
                Таинственно, как старая гадалка,
                Мне шепчет жизнь забытые слова.

     Пишет, еще раз, произнеся  главное слово:  «гадалка».

Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «
     Публикации: I3. С. 151 и I4. С. 126 – в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. С. 121.
[
I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904]  (тит. л. 1905).
I2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
]

     – "… сокрытые причины // Плененья дум, плененья юных сил." – Отражение господствующих в СПД представлений о "Душе Мира" (и земном мире) как "разлученных" (с духовной первоосновой жизни), "плененных" (земным Хаосом) и "тоскующих" (в плену у материальности) (ср.  запись Блока в дневнике от 30(17)  августа  1918 г.). Мысль повторена в дневниковой записи от 11 сентября (29  августа) 1918  г.:  "Смысл ее печали ( ... )  ищется в природе": природа "страшит ее и лишает надежды на свободу. В этой мысли, как я узнал впоследствии, оказалось родство с мыслью о плененной Мировой душе (Святой Дух Оригена), которую лелеял последний – Вл. Соловьев".
» 

     Здесь опять Редакция переводит живую мистику Блока в нечто схоластическое. «ср.  запись Блока в дневнике от 30(17) августа 1918 г.)». Давайте “ср.”.

Ал. Блок. Из дневника 18-ого года о весне-лете 901-ого (30 (17) августа):
     «
     25 января – гулянье на Монетной к вечеру в совершенно особом состоянии. В конце января и начале февраля (еще – синие снега около полковой церкви, – тоже к вечеру) явно является Она. Живая же оказывается Душой Мира (как определилось впоследствии), разлученной, плененной и тоскующей (…и Она уже в дне, т, е. за ночью, из которой я на нее гляжу. То есть Она предана какому-то стремлению и «на отлете», мне же дано только смотреть и благословлять отлет).
     »

     Имеем: “совершенно особое состояние”, темный – “ночной” – переулок и высвеченная завтрашним светом “Она” –“ разлученная, плененная и тоскующая”.
     Никакой философии, никаких “материальностей” – просто чудо.
     Точно такое же как у ещё не читанного зимой 1901 года Блоком Вл. Соловьева:
     «Я, Владимир Соловьев, уроженец Москвы, призывал Тебя и видел Тебя трижды: в Москве в 1862 году, за воскресной обедней, будучи девятилетним мальчиком; в  Лондоне, в Британском музее, осенью 1875 года, будучи магистром философии и доцентом Московского университета; в пустыне близ Каира, в начале 1876 года.»
     Или такое же как многочисленные врезки чужим почерком в рукописях Соловьева.
     (
      Их пример из   статьи Г.И. Чулкова «Автоматические записи Вл. Соловьева»:
«Автограф на листе писчей бумаги с синими линейками и с водяными знаками – (марка, слова – Stowford Mills  год: 1877). Наверху крупными буквами: ПРОГРАММА. Под заголовком зачеркнуты четырьмя косыми чертами две строчки (I. О философской свободе. Форма и содержание философии). В третьей строке зачеркнуты три слова (Идея и факт), - причем над словом "идея" стоит незачеркнутая цифра 2, а над словом "факт" – I. Далее: "Абсолютное всеединство как сущая истина (Бог) и мировая рознь как необходимый процесс”.
     …После этой записи – измененным почерком – диалог, текст коего таков:
      Sophie. Ну что же милый мой? Как ты теперь себя чувствуешь?
      Милый я люблю тебя. Sophie.
      Я не хочу чтоб ты был печальным. Я дам тебе радость. Я люблю тебя. Sophie.
      
     На третьей странице такой текст:
     Sophie. Я буду рада получить от тебя весть. Милый мой как я люблю тебя. Я не могу жить без тебя. Скоро скоро мы будем вместе. Не печалься все будет хорошо. Sophie.

     На четвертой странице текст (в обратном порядке по отношению к верхнему краю бумаги) -- обычным почерком (не автоматическое письмо).
     Мировой процесс есть воплощение божества в мире…
     )






*
*

 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.

              IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
   
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится к  седьмой сцене ЧЕТВЁРТОГО раздела. Всего сцен в нем – десять:


                IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года

         Сцена 1.  Моисей.
         Сцена 2. Храм.
         Сцена 3. Мастерская.
         Сцена 4. Солнечный день.
         Сцена 5. Мир у разлива рек.
         Сцена 6. С Ним.
                Сцена 7. Снова гадалка.
         Сцена 8. Призыв к поэту.
         Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
         Сцена 10.Блуждание по мирам.

*
           Сцена седьмая. Снова гадалка.

23. «Гадай и жди. Среди полночи…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/20/1161 )
И снова – явление гадалки.
                24. «Жизнь медленная шла, как старая гадалка…»  ( http://www.proza.ru/2017/12/20/1173 )
                Сон – «под игом чуждой воли».
25. «Мой вечер близок и безволен…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/22/1166 )
Тяжелый плен общения с гадалкой.
26. «На темном пороге тайком…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/22/1181 )
«Случайная» встреча с гадалкой в Темном храме.
27. «Я медленно сходил с ума…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/23/974 )
безнадежное ожидание
*


Рецензии