Блок. Мой вечер близок и безволен... Прочтение
Мой вечер близок и безволен.
Чуть вечереют небеса, —
Несутся звуки с колоколен,
Крылатых слышу голоса.
Ты — ласковым и тонким жалом
Мои пытаешь глубины,
Слежу прозрением усталым
За вестью чуждой мне весны.
Меж нас — случайное волненье.
Случайно сладостный обман —
Меня обрек на поклоненье,
Тебя призвал из белых стран.
И в бесконечном отдаленьи
Замрут печально голоса,
Когда окутанные тенью
Мои погаснут небеса.
27 марта 1902
…– «Чуть вечереют небеса» – заря. Та самая, которая год назад: «…началось хождение около островов и в поле за Старой Деревней, где произошло то, что я определял, как Видения (закаты)…Тут же закаты брезжат видениями, исторгающими слезы, огонь и песню…» (Ал. Блок. Дневники 18 года о весне 1901).
И в этом мареве звоны колоколов смешиваются с голосами крылатых ангелов… Каким восторгом его наполняли прошлой весной «младые были»… А теперь – гадалка… После неё каждый раз – отчаяние. Как с утра «пылала голова» (в прошлом стихотворении), так до вечера (когда «погаснут небеса»):
…Ты – ласковым и тонким жалом
Мои пытаешь глубины.
отрава, отрава, отрава... И ложь:
…обман —
Меня обрек на поклоненье…
…обман —
…Тебя призвал из белых стран.
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Впервые: I1. С. 34, в цикле СПД, в отделе "Неподвижность".
Публикации: I2. С. 103; I3. С. 152 и I4. С. 127– в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. С. 122.
Д р у г и е р е д а к ц и и и в а р и а н т ы
– «Твоим прозреньям не причастен // ( ... )Я в этой жизни многовластен // И родствен с этой глубиной.» – Более резко, чем в окончательном тексте, противопоставлены героиня ("Ты") и лирический герой, причастный "этой (земной) жизни" и ее "глубинам".
[
Противопоставления не вижу: имеем “эту жизнь” и “эту глубину” – явное сопоставление, явное равенство, в первой из которых лирический герой – “ многовластен ”, а последней – “родствен”.
И в стихотворении – любимый фокус Блока, скрывающий истинную величину буквы т(Т): все упоминания о т(Т)ебе – в началах строк, которые по тогдашним правилам в любом случае писались с прописной буквы. Для влюбленного юноши – это был ещё один способ уравнять любимую земную девушку с Лучезарной Подругой. Чтобы при чтении их облики двоились, перетекали друг в друга. Но по сути это двойничество, эта её маска – обман.
Чья версия – моя или членов Редакции – верна, судите сами. Блок редко комментировал, разъяснял свои стихи. Обычно, он просто пожимал плечами: Вы так прочитали, значит, можно понимать и так.
А сам в дневнике однажды обронил:
«
Всякое стихотворение — покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды. Из-за них существует стихотворение. Тем оно темнее, чем отдаленнее эти слова от текста. В самом темном стихотворении не блещут эти отдельные слова, оно питается не ими, а темной музыкой пропитано и пресыщено. Хорошо писать и звездные и беззвездные стихи, где только могут вспыхнуть звезды или можно их самому зажечь.
21 декабря 1906 г.
»
]
»
*
*
Вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится к седьмой сцене ЧЕТВЁРТОГО раздела. Всего сцен в нем – десять:
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года
Сцена 1. Моисей.
Сцена 2. Храм.
Сцена 3. Мастерская.
Сцена 4. Солнечный день.
Сцена 5. Мир у разлива рек.
Сцена 6. С Ним.
Сцена 7. Снова гадалка.
Сцена 8. Призыв к поэту.
Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
Сцена 10.Блуждание по мирам.
*
Сцена седьмая. Снова гадалка.
23. «Гадай и жди. Среди полночи…» ( http://www.proza.ru/2017/12/20/1161 )
И снова – явление гадалки.
24. «Жизнь медленная шла, как старая гадалка…» ( http://www.proza.ru/2017/12/20/1173 )
Сон – «под игом чуждой воли».
25. «Мой вечер близок и безволен…» ( http://www.proza.ru/2017/12/22/1166 )
Тяжелый плен общения с гадалкой.
26. «На темном пороге тайком…» ( http://www.proza.ru/2017/12/22/1181 )
«Случайная» встреча с гадалкой в Темном храме.
27. «Я медленно сходил с ума…» ( http://www.proza.ru/2017/12/23/974 )
безнадежное ожидание
*
Свидетельство о публикации №217122201166