Блок. Мой вечер близок и безволен... Прочтение

25. «Мой вечер близок и безволен…»





                Мой вечер близок и безволен.
                Чуть вечереют небеса, —
                Несутся звуки с колоколен,
                Крылатых слышу голоса.

                Ты — ласковым и тонким жалом
                Мои пытаешь глубины,
                Слежу прозрением усталым
                За вестью чуждой мне весны.

                Меж нас — случайное волненье.
                Случайно сладостный обман —
                Меня обрек на поклоненье,
                Тебя призвал из белых стран.

                И в бесконечном отдаленьи
                Замрут печально голоса,
                Когда окутанные тенью
                Мои погаснут небеса.
                27 марта 1902





    …– «Чуть вечереют небеса» – заря. Та самая, которая год назад: «…началось хождение около островов и в поле за Старой Деревней, где произошло то, что я определял, как Видения (закаты)…Тут же закаты брезжат видениями, исторгающими слезы, огонь и песню…» (Ал. Блок. Дневники 18 года о весне 1901).

     И в этом мареве звоны колоколов смешиваются с голосами крылатых ангелов… Каким восторгом его наполняли прошлой весной «младые были»… А теперь –  гадалка… После неё каждый раз – отчаяние.  Как с утра «пылала голова» (в прошлом стихотворении), так до вечера (когда «погаснут небеса»):


                …Ты – ласковым и тонким жалом
                Мои пытаешь глубины.

отрава, отрава, отрава... И ложь:

                …обман —
                Меня обрек на поклоненье…

                …обман —
                …Тебя призвал из белых стран.

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
     Впервые: I1. С. 34, в цикле СПД, в отделе "Неподвижность".
     Публикации: I2. С. 103; I3. С. 152 и I4. С. 127– в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. С. 122.

 Д р у г и е   р е д а к ц и и    и    в а р и а н т ы

     – «Твоим прозреньям не причастен // ( ... )Я в этой жизни многовластен // И родствен с этой глубиной.» – Более резко, чем в окончательном тексте, противопоставлены героиня ("Ты") и лирический герой, причастный "этой (земной) жизни" и ее "глубинам".
     [
     Противопоставления не вижу: имеем “эту жизнь” и “эту глубину” – явное сопоставление, явное равенство, в первой из которых  лирический герой  – “ многовластен ”, а последней  – “родствен”.
     И в стихотворении – любимый фокус Блока, скрывающий истинную величину буквы т(Т): все упоминания о т(Т)ебе – в началах строк, которые по тогдашним правилам в любом случае писались с прописной буквы. Для влюбленного юноши – это был ещё один способ уравнять любимую земную девушку с Лучезарной Подругой. Чтобы при чтении их облики двоились, перетекали друг в друга. Но по сути это двойничество, эта её маска – обман.

     Чья версия – моя или членов Редакции – верна, судите сами. Блок редко комментировал, разъяснял свои стихи. Обычно, он просто пожимал плечами: Вы так прочитали, значит, можно   понимать и так.
     А сам в дневнике однажды обронил:
     «
     Всякое стихотворение — покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды. Из-за них существует стихотворение. Тем оно темнее, чем отдаленнее эти слова от текста. В самом темном стихотворении не блещут эти отдельные слова, оно питается не ими, а темной музыкой пропитано и пресыщено. Хорошо писать и звездные и беззвездные стихи, где только могут вспыхнуть звезды или можно их самому зажечь.
                21 декабря 1906 г.
     »
    ]
    »


*
*


 Вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.

              IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
   
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится к  седьмой сцене ЧЕТВЁРТОГО раздела. Всего сцен в нем – десять:


                IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года

         Сцена 1.  Моисей.
         Сцена 2. Храм.
         Сцена 3. Мастерская.
         Сцена 4. Солнечный день.
         Сцена 5. Мир у разлива рек.
         Сцена 6. С Ним.
                Сцена 7. Снова гадалка.
         Сцена 8. Призыв к поэту.
         Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
         Сцена 10.Блуждание по мирам.

*
           Сцена седьмая. Снова гадалка.

23. «Гадай и жди. Среди полночи…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/20/1161 )
И снова – явление гадалки.
 24. «Жизнь медленная шла, как старая гадалка…»  ( http://www.proza.ru/2017/12/20/1173 )
Сон – «под игом чуждой воли».
                25. «Мой вечер близок и безволен…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/22/1166 )
                Тяжелый плен общения с гадалкой.
26. «На темном пороге тайком…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/22/1181 )
«Случайная» встреча с гадалкой в Темном храме.
27. «Я медленно сходил с ума…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/23/974 )
безнадежное ожидание
*


Рецензии