Блок. На темном пороге тайком... Прочтение

26. «На темном пороге тайком…»




                На темном пороге тайком
                Святые шепчу имена.
                Я знаю: мы в храме вдвоем,
                Ты думаешь: здесь ты одна…

                Я слушаю вздохи твои
                В каком-то несбыточном сне…
                Слова о какой-то любви…
                И, боже! мечты обо мне…

                Но снова кругом тишина,
                И плачущий голос затих…
                И снова шепчу имена
                Безумно забытых святых.

                Всё призрак — всё горе — всё ложь!
                Дрожу, и молюсь, и шепчу…
                О, если крылами взмахнешь,
                С тобой навсегда улечу!..
                Март 1902




     Воспоминание о зимнем-осеннем его прошлом тайном преследовании Л.Д.? Или это  уже новое весеннее? 
     «Храм» – необязательно Казанский или Исаакиевский, ведь есть еще и:
               
                "                …средний храм —
                Меж десяткой и девяткой,
                С черной, выспренней загадкой,
                С воскуреньями богам…
                10 марта 1901"

     то есть вход на Средний проспект, меж 9-ой и 10-линиями Петрограда...("Пять изгибов сокровенных...")

     Да и  «Ты думаешь: здесь ты одна» – это он так думает. А Любочке, кажется, всегда давали повод не вовремя оглянуться и увидеть, как «промелькнул где-то его профиль – он думал, что я не видела его».

     И сюжетно, и биографически  он тоскует. В жизни ему морочит голову Л.Д., а в книге – гадалка.
     Представьте сами, как:

                "Случайно сладостный обман…
                …Тебя призвал из белых стран.
                27 марта 1902"

     И «окутанные тенью» гаснут его небеса, и он – за нею,  на перекресток –   в  «средний», «с черной загадкой»  храм… И там, в темном, языческом храме:

                На темном пороге тайком
                Святые шепчу имена.
                Я знаю: мы в храме вдвоем,
                Ты думаешь: здесь ты одна…

     Добавьте то, чего не знает он: она знает, что он прячется у входа… Он подходит ближе… И эта стерва:

                Я слушаю вздохи твои
                В каком-то несбыточном сне…
                Слова о какой-то любви…
                И, боже! мечты обо мне…

     Она – тоскует о нем!
     Да знает он, что гадалкам нельзя верить! Видел же он, только что видел, как она – не встала и ушла, а… ее просто не стало.

                Всё призрак — всё горе — всё ложь!

     И теперь уже он думает, что здесь он один:

                Дрожу, и молюсь, и шепчу…

     Но его видят, видят, видят, его держат «под игом чуждой воли», но он всё равно готов:

                …если крылами взмахнешь,
                С тобой навсегда улечу!.."

С тобой, с тобой, с тобой! –

                "Кто кличет? Кто плачет? Куда мы идем?
                Вдвоем — неразрывно — навеки вдвоем!
                1906"

*
*

 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.

              IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
   
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится к  седьмой сцене ЧЕТВЁРТОГО раздела. Всего сцен в нем – десять:


                IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года

         Сцена 1.  Моисей.
         Сцена 2. Храм.
         Сцена 3. Мастерская.
         Сцена 4. Солнечный день.
         Сцена 5. Мир у разлива рек.
         Сцена 6. С Ним.
                Сцена 7. Снова гадалка.
         Сцена 8. Призыв к поэту.
         Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
         Сцена 10.Блуждание по мирам.

*
           Сцена седьмая. Снова гадалка.

23. «Гадай и жди. Среди полночи…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/20/1161 )
И снова – явление гадалки.
 24. «Жизнь медленная шла, как старая гадалка…»  ( http://www.proza.ru/2017/12/20/1173 )
Сон – «под игом чуждой воли».
25. «Мой вечер близок и безволен…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/22/1166 )
Тяжелый плен общения с гадалкой.
                26. «На темном пороге тайком…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/22/1181 )
                «Случайная» встреча с гадалкой в Темном храме.
27. «Я медленно сходил с ума…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/23/974 )
безнадежное ожидание
*



 


Рецензии