Старообрядцы на Алтае

            


Этот очерк напечатан "Я расскажу Вам о Бийске".Альманах №11. 2012 г.
               


       Немного из истории старообрядчества.

  В 1652 году Патриарх Никон вступил на патриарший престол  и, пользуясь  поддержкой  царя  Алексея Михайловича , стал переписывать богослужебные  книги, отмечая о достоинствах русской православной церкви и сравнивая  с православием греческим. Древнее двуперстие крестного знамени сменилось троеперстием. Реформы церкви  проведенные  Никоном повлияли на людей, которые  ценили  старую веру и боролись со всякими нововведениями.  Такие как царский духовник Стефан  Вонифатьев, Иван Неронов,  Логтин Муромский, протопоп Аввакум и другие. Претворение реформ в жизнь, навязанных самодержавием образовали оппозицию, которые отстаивали  старые, пришедшие из Византии вместе с Православием церковные традиции и обряды, стали называть старообрядцами, староверами, кержаками и даже раскольниками – до апреля 1905 года. Старообрядцы, не принявшие  реформ патриарха Никона, вплоть до конца семнадцатого века были убеждены, что сумеют одолеть «еретиков-никониан»* и старая вера восторжествует.
  Поскольку дух и материя взаимосвязаны, постольку сторонники  «старой веры», или «древнего  благочестия», не могли не только свой быт изменить по новым, чуждым русскому духу образцам, но тем более  - изменить церковным правилам. Именно двуперстие ставшее духовным символом старообрядцев, было когда – то принято всей Русью вместе с крещением. Они не отступили в обрядах и правилах, в общинном и семейном укладе, в приверженности строго определенному кругу чтения. Нельзя не учитывать, что их  книжность связана с книжностью древнерусской, с русской средневековой литературой, возникшей с распространения христианства   и славянской письменности.  С девятого по  двенадцатый  века  литература была преимущественно рукописной. Даже с появления  середины шестнадцатого века  книгопечатания, переписывания книг сохраняется и продолжается существовать  в последующие столетия. Рукописная и печатная традиции существовали одновременно. Восставая против реформы и притеснений, одни  староверы вынуждены были  в знак протеста на самосожжение, другие поднимали восстания и бунты. Третьи, скрываясь от преследований, бежали кто куда. По царским указам 1666-1667 годов еретики должны были подвергаться наказанию,  и царь возложил их на воевод.

       Расселение старообрядцев на Алтае.

 После раскола церкви в  1720 году – появление  первых старообрядцев на Алтае.  Живописные места Горного Алтая  притягивали старообрядцев. Некоторые из староверов оказались  в числе прочих  русских переселенцев, подпавшие под правительственные  указы о заселении новых земель в связи с основанием крепостей и заводов, так называемые казенные переселения.  Другие же были беглецами, скрывавшимися в труднодоступных ущельях Алтайских гор от  правительственных  повинностей, крепостной неволи и религиозных гонений, как  например Бухтарминские старообрядцы - каменщики жили в горах. Многие живут на заимках  по несколько семей, скрываясь от мирских людей, со своими  законами, простыми, но суровыми: быть твердым в вере, не лгать, не воровать, не курить, не употреблять  алкоголя, чтить родителей и многое другое, что отличало  их  от других людей.
       В 1721 году наши предки бежали из Москвы в Польшу, так как их в России преследовали за старую веру. Они были не согласны с Никоном. В Польше наши предки жили сорок лет на реке Ветке Гомельской губернии (ныне Белоруссия). В Польше в 1761 году поселенцы из России были разгромлены казаками по приказу властей. Все поселенцы были направлены в Москву. По возвращении в Москву им обещали свободу, но обещание не выполнили. Староверы отказались признать православную веру в новом обряде, и за отказ вторично их сослали в Сибирь совместно с волжскими кержаками с волжских скитов. Отсюда пошло название «поляки» и «кержаки». К Алтайским горам направили большую группу старообрядцев от западных границ государства. Они были расселены компактной группой. Местные жители называли их «поляки», так как высланы они были с территории, принадлежащей некоторое время Польше. Возможно, в состав «поляков» вошли жители близлежащих к Ветке и Стародубовью селений. Таким образом, «поляки» стали первой группой  переселенцев из южной части России. Старообрядцы в силу своей религиозной замкнутости держались особняком. В Сибири они сами стали называть себя поляками.
       Когда прибыли на Алтай, стали расселяться по разным местам. Из этого этапа, в котором были и семья Гусляковых, часть осталась в Перерве, в Шеманаихе, часть в Лосихе, а остальные выехали в Бобровку. Старообрядцы вели счет родства, начиная его от времени поселения во вновь основанной деревне.  Известно, что первые деревни «поляков» появились на Алтае  в середине 1860-х годах: Лосиха ( Старо-Алейская), Шеманаевская (Ново-Алейская) Екатерининская, Петропавловская,  Секисовская и Бобровская, ставшая административным центром. К середине девятнадцатого века «поляки» составили в  Бийском уезде более 80% населения.    В 1782 году  императрица Екатерина  Вторая  разрешила   русским людям,  в том числе и старообрядцам, селиться  с инородцами, с тех пор они значились оседлыми инородцами. Они должны были вносить в казну ясак* мехами по оценке на 3руб. 50коп., но при этом  освобождались от воинской обязанности, от уплаты государственных податей, не выполняли натуральной повинности и даже не приписывались к заводам.     Неофициальным управляющим центром старообрядчества, а также ее культуры становится одно из самых старых загадочных сел  Усть-Коксинского района Верх-Уймон. Это первое русское село основано в 1786 году старообрядцами, бежавшими на Алтай, в поисках Беловодья – страны «истинной веры и древнего благочестия». Начинают складываться традиции Алтайского старообрядчества. Они обживаются, что свидетельствует образование многочисленных деревень,  например, село Солоновка было создано старообрядцами более трехсот лет назад. Расселение  староверов происходит особенно в предгорий  Горного Алтая, в местах Беловодье , где обосновались села староверов Алтая по рекам Бухтарме, Убе и  у озера Маркаколь, а также  в Уймонской и Катандинской степи.  Это расселение началось  в начале восемнадцатого века в результате оттеснения кочевых сибирских племен к китайской границе, что и  произошло расширение земельных  владений Российского государства. Поэтому в 1760 году часть крепостей перенесли в Алтайские горы.  Линия границ  после этого получила название  Новой Колывань – Кузнецкой, или Алтайской. В освободившиеся прежние казачьи поселки по решению правительства направили ссыльных крестьян для снабжения продовольствием горнозаводских рабочих. Уже в 1792 году  в Бухтарминской волости было 30 селений.
      После отмены крепостного права  мощные переселенческие потоки хлынули  из Европейской части на юг Сибири в основном  крестьяне, едущие на «свободные земли», а старообрядцы  в Сибири к началу двадцатого века расселились неравномерно. На Алтае их насчитывалось более тридцати тысяч, это в  Красногорском, Солонешенском, Смоленском, Алтайском и других районах.  Таким образом,  Алтай представляет собой район довольно позднего освоения сибирских земель русскими людьми. Уездный город Бийск упоминали старообрядцы-бегуны в девятнадцатом веке, которые составляли маршрутные карты  пути  в Беловодье, как один из перевалочных пунктов на этом сакральном пути.
 
Культура и быт старообрядцев.

 В конце семнадцатого и в восемнадцатого веков старообрядчество разделилось на «поповцев» «беспоповцев». Однако обе группы дробились на еще более мелкие и среди староверов существуют различные религиозные течения: старожилы  старообрядцы – беспоповцы, не признающие священников в качестве посредников между собой и Богом, - в храм не ходят, а посещают свой молельный дом. Поповцы же привлекли  для богослужения «беглых» священников, порвавших с официальной православной церковью. Крупнейший центр поповщины находится в Нижнегородской губернии на реке Керженец.  Керженцы или «кержаки», были против существующей государственной власти, и считали Петра Первого  воплощением  антихриста. В 20годы восемнадцатого века  были разгромлены и бежали в другие местности.
        После ряда законодательных актов 1905-1906гг. старообрядцы получили возможность легализовать свои общины, хотя и без права именовать их приходами, это общины православных старообрядцев, общины «Поляков», «Федосеевцев», «Дырников», «Поповцев» и «Беспоповцев», а также  «Новокрещенцев», людей  переходящих в старообрядчество и других.  С целью укрепления христианства происходит присоединение «беглопоповских»  общин к белокриницкой старообрядческой церкви. Мельников Федор  Евфимьевич  стал инициатором издания журнала «Сибирский старообрядец». Налаживаются связи между различными старообрядческими толками, число их растет, за счет появления уроженцев. Наиболее благоприятным периодом в истории алтайских староверов предстает время со второй половины девятнадцатого века до десятых годов двадцатого века, что связано со смягчением политики правительства в отношении старообрядцев.
         Село Мульта – это современный духовный центр староверов Уймона. В соседнем селе Замульта, на другом  берегу находится действующий старообрядческий храм Ильи Пророка Новосибирской епархии Русской православной старообрядческой церкви  построенный в 2002 – 2003 годах. В конце девятнадцатого  века в селе Нижний Уймон была построена старообрядческая часовня, неимоверными усилиями жителей сохраненная до начала советских времен. В1980году заканчивается строительство Покровского храма Старообрядческой церкви.
Потомки старообрядцев хранят свою «особенность» и  по сей день не только духовную,  но и материальную:  в Верх-Уймоне можно увидеть дома, построенные из лиственницы  и пихтача по заветам старины с соблюдением лунных циклов еще в девятнадцатом – начале двадцатого веков, некоторые из них сохранили росписи легендарной народной умелицы Агашевны. В селах  Верх-Уймон,  Солоновка,  Солонешенное , да и в других создаются музеи старообрядчества.   Сельское хозяйство  и сегодня остается основным занятием современных потомков  староверов; не последнюю роль в хозяйстве играют и  промыслы. Староверы хорошо разбираются в лекарственных травах, съедобных растениях, корнях.
Одна из традиций  старообрядцев говорит, что посуда, из которой пьет чужой человек, в староверческих семьях считается нечистой,  ее нужно держать отдельно и уж ни в коем случае не окунать в домашнее ведро. Каждая посуда имеет свое предназначение. Старообрядец отличается от других людей, тем , что он носит бороду, одевается по старинке ,рубашка косоворотка на выпуск, подпоясанная ремешком или тесемочкой, штаны или брюки заправленные в сапоги. А женщины носят  косы, сарафаны, шали, платки, фартуки. В основном самотканую одежду.
Вот как состоит типичная изба русских старообрядцев, в которой сохранено внутреннее убранство с русской печью, которая занимает почти четверть комнаты,  палатами, лавками, полками под посуду, на пол постелены  домотканые дорожки. На стенах расшитые полотенца, зеркала, детская зыбка с самодельными игрушками. В переднем красном углу над столом, накрытом белой скатертью, божница со старообрядческими книгами, иконами, кадило, подсвечник. В сенях хранится конная упряжь, седла, посуда  деревянная: кадочки – «квашонки», туеса большие и маленькие, старинная маслобойка, крупорушки, кожаные суммы.  Утварь в  основном самодельная.
В 2008году представители Русской Православной церкви и старообрядцы  Новозыбковской традиции договорились о начале постоянного диалога.
В последнее время на Алтае намечается тенденция к обращению от старообрядчества и православия к новым религиозным культам к бурханизму.* Как известно, именно старообрядцы в восемнадцатом веке  впервые обосновались на Алтае и взаимодействовали с коренными жителями края. Сейчас во многих отдаленных от городов деревнях религиозные старообрядческие традиции разрушаются и угасают.

  2012г


Рецензии
Ну Горный Алтай место скопления необычайной силы, я много раз был в Горном Алтае, и во всех местах казалось, что "магия" так и витает вокруг, но не магия в прямом смысле слова, как в играх там или в Гарри Поттере, а магия приручения человека к природе.

Андрей Басаргин   14.08.2023 15:21     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.