Блок. Я медленно сходил с ума... Прочтение

27. «Я медленно сходил с ума…»






                Я медленно сходил с ума
                У двери той, которой жажду.
                Весенний день сменяла тьма
                И только разжигала жажду.

                Я плакал, страстью утомясь,
                И стоны заглушал угрюмо.
                Уже двоилась, шевелясь,
                Безумная, больная дума.

                И проникала в тишину
                Моей души, уже безумной,
                И залила мою весну
                Волною черной и бесшумной.

                Весенний день сменяла тьма,
                Хладело сердце над могилой.
                Я медленно сходил с ума,
                Я думал холодно о милой.
                Март 1902





     Ключевая фраза здесь последняя: «Я думал холодно о милой».
     Да бывает такое – сам по юности своей помню: сердце не выдерживает постоянного напряжения, эмоций уже не хватает, и, как отдых – мысли «о милой» какое-то время  не сопровождаются эмоциональным накалом. А он, впервые столкнувшись с данным  феноменом, подумал, что сходит с ума.

     (Они  время от времени виделись: 
Л.Д. Из воспоминаний:
      «…"знакомство" благополучно продолжалось в его "официальной" части, и Блок бывал у нас по-прежнему… Я  послала ему билет с запиской:
      "Первой идет на спектакле "Женитьба", в которой я играю; если хотите меня видеть, то приходите вовремя, п.ч. "во время действия покорнейше просят не входить в зал". Л.Менделеева. 21-го (марта).
… Блок на спектакле не был»)

     И можно только представить, как он посреди её отстранённости, её привычной холодности вдруг получает записку «… если хотите меня видеть… приходите…»,  – колеблясь до последнего - идти-не идти?! - опоздав, "медленно сходил с ума / У двери той, которой жажду" - у уже закрытых дверей в зал.

*
*

 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.

              IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
   
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко седьмой сцене ЧЕТВЁРТОГО раздела. Всего сцен в нем – десять:


                IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года

         Сцена 1.  Моисей.
         Сцена 2. Храм.
         Сцена 3. Мастерская.
         Сцена 4. Солнечный день.
         Сцена 5. Мир у разлива рек.
         Сцена 6. С Ним.
                Сцена 7. Снова гадалка.
         Сцена 8. Призыв к поэту.
         Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
         Сцена 10.Блуждание по мирам.

*
           Сцена шестая. Снова гадалка.

23. «Гадай и жди. Среди полночи…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/20/1161 )
И снова – явление гадалки.
 24. «Жизнь медленная шла, как старая гадалка…»  ( http://www.proza.ru/2017/12/20/1173 )
Сон – «под игом чуждой воли».
25. «Мой вечер близок и безволен…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/22/1166 )
Тяжелый плен общения с гадалкой.
26. «На темном пороге тайком…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/22/1181 )
«Случайная» встреча с гадалкой в Темном храме.
                27. «Я медленно сходил с ума…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/23/974 )
                безнадежное ожидание
*


Рецензии