Блок. Я медленно сходил с ума... Прочтение
Я медленно сходил с ума
У двери той, которой жажду.
Весенний день сменяла тьма
И только разжигала жажду.
Я плакал, страстью утомясь,
И стоны заглушал угрюмо.
Уже двоилась, шевелясь,
Безумная, больная дума.
И проникала в тишину
Моей души, уже безумной,
И залила мою весну
Волною черной и бесшумной.
Весенний день сменяла тьма,
Хладело сердце над могилой.
Я медленно сходил с ума,
Я думал холодно о милой.
Март 1902
Ключевая фраза здесь последняя: «Я думал холодно о милой».
Да бывает такое – сам по юности своей помню: сердце не выдерживает постоянного напряжения, эмоций уже не хватает, и, как отдых – мысли «о милой» какое-то время не сопровождаются эмоциональным накалом. А он, впервые столкнувшись с данным феноменом, подумал, что сходит с ума.
(Они время от времени виделись:
Л.Д. Из воспоминаний:
«…"знакомство" благополучно продолжалось в его "официальной" части, и Блок бывал у нас по-прежнему… Я послала ему билет с запиской:
"Первой идет на спектакле "Женитьба", в которой я играю; если хотите меня видеть, то приходите вовремя, п.ч. "во время действия покорнейше просят не входить в зал". Л.Менделеева. 21-го (марта).
… Блок на спектакле не был»)
И можно только представить, как он посреди её отстранённости, её привычной холодности вдруг получает записку «… если хотите меня видеть… приходите…», – колеблясь до последнего - идти-не идти?! - опоздав, "медленно сходил с ума / У двери той, которой жажду" - у уже закрытых дверей в зал.
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится ко седьмой сцене ЧЕТВЁРТОГО раздела. Всего сцен в нем – десять:
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года
Сцена 1. Моисей.
Сцена 2. Храм.
Сцена 3. Мастерская.
Сцена 4. Солнечный день.
Сцена 5. Мир у разлива рек.
Сцена 6. С Ним.
Сцена 7. Снова гадалка.
Сцена 8. Призыв к поэту.
Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
Сцена 10.Блуждание по мирам.
*
Сцена шестая. Снова гадалка.
23. «Гадай и жди. Среди полночи…» ( http://www.proza.ru/2017/12/20/1161 )
И снова – явление гадалки.
24. «Жизнь медленная шла, как старая гадалка…» ( http://www.proza.ru/2017/12/20/1173 )
Сон – «под игом чуждой воли».
25. «Мой вечер близок и безволен…» ( http://www.proza.ru/2017/12/22/1166 )
Тяжелый плен общения с гадалкой.
26. «На темном пороге тайком…» ( http://www.proza.ru/2017/12/22/1181 )
«Случайная» встреча с гадалкой в Темном храме.
27. «Я медленно сходил с ума…» ( http://www.proza.ru/2017/12/23/974 )
безнадежное ожидание
*
Свидетельство о публикации №217122300974