Блок. Кто плачет здесь?.. Прочтение

29. «Кто плачет здесь? На мирные ступени…»





                Кто плачет здесь? На мирные ступени
                Всходите все — в открытые врата.
                Там — в глубине — Мария ждет молений,
                Обновлена рождением Христа.

                Скрепи свой дух надеждой высшей доли,
                Войди и ты, печальная жена.
                Твой милый пал, но весть в кровавом поле,
                Весть о Любви — по-прежнему ясна.

                Здесь места нет победе жалких тлений,
                Здесь всё — любовь. В открытые врата
                Входите все. Мария ждет молений,
                Обновлена рождением Христа.
                Март 1902





     И следом за видением «Моисеева куста» в прошлом стихотворении – видение «рождения Христа». Видение начала еще одной миссии.
     И опять подчеркивается несоразмерность земных бед небесному откровению: там ему не было «жаль» «милых мертвых», здесь нарисована девушка, которой только что  рассказали, что ее «милый пал». 
     «Но… Весть о Любви — по-прежнему ясна»!
     «Но… Здесь места нет победе жалких тлений»!
     Все второстепенно, важно одно:

                …Мария ждет молений,
                Обновлена рождением Христа.

     И еще на одно ему намекнули… Да в принципе всё на то же. Данное стихотворение, данное видению впрямую противостоит  26 картине IV действия его пиесы – стихотворению «На темном пороге тайком»:

                «На темном пороге тайком
                Святые шепчу имена.
                Я знаю: мы в храме вдвоем,
                Ты думаешь: здесь ты одна…

                Я слушаю вздохи твои
                В каком-то несбыточном сне…
                Слова о какой-то любви…
                И, боже! мечты обо мне…

                Но снова кругом тишина,
                И плачущий голос затих…
                И снова шепчу имена
                Безумно забытых святых.

                Всё призрак — всё горе — всё ложь!
                Дрожу, и молюсь, и шепчу…
                О, если крылами взмахнешь,
                С тобой навсегда улечу!..
                Март 1902»

     В нем он – на пороге, на темном пороге, здесь перед ним мирные ступени входа.
     В нем перед ним – Храм, здесь… Здесь – овчарня, ясли, здесь тоже – Храм!
     В нем «ты» – одна, здесь Мария – ждет, то есть тоже – одна.
     В нем за порогом – толпы гуляющих, монашки, у входа вечные нищие, здесь – «все»!
      Но там – хмарный питерских вечер, здесь – ясное южное утро.
      И главное, там – два одиночества, там двое, запутавшихся в своих «сложностях», а здесь…

                Здесь всё — любовь.

     Потому что  не к заплаканной девчонке обращена строка:

                Скрепи свой дух надеждой высшей доли!



Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:

     «
     Впервые: Русская молва. 1912. №17. 25 дек. –   с разночтением в ст. 7 – в цикле из двух стихотворений под загл. "На паперти храма" (второе – "Сгущался мрак церковного порога ..”).

     Публикации: I3. С. 153 и I4. С. 128 – в цикле СПД. в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. С. 124.
     Заглавие цикла, в который стихотворение входило при первой публикации, придает ему дополнительный смысловой оттенок. Паперть – церковное крыльцо, площадка перед входом в церковь. На паперти молились грешники, не имевшие права вступить в храм (ср. в связи с этим позицию "героя" в данном стихотворении, а также в "На темном пороге тайком ... ").

    – «Всходите все ...» – слова перекликаются с началом стих. "Входите все. Во внутренних покоях... ".
     [
             Входите все. Во внутренних покоях
             Завета нет, хоть тайна здесь лежит.
             Старинных книг на древних аналоях
             Смущает вас оцепеневший вид.

             Здесь в них жива святая тайна бога,
             И этим древностям истленья нет.
             Вы, гордые, что создали так много,
             Внушитель ваш и зодчий – здешний свет.

             Напрасно вы исторгнули безбожно
             Крикливые хуленья на творца.
             Вы все, рабы свободы невозможной,
             Смутитесь здесь пред тайной без конца.
                14 июля 1901
]

– «... Входите все. Мария ( ... ) // Обновлена рождением Христа.» – По евангельской легенде, к Христу, родившемуся в Вифлееме, пришли на поклонение волхвы (Мф. II, 1-11) и пастухи (Лк. 11, 7-16). Богоматерь Мария у Блока сближена с Вечной Женственностью. Ср. в более позднем (16 сентября 1902) письме к Л.Д. Менделеевой: "Меня оправдывает продолжительная и глубокая вера в Вас (как в земное воплощение пресловутой Пречистой Девы или Вечной Женственности)" [письмо осталось неотосланным].
     Одновременно образы стихотворения ассоциируются с апокалиптической символикой "Жены" (см. коммент. к стих. "Ранний час. В пути незрима ... ". 
      Интерес к Апокалипсису у Блока усилился после его знакомства 26 марта 1902 r. с "петербургскими мистиками" Д.С.  Мережковским и З.Н. Гиппиус и чтения полученной от нее рукописи статьи А. Белого. Ср. выписки из этой рукописи в дневнике Блока от 26 марта 1902 г.: «В воздухе носится "вечная женственность" (жена, облеченная в солнце, долженствующая родить младенца, которому надлежит пасти народы жезлом железным)» (слова в скобках взяты из Апокалипсиса; см.: Откр. XII, 1 и 5)."
     [
     Принципиальная разница между “Девой” и “Женой” в том, что Дева уже свою миссию выполнила, а Жена – до сих пор среди нас, скрывается от Змея.
     ]
     »


*
*

вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.

                IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
   
      V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
      VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

       Данное стихотворение относится ко восьмой сцене ЧЕТВЁРТОГО раздела. Всего сцен в нем – десять:


                IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года

         Сцена 1.  Моисей.
         Сцена 2. Храм.
         Сцена 3. Мастерская.
         Сцена 4. Солнечный день.
         Сцена 5. Мир у разлива рек.
         Сцена 6. С Ним.
         Сцена 7. Снова гадалка.
                Сцена 8. Призыв к поэту.
         Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
         Сцена 10.Блуждание по мирам.


    Сцена восьмая. Призыв к поэту.

28. «Весна в реке ломает льдины…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/23/978 )
Видение «моисеева куста».
                29. «Кто плачет здесь? На мирные ступени…»           ( http://www.proza.ru/2017/12/23/985 )   
                Видение «Рождества».
30. «Утомленный, я терял надежды…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/24/2108 )               
«Ты»  – освобождает.
31. «Странных и новых ищу на страницах…»              ( http://www.proza.ru/2017/12/24/2116 )               
«Ты» – «Дева, Заря, Купина».
*
*


Рецензии